Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола (1861 год)
Архиепископ Никанор
Одной из трагичнейших страниц отечественной истории явился раскол Русской православной церкви в середине XVII века. Причиной раскола послужила попытка объединения русской и греческой церквей. В 1653 году перед началом Великого поста московский патриарх Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения, которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551 года, и о введении «греческого» трёхперстного знамения. Священнослужители и прихожане, отказавшиеся признать нововведение, подверглись жестокому преследованию.
Продолжением реформ явилось решение церковного собора 1654 года о приведении ряда церковных книг в полное соответствие с текстами древних славянских и греческих книг. Массовое возмущение вызвал тот факт, что, вопреки решению собора, исправления вносились не по старинным, а по новопечатным киевским и греческим книгам. На Московском соборе 1666-1667 годов противники реформ Никона были преданы анафеме. Спасаясь от преследований, они бежали в отдалённые места. Находясь под влиянием распространённой тогда среди старообрядцев идеи о близости конца света и стремясь спастись от преследования властей, многие сжигали себя. До начала 1690 годов на самосожжение пошли не менее 20 000 человек.
Несмотря на проводимую государством политику поддержки официальной Православной церкви и репрессий против различных христианских течений, сект и ересей, число раскольников (термин «старообрядчество» стал официально использоваться с 1906 года) к началу 60-х годов XIX века достигло в России 8 миллионов человек. Противостояние росту влияния старообрядчества стало одной из важных задач государственного православия. Именно этой цели посвящён вышедший в 1861 году обширный труд известного церковного писателя архиепископа Херсонского и Одесского Никанора «Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола».
Прежде чем получить в своё управление одну из влиятельных епархий Юга России, Никанор окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, являлся ректором Казанской академии, викарием Донской епархии, епископом Уфимским и Мензелинским. Как сказано в «Предисловии от сочинителя», обзор наиболее популярных старообрядческих книг был написан им «по требованию обстоятельств, наскоро, неокрепшею рукою наставника в одном из учебных заведений для чтения в аудитории». Свою задачу автор сформулировал так: «В отношении к лицам, которые должны основательно и во всей обширности изучить русский раскол, чтобы после успешно действовать на него мерами убеждения, это описание имеет целью не только ознакомить эти лица с письменными памятниками, в которых раскол раскрывается, на которых он опирается, но и показать, как он распространялся и овладевал умами старообрядцев, как образовался в систему старообрядства и защищался своими поборниками. Чтоб эти лица, зная, какое оружие употреблял и употребляет раскол против нас, яснее понимали, какое оружие мы должны употребить против раскола. Для других читателей сочинение это может осветить глубину и густоту мрака, в котором бродит наш раскол, раскрывая мрачность самых источников его. Наконец, читателям, ревнующим по расколе и способным размышлять о нём, это сочинение может показать, каким басням они обучаются, отрицаясь истинного благочестия».
«Житие протопопа Аввакума», «История о вере и челомбитна о стрельцах», «Повесть о рождении и воспитании, и о житии и кончине Никона, бывшего Патриарха Московского и Всея России», «История о бегствующем священстве» - вот те «сочинения, написанные глаголемыми старообрядцами в защиту их глаголемого старообрядства», которые исследует, пересказывает и комментирует автор.
Книга не осталась не замеченной публикой. Известный библиограф С.А. Венгеров причислил её к наиболее значительным трудам по истории раскола.
Представленный в Библиохронике экземпляр интересен своим оформлением. С крышками, обтянутыми тёмно-синим бархатом, с форзацами белого муара, с бисерными вышивками и вмонтированной в переплёт акварелью, он, несомненно, является примечательным образцом русского переплётного искусства.
Судя по золототиснёной монограмме «В.М.», книга происходит из библиотеки М.А. Волоцкого, коллекционера масонских рукописей и документов, собрание которого в конце XIX века поступило в Московский Публичный и Румянцевский музеи.
«Описание» архиепископа Никанора не утратило актуальности и в наши дни: сегодня общая численность старообрядцев превышает 3 миллиона человек. Свыше 2 миллионов из них проживают в России.
[Никанор, архиепископ (Бровкович Александр Иванович; 1826-1890)]
Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Записки Александра Б. Издание Д.Е. Кожанчикова. [В 2-х частях.] Санкт-Петербург: В типографии Товарищества «Общественная польза», 1861.Ч.1. [8], 292 с. Ч.2. 340 с. В полукожаном владельческом переплёте конца XIX в. Верхняя и нижняя крышки переплёта обтянуты тёмно-синим бархатом. В центр верхней крышки, в бронзовой рамке под стеклом, вмонтирована акварель (14х8 см) на сюжет «Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду (Моление о чаше)». Вокруг - узорный орнамент золотого с красным тиснения. В центре задней крышки переплёта - вышивка бисером и нитками - крест и чаша. По углам - орнамент золотого с красным тиснения. На корешке -геометрические рамки золотого с красным тиснения, в центре - золототиснёное название «Раскол» в окружении золототиснёного орнамента. Форзацы белого муара. На первом л. переднего форзаца и втором л. заднего форзаца - золототиснёная орнаментальная рамка. В центре орнаментальной рамки переднего форзаца - золототиснёный вензель «В.М.» под дворянской короной. Накладные бронзовые замочки с основаниями в виде листьев. Тройной крапчатый обрез. На оборотной стороне свободного л. переднего форзаца ярлык переплётной мастерской А.Ф. Николи в Санкт-Петербурге у Семёновского моста (на французском яз.). 23х14 см.