Образы Италии (1912-1913 годы)
Павел Муратов
Лучшее истолкование этой книги дал её автор. В предисловии к первому изданию он написал: «Книга является опытом изображения Италии: её городов и пейзажей, её исторического и художественного гения. Удержанные здесь образы Италии можно назвать тоже воспоминаниями. Италия с особой силой пробуждает в душе каждого способность воспоминаний. Дни, прожитые там, не исчезают бесследно, и прошлое отдельного существования выступает отчётливее на фоне неумирающего и великого прошлого. Прошлое Италии представляет главную тему этой книги. В нём больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности. Она не внушает вражды, мешаюшей верить в будущее итальянского народа, сохранившего многие прекрасные черты. Но, думается, душа этого народа полнее и вернее выражена в его старом искусстве, в судьбе его исторических героев и в его религиозной древней связи с картинами окружающей природы. Италия принадлежит к великим темам, не устающим привлекать мысль и воображение различных людей и сменяющихся поколений. Мне кажется, что в выборе тем этой книги и подходе к ним сказывается дух нашей эпохи. Для понимания душевного объёма ныне живущего поколения видится не лишней книга, хоть отчасти представляющая его «пробу» на такой вечной теме, как Италия».
Эти строки принадлежат Павлу Павловичу Муратову -эссеисту, прозаику, переводчику, публицисту, искусствоведу.
Муратов - потомственный дворянин, воспитанник 1-го Московского кадетского корпуса, выпускник Института путей сообщения. В годы русско-японской и Первой мировой войн - боевой офицер, артиллерист, участник сражении на Кавказском фронте, начальник «воздушной борьбы» севастопольской крепости. В мирной жизни - хранитель Отдела изящных искусств Румянцевского музея, библиотекарь Московского университета, автор аналитических искусствоведческих статей, регулярно появлявшихся в лучших русских художественных журналах Серебряного века - «Весах», «Золотом Руне», «Аполлоне», «Старых годах».
Крупный учёный, «тихий, почтеннейший и талантливый труженик» (А. Белый), чьё исследование о русской живописи до середины XVIII века, написанное для «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, современники сочли «открытием русской иконы как явления высокого искусства». А ещё - эстет-ствующий литератор, прозаик, автор нескольких'сборников рассказов, комедии и исторического романа «Эгерия». После октябрьской революции 1917 года - «руководящий советский работник»: член Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, председатель Московского института исгорико-художесгеенных изысканий и музееведения, один из руководителей Института искусствознания и археологии. После 1922 года - «невозвращенец», воспользовавшийся служебной командировкой в Берлин для бегства из Советской России; эмигрант, живший в Риме, Париже, Лондоне и умерший в Южной Ирландии.
При всём многообразии дарований и заслуг Муратова «Образы Италии» - главный его труд. Впервые оказавшись в Италии в 1908 году вместе со своим другом писателем Борисом Зайцевым, он «заболел» этой страной и с той поры постоянно туда возвращался. Только лишь в Венеции Муратов, по его собственному признанию, был шестнадцать раз, находясь там от одного дня до месяца. Желание зафиксировать непосредственное впечатление от виденного послужило отправной точкой в работе над новой книгой. Вот так в 1911 году в Москве увидел свет первый том «Образов Италии». Второй том появился годом позже.
В Хронике представлено второе издание книги 1912-1913 годов. Критика отмечала «безукоризненность» её полиграфического исполнения. В это время Муратов работал над третьим томом «Образов». Завершённый в 1917 году, он был напечатан лишь семь лет спустя, в Берлине, в издательстве З.И. Гржебина. Книга имела посвящение Борису Зайцеву - «в воспоминание о счастливых днях».
Муратов Павел Павлович (1881-1950)
Образы Италии. [Тома I-IL] Второе издание. Москва, «Научное слово», 1912-1913. Т. 1:1912. Венеция. Путь к Флоренции. Флоренция. Города Тоскании. 10, 265 с, 17 л. иллюстраций. Т. II: 1913. Рим. Лациум. Неаполь и Сицилия. 10,197 с, 15 л. иллюстраций. В двух одинаковых цельнокожаных переплётах. Форзацы разноцветной вощёной бумаги «павлиний глаз». 25,1x17,2 см. На передних форзацах экслибрис великого князя Игоря Константиновича (1894-1918), убитого большевиками в Алапаевске.