Описание курицы, имеющей в профиле фигуру человека (1815 год)
Григорий Фишер фон Вальдгейм
Профессор Григорий Иванович Фишер фон Вальдгейм прожил долгую и славную жизнь. Он учился в Иене, Геттингене и Париже. Его преподавателями были великие Гумбольдт и Кювье. В 1804 году он приехал в Москву, чтобы стать университетским профессором, и остался в России на всю жизнь. Фишер основал Московское общество испытателей природы, написал для российских университетов учебники по зоологии и минералогии -единственные в ту пору учебные пособия в этих областях. Во время московского пожара 1812 года он бросил свое имущество и собственный научный архив, но спас ценнейшие университетские коллекции. Многие годы преподавал в Московском университете и возглавлял Московскую медико-хирургическую академию, воспитал несколько поколений русских медиков и натуралистов (его учеником оыл великий физиолог Й.М. Сеченов), состоял членом 70 учёных обществ и учреждений, опубликовал 212 научных трудов. Йо сегодня его имя'чаще всего вспоминают не геологи или естествоиспытатели, а библиофилы. И связано это со скромной (всего 15 страниц) брошюрой «Описание курицы, имеющей в профиле фигуру человека».
История русской книги знает немало курьёзных изданий. Достаточно назвать «Описание вши» 1789 года или вышедшее 40 лет спустя сочинение Бертолот-то «История блохи». Труд профессора Фишера занимает достойное место в этом ряду.
Побудительная причина, заставившая учёного взяться за перо, весьма уважительна. По роду своих занятий часто встречая природные аномалии, Фишер решил описать одну из них, чтобы продемонстрировать публике отсутствие в подобных явлениях чего-либо сверхъестественного. Необычная курица, о которой идёт речь, была обнаружена в Белёвском округе Тульской губернии и прислана в Московский университет тульским гражданским губернатором тайным советником Николаем Ивановичем Богдановым. В книге даётся её подробное описание: «Вид её такой же, как и других кур, с которыми она сродствует и в нравах и в образе жизни; но голова её в частях, служащих для жевания пищи, представляет такое образование, которое придаёт ей в профиль фигуру человека, особенно старухи». Помимо «словесного портрета», в книге имеются три гравированные (в описываемом экземпляре они раскрашены акварелью от руки) со следующим пояснением: «Изображение курицы в профиль весьма верно и представляет старушку, так как она есть. Вторая фигура представляет голову с лица и показывает в ней настоящего Сатира. Третья фигура представляет её зевающей и вместе показывает её язык».
Известный библиограф А.Е. Бурцев уже в 1901 году причислял «Описание курицы» к редкостям. Однако представленный в Хронике экземпляр интересен ещё и тем, что происходит из библиотеки Н.К. Синягина. Сын крупного хлеботорговца, Синягин пристрастился к коллекционированию в 1900 году. Известный букинист Ф.Г. Шилов в своих «Записках старого книжника» вспоминал о нём: «Собирал Синягин столь энергично, что в течение десяти-пят-надцати лет создал собрание книг, брошюр, гравюр, литографий и рисунков, изображаютих виды русских городов, монастырей, церквей и быт русского народа, какое никто до сих пор не мог собрать».
Судьба Синягина сложилась трагически. У него обнаружилось психическое расстройство. Быстро прогрессировавшая болезнь вскоре свела собирателя в могилу. А его грандиозная коллекция какое-то время спустя была распродана, и лишь незначительная её часть оказалась в Публичной библиотеке. Но сине-красный экслибрис синягинской библиотеки - своеобразный «знак качества» для коллекционера, означающий, что и сама книга, и её судьба заслуживают внимательного изучения.
Фишер фон Вальдгейм Григорий Иванович (1771-1835)
Описание курицы, имеющей в профиле фигуру человека, с присовокуплением некоторых наблюдений и её изображения, изданное профессором Фишером. Москва, в Университетской типографии, 1815.15 с, 1 л. иллюстрация - гравюра, крашенная акварелью. В цельнокожаном переплёте 10-х годов XIX века. На верхней крышке тиснён золотом суперэкслибрис Московского университета-императорский герб и аллегории учебы. На задней крышке - суперэкслибрис библиотеки московского Университетского благородного пансиона при Московском университете: тиснённые золотом буквы «У.Б.П.». Форзацы «мраморной» бумаги. 20,8x12,3 см. На переднем форзаце экслибрис: «Библиотека Н.К. Синягина». Брошюра была одновременно выпущена на русском и немецком языках. В конце XVIII - начале XIX века суперэкслибрисы Московского университета теснились на переплётах изданий, подготовленных университетом и отпечатанных в университетской типографии.