Рассказы (1912 год)
Всеволод Гаршин
Всеволод Михайлович Гаршин прожил всего 33 года, вобравшие в себя учёбу в реальном училище и Горном институте, участие в русско-турецкой войне (куда он ушёл добровольцем и где был ранен в ногу, подняв солдат в атаку), производство в офицерский чин, выход в отставку, поступление вольнослушателем в Петербургский университет, недолито, но насыщенную литературную работу, тяжёлую болезнь (маниакально-депрессивный психоз) и трагический финал - прыжок в пролёт лестницы в момент помутнения рассудка.
Литературная судьба Гаршина и вовсе уместилась в десятилетие: именно столько времени прошло с момента написания рассказа «Четыре дня», первого опыта пера, до последнего произведения - знаменитой сказки «Лягушка-путешественница». При жизни Гаршин выпустил лишь два скромных сборника рассказов, третий вышел уже после его гибели. Собрание сочинений писателя умещается в одном томе среднего формата. Однако даже этого небольшого творческого наследия оказалось достаточным, чтобы имя Гаршина прочно вошло в историю русской литературы второй половины XIX столетия. Подтверждением устойчивой популярности гаршиновской прозы служит представляемое в Хронике очередное переиздание его рассказов (46-я тысяча, как сказано в выходных данных), вышедшее в 1912 году. Другое не менее весомое свидегель-ство читательского внимания и интереса -переплёт описываемого экземпляра, выполненные! в мастерской Александра Александровича Шнеля.
Собственное переплётное заведение А.А. Шнеля в Петербурге было огкрыто в 1885 году и просуществовало 30 лет, став за эго время одним из наиболее извесгаых центров оформления книги в России. Среди его посгоянных клиентов были такие знаменитые собиратели, как Н.К. Синягин и М.Е. Синицын. Букинист Ф.Г. Шилов, называя Шнеля «модным и дорогим», указывал, что цена его переплётов могла досгигать 100 и даже 200 рублей - сумм по тем временам весьма значительных. Даже библиофилы-гурманы, традиционно отправлявшие «одевать» книги из своих библиотек в Париж и Берлин, признавали, что шнелевские переплёты составляли достойную конкуренцию европейским. В 1905 году, отмечая двадцатилетие мастерской, Александр Александрович выпустил альбом «Художественные переплёты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплётной мастерской А. Шнеля. Санкт-Пегербург, Морская, 28», в который иомесгил более 100 фотографий переплётов, изготовленных для членов императорской семьи и крупных ко.гчекционе-ров. Предисловие к этому замечательному изданию написал Василий Андреевич Верещагин (1861-1931), книжник-аристократ, камергер императорского двора, основавший первую русскую юридически оформленную библиофильскую организацию - петербургский «Кружок'любителей русских изящных изданий», сгавивший своей целью «содействие развитию художественной сгороны в издаваемых в России произведениях печатного искусства». Говоря о заслугах Шнеля, он особо отметил удивительные результаты, когорых тот достигал, «не располагая ни теми превосходными материалами — штампами, бумагой и кожей, которые так облетают французам их мастерские работы, ни тем опытным и артистическим подбором рабочих, благодаря которому они MOiyr щеголять поразительным изяществом своих произведений». По мнению Верещагина, переплёты Шнеля с технической точки зрения замечательны тем, что «все тиснения в них исполнены не роликом - способом более простым и менее изящным, но штемпелями и филетами», а в целом шнелевские творения «отличаются тонкостью исполнения и художественного замысла».
Штемпель с обозначением названия и адреса мастерской Шнеля самоценен для истинного библиофила, который ни за что не пропустит издания, отмеченного этим фирменным знаком качества.
Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888)
Рассказы. С биографиею, написанною A.M. Скабичевским и четырьмя поэтами. Издание Литературного Фонда. 46-я тысяча. С.-Петербург, 1912. IV, 528 с, 1 л. - портрет. 23,4x15,5 см. В полукожаном переплёте работы мастерской А.А. Шнеля. Цветные форзацы. Золотая головка.