Описание коронации Её Величества императрицы Екатерины Алексеевны (1725 год)
Коронование императрицы Екатерины Алексеевны состоялось в Успенском соборе московского Кремля 7 мая 1724 года. Спустя некоторое время в Петербурге была издана книга объёмом в двадцать пять страниц с описанием коронационных торжеств. В начале 1725 года в Москве вышло второе её издание под тем же названием, но в ином оформлении и меньшего формата. На титуле указывались точные даты выхода первого и второго изданий: «Печатано в Санктпитербурхе при Сенате, 1724 году. Сентября 5 дня. А в Москве против тогож Генваря в 30 день, 1725 году». Последняя дата свидетельствовала о том, что московское «Описание» начало печататься через день после смерти Петра, скончавшегося 28 января 1725 года. Между тем в тексте «Описания» одно из упоминаний императора (речь шла о посещении Екатериной собора святого Михаила Архангела) оказалось уже скорректированным в соответствии с новыми обстоятельствами: «А потом изволила Ее Величество отправить свою девоцию у мощей святого царевича Димитрия и у гробов предков блаженной памяти Его Императорского Величества». Добавленное в текст словосочетание «блаженной памяти» позволяет предположить, что московское издание печаталось не 30 января, а позднее, когда до Москвы уже дошло официальное известие о смерти императора. Титульный лист изданной в Москве книги известен в двух вариантах: в первом случае слова «году» и «дня» начинаются с прописных букв, во втором - со строчных. Описываемый в Библиохронике экземпляр относится к московскому изданию 1725 года с титульным листом второго варианта.
Начинается «Описание» ссылкой на манифест от 15 ноября 1722 года, извещавший о намерении императора короновать «любезнейшую» супругу. Своё решение Пётр мотивировал, во-первых, европейским обычаем, предписывавшим «потентатам супруг своих короновать», во-вторых, личными заслугами императрицы, верной помощницы державного мужа в гражданских и ратных делах. Кроме приобщения России к европейской церемониальной культуре, Пётр мог преследовать и другую, более практическую цель - укрепления положения при Дворе своей жены Марты Скавронской, дочери лифляндского обывателя, взятой в плен русскими войсками при занятии Макдебурга и волею случая ставшей спутницей российского императора. Вполне вероятно, что в последние годы жизни Пётр, много думавший о будущем своих великий начинаний, но не решавшийся официально назначить себе преемника, смотрел на супругу как на возможную наследницу российского трона. Во всяком случае, позднее, объявляя о восшествии Екатерины I на престол, Сенат и Синод для придания легитимности её воцарению интерпретировали коронацию, как фактическое завещание покойного императора.
В «Описании» отражены все наиболее значительные «действа» коронационного сценария, разработанного Петром вместе с новгородским архиепископом Феодосием: торжественное шествие из Императорского дворца в Успенский собор, венчание на царство, посещение императорской фамилией великокняжеских усыпальниц в соборе Михаила Архангела и в Вознесенском женском монастыре, праздничный обед в Грановитой палате, угощение народа на Ивановской площади, приём Екатериной депутаций от разных сословий и в завершение - многолюдный «фестен» с «преизрядным» фейерверком на Царицыном лугу. Хотя главным распорядителем, или, как тогда говорили, верховным маршалом, коронационных торжеств был назначен действительный тайный советник П. А. Толстой, предок писателя Л. Н. Толстого, руководил всеми церемониями, в том числе и церковным венчанием на царство, сам Пётр. В «Описании» приводятся слова, с которыми он обратился к иерархам церкви перед началом церемонии в Успенском соборе: «Понеже всем известно есть, как прежде объявили мы манифестом о намерении своём для коронования любезнейшей нашей супруги, которое ныне извольте по чину церковному совершить». В нарушение традиционного порядка ведения службы, император самолично возложил корону на голову Екатерины и накинул на её плечи горностаевую мантию.
