Несвоевременные мысли (1918 год)
Максим Горький
«Несвоевременные мысли» - название цикла культурологических новелл Фридриха Ницше, написанных в 1873-1876 годах. В одной из них, носящей заглавие «О пользе и вреде истории для жизни», немецкий философ размышляет о том, сколь тяжким грузом является для человека память о прошлом: «Погляди на стадо, которое пасётся около тебя: оно не знает, что такое вчера, что такое сегодня, оно скачет, жуёт траву, отдыхает, переваривает пищу, снова скачет, и так с утра до ночи и изо дня в день, тесно привязанное в своей радости и в своём страдании к столбу мгновения и потому не знающее ни меланхолии, ни пресыщения. Зрелище это для человека очень тягостно, так как он гордится перед животным тем, что он человек, и в то же время ревнивым оком смотрит на его счастье - ибо он, подобно животному, желает только одного: жить, не зная ни пресыщения, ни боли, но стремится к этому безуспешно, ибо желает он этого не так, как животное. Человек может, пожалуй, спросить животное: "Почему ты мне ничего не говоришь о твоём счастье, а только смотришь на меня?" Животное не прочь ответить и сказать: "Это происходит потому, что я сейчас же забываю то, что хочу сказать", - но тут же оно забывает и этот ответ и молчит, что немало удивляет человека. Но человек удивляется также и самому себе, тому, что он не может научиться забвению и что он навсегда прикован к прошлому; как бы далеко и как бы быстро он ни бежал, цепь бежит вместе с ним».
Пройдут тридцать с небольшим лет, и в другой стране, при других обстоятельствах, в другой исторической ситуации найдётся человек, который также захочет высказать современникам свои «несвоевременные мысли» и снова провести параллель между человеком и животным. Этот человек - Максим Горький. Серия из 58 его статей под таким же названием появится в печати в апреле 1917-июне 1918 года.
Для Горького эти четырнадцать месяцев стали временем огромных надежд и страшных разочарований. Сын столяра-краснодеревщика и мещанки, прошедший суровые «университеты» жизни; гениальный самоучка, много странствовавший, живший «на дне» среди босяков, зарабатывавший на существование подёнщиной; литератор, познавший славу у себя на родине, в Европе и Америке; «буревестник революции», неоднократно арестовывавшийся за политическую деятельность, он после февраля 1917 года, казалось, увидел исполнение своих заветных чаяний: поворот России к новой, свободной жизни. Именно так - «Новая жизнь» -стала называться основанная им газета. Но очень скоро пришло понимание: жизнь складывалась иначе, нежели представлялось раньше. Тогда-то на газетные страницы и выплеснулись «Несвоевременные мысли».
Сначала они были посвящены проблемам злободневным, но всё же привычным для любого государства, переживающего политический катаклизм: этике межпартийной борьбы, свободе слова, необходимости достижения общественного согласия. Но с каждой неделей их тональность менялась: всё чаще стали появляться сообщения о массовых убийствах, о повсеместном разбое, грабежах, погромах, об оскудении и озверении целых городов и провинций, о самосудах, о систематичном попрании человеческого достоинства. И всё громче звучала критика большевиков и их вождей. Горький писал: «Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта, русский народ для них -та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф для того, чтоб лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт производят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть. Реформаторам из Смольного нет дела до России: они хладнокровно обрекают её в жертву своей грёзе о всемирной или европейской революции». Ответ не заставил себя ждать: «Правда» обвинила писателя в том, что из «буревестника» он превратился в «гагару, которой недоступно счастье битвы», выпуск «Новой жизни» несколько раз приостанавливали, а 16 июля 1918 года газета с ведома и одобрения Ленина была закрыта окончательно. Четыре месяца спустя, предвидя страшные потрясения, в преддверии первой голодной революционной зимы, Горький собрал свои «новожизненские» публикации и выпустил их отдельной книжкой. «Несвоевременные мысли» вышли в издательстве «Культура и свобода», с которым тогда сотрудничали авторитетнейшие фигуры российского либерального движения - В. Н. Фигнер, Г. А. Лопатин, В. И. Засулич, Г. В. Плеханов и другие.
