Описание коронации Её Величества императрицы Анны Иоанновны (1730 год)
Племянница Петра I, дочь его брата Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, Анна Иоанновна в 1710 году в возрасте семнадцати лет была выдана замуж за курляндского герцога Фридриха-Вильгельма. После внезапной смерти супруга, последовавшей спустя два месяца после свадьбы, она некоторое время жила в Петербурге и Москве, а в 1717 году обосновалась в Митаве, где её и застало предложение Верховного тайного совета вступить на российский престол. Анна Иоанновна являлась не единственной наследницей трона, опустевшего после смерти Петра II, но «верховники» во главе с князем Д.М. Голицыным, надеявшиеся таким образом ограничить самодержавную власть, рискнули именно ей предложить роль подконтрольной императрицы. Однако через некоторое время после вступления на престол, опираясь на поддержку дворянства, она порвала подписанные ранее «кондиции» и распустила Верховный тайный совет. К моменту коронации, назначенной на 28 апреля 1730 года, Анна Иоанновна окончательно освободилась от стеснительной опеки «верховников» и стала единовластной государыней.
Перед своей коронацией Анна Иоанновна издала манифест, с которого и начинался коронационный сборник: «Когда по воле Всемогущего Бога, Её Императорское Величество, ко общей всенародной радости, прибыв благополучно в Москву на Прародительский Всероссийский Престол вступить всемилостивейшее соизволила, то по некотором времени, изволила объявить намерение своё, дабы по обычаю предков Ея Величества и протчих христианских потентатов, Коронование и Святое помазание восприять, о чём чрез выданной Манифест марта 16 числа публиковано». Коронационные торжества в Москве продолжались неделю. Следуя в целом традициям, заложенным Петром Великим, устроители коронации Анны Иоанновны ввели некоторые новшества, среди которых был праздник в головинской усадьбе, расположенной в Немецкой слободе, и торжественное возвращение императрицы в Кремль: «В Немецкой слободе у всех чужестранных министров и знатных обывателей против домов сделаны были иллюминации великие с различными в честь Ея Императорского Величества и Государства Российского символы и эмбле-маты различных цветов огнями, между которыми величайшие у Цесарского полномочного министра, против его дому, и у гишпанского чрез улицу Триумфальные вороты, при которых во время шествия Её Величества играли на трубах, а сами те министры, стоя пред своими квартиры. Её Величеству поклон и поздравление чинили».
В число традиционных праздничных действ вошли разбрасывание среди толпы золотых и серебряных жетонов, а также угощение для простого народа, устроенное в Кремле: «Во время того стола, на площади пред Гранови-тою палатою, на приуготовленных двух рундуках для народу поставлены два быка жареных, начинённых разных родов птицами, а по сторонам тех быков пущено из двух сделанных фонтанов вино красное и белое, которое по окончании Ея Величества стола, дано народу в вольное употребление».
Наблюдал за изданием коронационного сборника В. Н. Татищев, в детские годы часто видевший будущую императрицу. В 1693 году, когда родилась Анна Иоанновна, семилетний Василий Татищев вместе с братом Иваном были пожалованы в стольники ко двору царицы Прасковьи Фёдоровны. Видимо, не последнюю роль в этом назначении сыграло родство Татищевых и Салтыковых. В частности, дед Анны Иоанновны Фёдор Салтыков был женат вторым браком на представительнице рода Татищевых - Анне Михайловне Татищевой. В 1730 году Татищев служил членом Московской монетной конторы, относившейся к Дворцовому ведомству. Наблюдение за изданием сборника ему поручили не случайно. Во время самой коронации он, будучи в чине статского советника, исполнял должность обер-церемониймейстера. При традиционной коронационной раздаче наград и чинов Татищев получил чин действительного статского советника.
Работа над коронационным сборником продолжалась около полугода, и в конце октября 1730 года он вышел из печати. По сравнению с описанием коронации Екатерины I, подготовленным человеком с явным литературным дарованием, сборник, посвящённый Анне Иоанновне, заметно уступал в красотах стиля и полноте информамации. Его содержание скорее напоминает официальный отчёт о проходивших церемониях и празднествах. Но зато «Описание коронации Анны Иоанновны» трудно переоценить с точки зрения подготовленных иллюстраций. Здесь запечатлены и коронование в Успенском соборе, и обед в Грановитой палате, и фейерверки, сопровождавшие праздничные торжества. Фронтиспис издания украсил замечательный портрет императрицы, гравированный Х. А. Вортманом с оригинала Л. Каравака. Этот фолиант важен ещё и как родоначальник иллюстрированных коронационных сборников, традиция издания которых закончилась только вместе с российской империей.
Описание коронации Ея Величества Императрицы, и Самодержицы Всероссийской, Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 году. Москва: Печатано при Сенате, октября 31 дня, 1730 году. 1 л. фронтиспис - гравюра Х. А. Вортмана с оригинала Л. Каравака, [2], 46 с., 11 л. иллюстраций, 2 л. - планы (все - гравюры на меди). В цельнокожаном переплёте времени издания. На корешке золототиснёный растительный орнамент. В верхней части корешка ярлык коричневой кожи с тиснёным заглавием. 32х21 см. Одна из наиболее труднонаходимых «коронаций».