Новая Скрижаль (1857 год)
Вениамин (Румовский-Краснопевков)
Скрижалями, согласно библейскому сказанию, назывались каменные доски с написанными на них десятью Божественными заповедями. «Новая Скрижаль» - самая известная книга архиепископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина. В известном труде Евгения Бол-ховитинова «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина» (Санкт-Петербург, 1818) о нём говорится: «Вениамин Румовский, Архиепископ Нижегородский, орденов Св. Александра Невского и Св. Анны I-й степени и Иоанна Иерусалимского кавалер; родился 1739 года июля 26; вступил в монашество на двадцатом году; был в Александро-Невской семинарии с l768 года префектом, а с 1770 года ректором и Староладожского Николаевского монастыря архимандритом; потом архимандритом же Сергиевой пустыни. В 1774 году июля 13 посвящён во епископа в Олонец и оттуда в 1775 году апреля 10 переведён в Архангельск, а из оного в 1798 году октября 26 в Нижний Новгород и там скончался 1811 года марта 16». (О нём см. также в настоящем выпуске Библиохроники: Вениамин (Румовский-Краснопевков). «Священная история...»)
Признанная «классическим сочинением по литургике», «Новая Скрижаль» получила такое название, потому что являлась по замыслу автора «пополнительным объяснением» к подобной же книге «о церкви, о литургии, о всех службах и утварях церковных», увидевшей свет ещё при патриархе Никоне. Как отмечают исследователи, в основу труда архиепископа Вениамина были положены данные из знаменитой работы французского литургиста, монаха-францисканца Жака Гоара (16011654) «Евхологион», содержащего богослужебные тексты греческой церкви, но при этом «Новая Скрижаль» - «совершенно оригинальное сочинение и содержит много такого, что принадлежит самому Вениамину. При жизни составителя вышло три издания «Новой Скрижали» (1803, 1806 и 1810 годов), а в 1857 году эта книга, написанная языком не русским и не чисто славянским, а с латинской конструкцией, была переведена на русский язык. К 1908 году она выдержала уже семнадцать изданий». Тогда, более чем через сто лет после написания, о ней по-прежнему говорили как о труде незаменимом, причём «незаменимом в научном отношении».
В Библиохронике представлено первое «переведённое на русский язык» издание «Новой Скрижали» 1857 года, где, как сказано во вступлении «От издателей», по сравнению с авторским текстом «план, порядок предметов и само содержание остались неприкосновенны, а переложены только язык и слог».
Основная задача книги сформулирована автором в главе «Что есть Церковь»: «Слово «церковь» имеет два значения. Во-первых, Церковь означает общество истинных Христиан, по всему земному кругу рассеянных, и объемлет их, на каком бы месте и в какое бы время истинно верующие ни жили. Эта Церковь есть тело Христово и Христова невеста, которая очищена водою Святого Крещения, орошена честною кровью Искупителя, брачно одеяна и запечатлена миром Святого Духа. Сию-то Церковь Патриархи прообразовали, Пророки провозвестили, Апостолы основали, Иерархи украсили и Мученики прославили. Глава сей Церкви - Христос, потому что она управляется одним законом Евангельским, воинствует под одним знамением Христовым и стремится к единой блаженной цели. Во-вторых, Церковь есть храм Божий, или молитвенный дом, куда верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. В сем последнем значении слово Церковь и принимается в настоящей книге, в которой имеют быть объяснены все части Церкви, утвари и молитвы, в ней совершающиеся». А далее идёт подробный, со ссылками на тексты Священного Писания и святых отцов, рассказ о частях храма, о значении и назначении алтаря, об иконостасе и расположении в нём икон, об амвоне и царских вратах, о священнических одеждах, о том, что есть митра, архиерейская мантия, подрясник, орарь, епитрахиль, панагия, о ходе церковной службы, о порядке и смысле читаемых молитв. По сути дела, это - энциклопедия православной церковной обрядности. Не удивительно, что книга долгое время пользовалась таким успехом.