Горький дал своему сборнику подзаголовок: «Заметки о революции и культуре», но сегодня, десятилетия спустя, его также можно было бы назвать универсальным пособием по исторической этике для каждого россиянина (а то, что это произведение глубоко национальное, не вызывает сомнений). Цитаты из него легко представимы на первых полосах большинства современных российских периодических изданий: «Мы добивались свободы слова затем, чтобы иметь возможность говорить и писать правду. Но говорить правду - это искусство, труднейшее из всех искусств, ибо в своём «чистом» виде, не связанное с интересами личностей, групп, классов, наций, правда почти неудобна для пользования обывателя и неприемлема для него. Таково проклятое свойство «чистой» правды, но в то же время это самая лучшая и самая необходимая для нас правда... Издохла совесть. Чувство справедливости направлено на дело распределения материальных благ. Где слишком много политики, там нет места культуре... Уничтожение неприятных органов гласности не может иметь практических последствий, желаемых властью. Этим актом малодушия нельзя задержать рост враждебных настроений... Русский народ -в силу условий своего исторического развития - огромное дряблое тело, лишённое вкуса к государственному строительству и почти недоступное влиянию идей, способных облагородить волевые акты; русская интеллигенция - болезненно распухшая от чужих идей голова, связанная с туловищем не крепким позвоночником единства желания и целей, а какой-то еле различимой тоненькой нервной нитью... Западный мир суров и недоверчив, он совершенно лишён сентиментализма. В этом мире дело оценки человека стоит очень просто: вы любите, вы умеете работать? Если так -вы человек необходимый миру, вы именно тот человек, силою которого творится всё ценное и прекрасное. Вы не любите, не умеете работать? Тогда, при всех иных ваших качествах, как бы они ни были превосходны, вы - лишний человек в мастерской мира. А так как россияне работать не любят и не умеют, и западноевропейский мир это их свойство знает очень хорошо, то - нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем... Грабят - изумительно, артистически. Нет сомнения, что об этом процессе саморазграбления Руси история будет рассказывать с величайшим пафосом... И вот этот маломощный, тёмный, органически склонный к анархизму народ ныне призывают быть духовным водителем мира, Мессией Европы. Костёр зажгли, он горит плохо, воняет Русью, грязненькой, пьяной и жестокой. И вот эту несчастную Русь тащат и толкают на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира. Разве это не «мессианство» во сто лошадиных сил?.. Я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти -недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего. И пока я могу, я буду твердить русскому пролетарию: "Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного опыта, в глазах твоих вождей ты всё ещё не человек!"...».
Появление отдельного издания «Несвоевременных мыслей» вызвало ряд критических статей в большевистской печати. Последующие отношения Горького с советской властью были неоднозначны. В 1921 году из-за ухудшения состояния здоровья по настоянию Ленина он уехал на лечение за границу. Через десять лет вернулся на родину, чтобы быть провозглашённым главным писателем эпохи. Умер при загадочных обстоятельствах. Похоронен в Кремлёвской стене. При его жизни «Несвоевременные мысли» не переиздавались. Более того - книгу изымали из библиотек и уничтожали. В букинистические магазины она попадала лишь по ошибке. Поэт Евгений Евтушенко вспоминал: «Году в 1960-м я шёл по старому Арбату и вдруг увидел на книжном уличном развале «Несвоевременные мысли» - эту считавшуюся исчезнувшей полностью книгу. Она продавалась всего-навсего за трёшку. Я немедленно схватил её и спрятал за пазуху, воровато оглянувшись. Горький тогда был настолько канонизирован в качестве коммунистического святого, что о существовании этой книги знали лишь немногие».
Первое российское переиздание «Несвоевременных мыслей» состоялось лишь в 1990 году. Сегодня по цитируемости эта книга опережают все прочие произведения Горького. Наверное, потому, что по-прежнему актуальны слова, произнесённые более девяноста лет назад: «Если я вижу, что моему народу свойственно тяготение к равенству в ничтожестве, тяготение, исходящее из дрянненькой азиатской догадки: быть ничтожным - проще, легче, безответственней; если я это вижу, я должен это сказать. Будем говорить правду: она целебна, и только она может вылечить нас!».
Горький Максим (настоящие фамилия и имя - Пешков Алексей Максимович; 1868-1936)
Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. Петроград: Издательство «Культура и Свобода», 1918. 115 с. В картонажном переплёте середины ХХ века с сохранением издательских печатных обложек. 22,5х14 см. В тексте владельческие пометы карандашом. Редкое издание. Значительная часть тиража уничтожена в советское время из-за негативных оценок автором деятельности В. И. Ленина.