Из прошлого Одессы (1894 год)
Людвиг Де-Рибас
В XIX веке жизнь молодого города была бурной и насыщенной. Несмотря на то, что Одесса была основана только в 1794 году вокруг порта Хаджибея, уже к 30-м годам XIX века там был свой театр, лицей, множество роскошных магазинов и ресторанов. Основал город выходец из Неаполя Иосиф Паскуаль Доминик де Рибас, который был испанцем - по отцу, ирландцем - по матери, а служил и обессмертил своё имя в России. «Из содеянного мною в этой жизни иных деяний почитаю важным основание порта и города, которому волею мудрой государыни дано чудное имя - Одесса - торговый путь, соединяющий народы обменом произведений рук их и разума». Когда-то на месте крепости Хаджибея было греческое поселение Одессос. Узнав об этом, Екатерина II в 1795 году повелела: «пусть же Хаджибей носит древнегреческое название, но в женском роде: короче и яснее - назвать его Одесса».
Когда в 1894 году отмечали столетие со дня основания города, то кюбилею было приурочено множество изданий. Была среди них и книга воспоминаний одесситов «Из прошлого Одессы», собранная воедино известным публицистом, директором Одесской публичной библиотеки Людвигом Михайловичем де-Рибасом. Сборник был составлен из статей жителей города, которые сами откликнулись на призыв «потомка адмирала де-Рибаса», Людвига Михайловича: «В этой беседе нет формальности торжественных речей, нет ничего заранее обдуманного и нет ничего показного. Это просто случайный обмен воспоминаний, импровизированные рассказы о пережитом, свободно передаваемые собеседниками друг другу, в уверенности, что ради симпатичности темы никто не посетует на них за несовершенство изложения». Всё здесь было написано легко, с долей иронии и одесским юмором.
Одесса не сразу строилась и, как многие российские города, долгое время не имела хороших дорог. Ещё А. Пушкин, посетивший город в 1823- 1824 годах, видел, как «в дрожках вол, глаза склоняя, сменяет хилого коня». На некоторых улицах в центре города незнакомому с местными ухабами, покрытыми грязью, нельзя было проехать без проводника. На Дерибасовской для перехода через улицу появились даже «носильщики из евреев, которые за гривенник переносили на спине прохожих». А близ собора, против дома Папудова, какой-то француз поставил на улице паром и стоял на нём с удочкой в руках. Осенью Молдаванка иногда прекращала сообщение с городом по целым неделям. Оно возобновлялось только после сильных морозов, когда грязь замерзала. Шоссировкой улиц заведовал строительный Комитет, который все строительные работы поручал арестантской роте Драгутинской команды. Капитан Драгутин принес своей командой городу большую пользу и себя не обидел: «После выхода в отставку он из маленьких сбережений своих приобрёл большое имение близ Одессы». Впоследствии только выявились многочисленные злоупотребления. Впрочем, для России - это дело обычное....
Все заграничные товары в город ввозились без пошлин, что доставляло жителям «громадные удобства жизни дешевизною всех предметов роскоши и продовольствия». Заработки были весьма высокие, что привлекало сюда многих людей со всей страны. Через город как бы проходило «великое переселение народов». Здесь можно было встретить, например, биндюжника, «закуривавшего папироски рублёвыми бумажками, а один подгулявший биндюжник закурил даже десятирублёвой». В официальном отчете 1837 года дивизионного врача Э.С. Андриевского было сказано: «В Одессе нищих почти нет».
Но особой дешевизной отличались иностранные вина, турецкий табак, оливковое масло, сахар, кофе и мануфактура. Из прейскурантов винных магазинов Иснара, Вакье, Жюльена и других видно, что лучшие французские сорта - «Бордо» и «Бургонь» - продавались от 40 до 50 копеек за бутылку. Лучшее шампанское - 1 рубль 60 копеек бутылка. Ведро хереса и мадеры - 5 рублей, марсалы - 4 рубля. Греческие превосходные вина были дешевле местных.
Портные Лангле, Тамбюте, Мишель, Верель (позже Лантье) не уступали лучшим парижским портным. Знаменитая в своё время модистка Томазини создавала такие туалеты, что получала заказы даже из С.-Петербурга. Через некоторое время госпожа Томазини, «покончив с Одессой, удалилась в Париж и зажила роскошно, в собственном отеле, с ливрейным швейцаром».
Один из старейших одесских ресторанов Отона, воспетый ещё Пушкиным, находился в городском доме напротив театра. Там же, некогда в нижнем этаже, была знаменитая в своё время кофейня Стефана, а напротив нее - казино, посещавшееся Александром Сергеевичем. Рассказывали, что в кофейню Стефана ежедневно в известный час являлся один богатый, но скупой купец и, принося свой табак, требовал только предметы, которые отпускались бесплатно: пустую трубку, фидибус (бумажка для закуривания), стакан воды и ключ от кабинета.
Одновременно с рестораном Отона существовал ресторан Косты при гостинице «Новороссийская», рядом с Екатерининским сквером. Обеды у Косты отличались от французской кухни Отона своею простотою и дешевизною. Здесь можно было найти «превкусный борщ, великолепную отварную говядину и в особенности рыбные блюда, превосходно изготовленные по-гречески». Сам хозяин, грек Коста, прислуживал гостям, а для своих постоянных посетителей отрезал лучший кусочек из поданного блюда и на вилке вкладывал им в рот, приговаривая: «Кушайте на здоровье». Гурманы, обойдя все рестораны, в конце концов, возвращались к Коста, кухня которого никогда не приедалась. Несмотря на то, что со временем во всех ресторанах цены на порции стали повышаться, Коста до конца своего существования оставался при первоначальной цене - 10 копеек. Но зато не хотел он ни за что принять нововведение - стеариновые свечи - и продолжал жечь сальные.
