Нечаянные встречи (1947 год)
Виталий Бианки
В книге мемуаров «В лаборатории редактора» Л. К. Чуковская (1907-1996) вспоминала, как Виталий Бианки (1894-1959) впервые пришел в редакцию к С. Я. Маршаку (1887-1964) со стихами: «Это были стихи в прозе - длинные, туманные, символические. Они Маршаку не понравились. Но автора упустить он не хотел. Он знал, что В. Бианки - охотник, что отец его - орнитолог. Он предложил молодому литератору поделиться с детьми своим зоологоохотничьим опытом, и В. Бианки написал свои первые книги: «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Лесные домишки»». Тогда же Маршак доверил Бианки вести в журнале «Новый Робинзон» из номера в номер «Лесную газету», которая вскоре вышла отдельным изданием и принесла автору славу.
Писатель Виталий Валентинович Бианки родился в семье обрусевшего итальянца Валентина Львовича Бианки (1857-1920), ученого- орнитолога. Несмотря на склонность к зоологии В. Л. Бианки окончил Военно-медицинскую академию, получив в 1883 г. звание лекаря. В 1887 г. Бианки стал ученым-хранителем энтомологического отделения Зоологического музея Академии наук в Санкт-Петербурге, где изучал преимущественно бабочек и жуков. В 1896 г., в возрасте 38 лет он был избран физико-математическим отделением Академии наук на должность старшего зоолога. С этого момента и до своей смерти В. Л. Бианки руководил орнитологическим отделением Зоологического музея Академии наук.
Квартира ученого находилась прямо напротив музея, и Виталий Бианки с двумя братьями часто посещали его, изучая чучела животных со всего земного шара. Дома же жили кошки, собаки, ежики, был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами, змеями. Летом семья уезжала в деревню Лебяжье. Здесь пятилетний Виталий изучал природу в лесных окрестностях: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И - самое главное - с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».
В семье Бианки выписывали и внимательно изучали «Бюллетень природы», который каждую весну публиковал в петербургских газетах профессор Лесного института Д. Н. Кайгоро- дов (1846-1924) - популяризатор, автор книг «Беседы о русском лесе» (1880), «Собиратель грибов» (1888), «Из царства пернатых» (1893), «Наши весенние бабочки» (1910), «Наши весенние цветы» (1911). Д. Н. Кайгородов - первый русский ученый, организовавший в России массовые наблюдения любителей-добровольцев за сменой сезонных явлений и создавший «Дневники петербургской весенней и осенней природы». Именно они стали прообразом будущей «Лесной газеты» Бианки.
Виталий Бианки окончил гимназию, учился на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.
После нескольких научных экспедиций по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану Бианки в 1917 г. переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. Здесь он постоянно делал записи, фиксируя наблюдения за природой. К моменту переезда в Петроград «целые тома записок, - вспоминал писатель, - лежали мертвым грузом у меня на душе. В них - как в Зоологическом музее - было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить».
В 1922 г. в Петрограде он вошел в литературный кружок, где собирались «детские» писатели К. Чуковский, Б. Житков, С. Маршак. Бианки прочел некоторые из своих записей, и вскоре в журнале для детей «Воробей» появился его первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», в 1923 г. вышла первая книга «Чей нос лучше». В 1928 г. - «Лесная газета», выдержавшая с тех пор более десяти переизданий.
В 1920-х гг. в советский обиход вошли новые слова: «рабкор», «селькор», «юнкор», появились массовые газеты для детей, и вместе с ними новое слово - «деткор». Перед советскими писателями-«деткорами» встала задача - в противовес дореволюционным изданиям о зарубежной экзотической природе создать литературу о родном крае. «Первопроходцами» краеведческой книги стали «Колобок» М. Пришвина (1908) и «Дерсу-Узала» В. Арсеньева (1923). Этот путь продолжал В. Бианки: «Выбирай, какой край тебе по душе, - писал он в “Лесной газете”. - И куда бы ты ни заехал, где бы ни поселился - всюду ждет тебя своя красота и свое дело: исследовать, открывать новые красоты и богатства нашей земли и строить на ней новую, лучшую жизнь».
В 1926-1929 гг. Бианки жил в Уральске и в Новгороде, в 1941 г. вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца он не призывался в армию, уехал в эвакуацию на Урал, после войны снова приехал в Ленинград.
Более 35 лет Виталий Бианки посвятил созданию литературы для детей: свыше 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей, общий тираж его произведений, переведенных на многие языки мира, - более 40 миллионов экземпляров.
Особенной популярность пользовались рассказы «Первая охота» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937), повести «Одинец» (1928), «Карабаш» (1926), тематические циклы «Мышонок Пик» (1926), «Синичкин календарь» (1945) и др.
В последние годы жизни у Виталия Валентиновича полностью парализовало ноги и частично руки. Однако он по-прежнему проводил заседания редколлегии журнала «Вести из леса», создавал сценарии для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе.
Сборник рассказов «Нечаянные встречи», вышедший в 1947 г., оформлен художником Николаем Ивановичем Костровым (1901-1996). Живописец, график, член Санкт-Петербургского Союза художников, Н. И. Костров учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Ленинграде. Вместе с ним в 1926 г. «выпустились» Ю. А. Васнецов (19001973), В. И. Курдов (1905-1989), Е. И. Чарушин (1901-1965) и др.
Произведения Н. И. Кострова находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Германии, Франции и других стран. Более 50 его работ хранится в Кировском областном художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых.
«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым, - замечал В. В. Бианки. - А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
На сборнике, включившем циклы «Нехожеными тропами», «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине», имеется запись на форзаце: «Дорогим Розе Григорьевне и Мурочке Витя Бианки от всего сердца, в которое Вы впрыскивали морфий. 5. Х. 1947 г. Ленинград».
Бианки, Виталий Валентинович (1894-1959)
Нечаянные встречи: Рассказы. Рис. Н. Кострова. М.; Л.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1947. 177 с., ил. 20х13 см. 30 000 экз..