Гравированный гербовый экслибрис на переднем форзаце указывает, что представленный в Библиохронике экземпляр «Новой Скрижали» происходит из библиотеки крупного учёного-геодезиста и картографа, генерала от инфантерии, члена Военного Совета Фёдора Фёдоровича Шуберта (1789-1865). Сын известного астронома академика Ф.И. Шуберта (и дед - по материнской линии - Софьи Ковалевской), он, получив математическое образование, выбрал карьеру военного: с 14 лет числился в Свите Александра I по квартир-мейстерской части, служил в Главном штабе. В 16 лет вместе с отцом сопровождал русское посольство в Китай и составил топографический маршрут путешествия. Участвовал в кампаниях 1806-1809, 1810, 1812-1815 годов: в 1807-м был тяжело ранен при Прейсиш-Эйлау, в 1810-м осаждал турецкие крепости Силистрия, Шумла и Рущук, в 1812-м отличился под Смоленском и при Бородине, дрался под Тарутином, Вязьмой и Красным. В 1822 году стал директором вновь учреждённого Корпуса топографов, три года спустя получил назначение на место управляющего Военно-топографическим депо, в 1827 году возглавил Гидрографический департамент Морского штаба, а в 1846-м - Военно-учёный комитет. Был избран почётным членом Санкт-Петербургской Академии наук, Морского учёного корпуса, ряда зарубежных обществ и академий. Возглавлял топографические съёмки ряда губерний. Руководил составлением подробных гравированных планов Петербурга и Москвы, а в 1840 году - самой точной на то время карты России с масштабом 10 вёрст в дюйме. Работал над упорядочением системы российских мер и весов. Управлял проведением в столице электрического освещения. Знаток и любитель искусства, явился основателем Симфонического общества в Санкт-Петербурге, организатором Певческого союза и одним из учредителей Общества поощрения художников. Помимо значительной библиотеки, собрал коллекции русских монет, медалей и гравюр. Не исключено, что «Новая Скрижаль» - прекрасное справочное пособие по церковной утвари и убранству - привлекла внимание Шуберта-коллекционера ещё и изумительными по исполнению иллюстрациями, гравированными на дереве Лаврентием Авксентьевичем Серяковым (1824-1881).
Сын костромского крестьянина, за буйство отданного в солдаты, Серяков мальчиком был взят в военные кантонисты. Приехав в Петербург, самоучкой начал гравировать на дереве. С помощью князя В.Ф. Одоевского поступил в Академию художеств. Успешно выдержал экзамены, что дало ему право на поездку за границу. В 1864 году был признан академиком, а вскоре получил звание Гравёра Его Императорского Величества с причислением к Эрмитажу. Явился основателем известной школы гравюры на дереве. У него учился знаменитый В.В. Матэ.
Вениамин (Румовский-Краснопевков) (1739-1811)
Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. Вениамина, Архиепископа Нижегородского и Арзамасского. В четырёх частях. С рисунками, гравированными на дереве Л. Серяковым. Издание Н. Кораблёва и М. Сиряко-ва. Санкт-Петербург: В типографии Эдуарда Веймара, 1857. Х, 84, [4], 226, [4], 80, [2], IV, 183 c. с иллюстрациями. В полукожаном переплёте 60-х годов XIX века. На корешке золототиснёное заглавие: «Скрижаль». 23,5х15 см. На переднем форзаце гербовый экслибрис-наклейка Ф.Ф. Шуберта. На свободном л. переднего форзаца дарственная надпись фиолетовыми чернилами: «Благого-вейнейшему и Дорогому О.<тцу> диакону Никифору Лукьяновичу Плотникову в день ангела 26/13 марта 1948 года от Протоиерея КнязеВладимирского собора г. Ленинграда И.В. Попова на добрую и молитвенную память».