Чтобы наслаждаться всеми благами жизни, надо было иметь весьма значительные средства. И одесские «служители торговли или семейств, мужчины или женщины, легко и в большом изобилии добывали себе деньги, по избытку требований на работу и по совершенному недостатку людей для её исполнения» К сожалению, деньги, столь легко зарабатываемые, мало кому пошли впрок, а большей частью немедленно прокучивались. Так, например, один из писцов (а заработать они могли за один день от 50 до 100 рублей), некий господин Т., давал «великолепные завтраки у Отона, с устрицами, омарами и шампанским», а через некоторое время его можно было встретить на улице оборванным, больным и просящим милостыню.
Невозможно обойти вниманием и городской театр, впоследствии сгоревший, который стоял на том же месте, где и теперь новый Одесский национальный академический театр оперы и балета. Он был построен в 1810 году по образцу итальянских театров и отличался «хорошим резонансом и комфортабельным устройством лож и кресел». Антрепренер итальянской оперы получал от города субсидию. В то время в Одессе процветала итальянская опера, там только изредка появлялись провинциальные труппы русских актеров. Первой из них была труппа Рыкановского с трагиком Громовым. Засим явилась в Одессу труппа Мочалова-комика, брата знаменитого московского трагика.
Однажды в театре выступала русская оперная труппа, в которой дебютировала впоследствии знаменитая певица Елизавета Лавровская. В опере «Жизнь за Царя» она произвела такой фурор, что после спектакля публика «выпрягла из её кареты лошадей и повезла руками в “Петербургскую” гостиницу. В корню шли градоначальник Б. и городской голова Н., а на пристяжках - полицмейстер граф С. и какой-то студент». После прибытия в гостиницу Лавровская несколько раз выходила на балкон и, повторяя «благодарю, благодарю!», бросала публике цветы.
Около 40 лет прожил в Одессе русский вельможа и сановник граф Александр Григорьевич Строганов. Сначала в качестве генерал-губернатора, потом был избран первым городским головою по новому городовому положению, но отказался от этой должности. Строганов стал первым, кому был присвоен новый титул «вечного гражданина города Одессы». Человек высокого ума, граф вместе с тем отличался некоторыми странностями, о коих оставил по себе в Одессе много анекдотов. Он, например, никому не подавал руки для пожатия. «Было ли это следствие гордости или врождённого отвращения к рукопожатиям - так и осталось невыясненным. Не зная этого, многие из высокопоставленных лиц попадали впросак. Во избежание таких неприятных сцен, граф, видя приближение подобного лица, закладывал руки за спину».
Были в Одессе и свои «городские сумасшедшие», которые также не преминули войти в историю города. Так, богатому домовладельцу Бутырскому постоянно казалось, что ему в рот собирался вскочить чертик, поэтому он всегда ходил и ездил с обвязанным ртом. Кроме этой странности, «встретив на перекрестке улицы один из многочисленных в то время существовавших деревянных колодцев, он почему-то считал долгом трижды объехать вокруг колодца и только после этого пускался в дальнейший путь». Или дворянин-помещик по фамилии Зимин. Он получил университетское образование и владел большим поместьем в Херсонской губернии. Живя в своей деревне, Зимин «производил над собою разные опыты». Однажды заехал к нему по дороге знакомый помещик Кардамич. Вошёл в залу и увидел посреди комнаты гроб, а дьячок читал над гробом молитву. Удивленный Кардамич перекрестился и стал подходить к покойнику, вдруг из гроба приподнимается фигура Зимина: «А, здравствуйте, Сергей Дмитрии, как поживаете, садитесь, пожалуйста. Вот хочу испытать, какое чувство в человеке, когда он близок к смерти и скоро должен лежать в гробу».
Таких занимательных, а порой и анекдотичных историй в книге превеликое множество.
В 70-е годы XIX века Одесса - четвёртый город после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы со своим не похожим на другие города, оригинальным укладом. Будучи одним из крупнейших перевалочных пунктов не только России, но и Европы, Одесса к концу XIX века - один из богатейших и благоустроенных городов России.
Действительно, процветающий морской порт стал поистине местом удивительным, если вспомнить, что не так давно всё его население умещалось в нескольких рыбачьих хижинах.
Де-Рибас Людвиг Михайлович (1867-1922).
Из прошлого Одессы: Сборник статей О. Бориневича, М. Веселовского, В. Ганзена, М. де-Рибаса, А. Егорова, Н. Палаузова, А. Ризо, С. Серафимова, А. Скальковского, Толченова, Н. Тройницкого, 0. Чижевича, С. Чудновского, И. Шершеневича, М. Шимановского, В. Врайтеля и В. Яковлева / Составлен Л.М. де-Рибасом. Издание Г. Г. Маразли. Одесса: Типография Л. Кирхнер, 1894. IV, II, 399 с. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с золотым тиснением, мраморированная бумага. На титульном листе полустертый экслибрис-штамп «Владимир Алексеевич Кудрявцев». 21x14см.
На с. XXX помещена иллюстрация из книги «Первое тридцатилетие истории города Одессы. 1793-1823». Сочинение одесского жителя А. Скальковского. Одесса, 1837 г.