Неизвестный автор коронационной хроники подробно описывает внутренний вид Кремля с воздвигнутыми для коронации сооружениями, праздничное убранство Успенского собора. Здесь упомянуты и богатые ковры на полу, и балдахин из кармазинного бархата с вышитым золотом российским гербом, и тронное возвышение с двумя креслами для императора и императрицы, и стол, покрытый золотой парчой, на котором находились императорские регалии - корона, скипетр, держава, «короновательная» мантия. Подробно говорится об украшенных золотыми шпалерами и коврами местах для царевен и герцога Голштинского - жениха дочери Петра и Екатерины Анны Петровны. Обращая внимание на «дивной работы» огромное паникадило из литого серебра, автор прибавляет, что оно «весьма за наидивнейшее во всей Европе почтено быть может». Главная часть книги -детальное изображение церковной службы, включающее даже тексты двух молитв, прочитанных архиереями перед облачением императрицы в корону и мантию. Характерной особенностью хроники является подробное описание костюмов всех участников церемоний, начиная с императорской четы и заканчивая гайдуками и скороходами. В самые причудливые наряды, как явствует из текста, были облачены шесть арапов, сопровождавших Екатерину в Вознесенский монастырь: «На них кафтаны и штаны чёрного бархата с позументом золотным, сверх того кафтана юпка из двух тафт, из красной пунцовой, да из белой как из лент сшита; по кафтану вкруг шеи и рукавов и по юпке пояс из перья красного и белого; шапки у них из красного бархату, околыш из кисеи, а над тем околышем вкруг всей шапки перьяж красного и белого цвету, а напереди плюмажи белые, наверху кисти золотые; у них же арапов ошейники серебряные, спереди вензель под короною императорскою». В подобное платье могли наряжать в детстве прадеда А. С. Пушкина А. П. Ганнибала, привезённого в начале 1700-х годов из Турции в подарок Петру I. Прибытие Ганнибала в Россию состоялось не без участия тогдашнего русского посла в Турции П. А. Толстого. В 1724 году Ганнибал уже служил инженер-поручиком бомбардир-ной роты Преображенского полка и, возможно, в день коронации вместе с другими преобра-женцами находился на Ивановской площади.
В соответствии с духом петровской эпохи, стремившейся европеизировать всё, в том числе и речевую культуру, «Описание» характеризуется нарочитым употреблением иностранных слов, заимствованных, главным образом, из французского языка. Императрица, находясь в храме, не молится, а «оправляет дево-цию»; верховный маршал Толстой призывает почётных гостей после совершения обряда венчания на царство не идти к храму Михаила Архангела, а «дефилировать» к нему; на Царицыном лугу устраивается не пир и не праздник, а «фестен». Говоря о приведении в надлежащий вид Императорского дворца и других построек в Кремле, автор уточняет, что Кремль пришёл в ветхость, потому что «больше 20 лет их императорские величества в оном не резидовали».
Познакомившись с текстом «Описания», приходим к заключению, что его подготовил человек, хорошо знавший коронационный сценарий, сведущий во всех тонкостях церковной службы, разбиравшийся в том, чем католический «закон» отличается от православного, и, кроме того, имевший вкус к детальному бытописанию. Возможно, автором книги был сам верховный маршал П. А. Толстой, возведённый Екатериной по случаю коронации в графское достоинство. Сохранившийся дневник Толстого, который он вёл в 1697-1698 годах во время обучения морскому делу в Италии, обнаруживает то же тщательное описание итальянских церквей и монастырей. Оставляя вопрос об авторстве книги открытым, нельзя не подчеркнуть, что «Описание» - первый в России коронационный сборник, положивший начало почти двухвековой традиции подобных изданий.
Описание коронации Ея Величества Императрицы Екатерины Алексеевны. Торжественно отправленной в Царствующем граде Москве 7 Маиа 1724 году. Печатано в Санктпитербурхе при Сенате, 1724 году, Сентября 5 дня. А в Москве против тогож Генваря в 30 день, 1725 году. 81 с. В цельнокожаном переплёте середины XVIII века. На корешке золототиснёный растительный орнамент. В верхней части корешка тиснённое золотом заглавие: «О коронации». Форзацы бумаги «павлиний хвост». Тройной краплёный обрез.16,5х9,5 см.