От Ярославля до Москвы (1869 год)
Вадим Лествицын
Археология как наука в России сложилась в XVIII веке. Начало Императорскому русскому археологическому обществу было положено в С.-Петербурге в 1846 году. В 1849 году оно было переименовано в Императорское Археологическое общество. Но только в 1859 году была основана специальная Археологическая комиссия при Министерстве Императорского двора, которая стала заниматься планомерными исследованиями Отечества и разработкой классификаций древностей. Комиссия выдавала разрешения (открытые листы) на право проведения раскопок, собирала выездную документацию, печатала ежегодные отчеты о всех известных ей раскопках и случайных находках на территории России.
В 1864 году, в доме Воейковой на Малой Дмитровке, состоялось открытие Московского археологического общества. Его возглавил граф А. С. Уваров, единственный сын известного министра просвещения и председателя Главного управления цензуры, устроившего гонения на А. С. Пушкина, - С. С. Уварова. Ещё в 1834 году Пушкин писал о нём в своём дневнике: «Уваров большой подлец... негодяй и шарлатан. Разврат его известен... Он крал казённые дрова и до сих пор у него есть счеты... Казённых слесарей употреблял в собственную работу». В то же время С. С. Уваров слыл образованным и талантливым человеком. Он был членом литературного объединения «Арзамас». Его ценили И. Гёте, А. Гумбольдт, Н.М. Карамзин. Именно Сергей Семёнович Уваров провозгласил знаменитый тезис «Православие, самодержавие и народность».
Благодаря своему общению с лучшими представителями русской интеллигенции, его сын Алексей с детских лет знал ведущих учёных и литераторов, но некоторые взаимоотношения с людьми, в том числе и враждебные, были унаследованы им от отца. Когда была создана Археологическая комиссия, то её возглавил один из недругов С. С. Уварова - граф С. Г. Строганов. Младшему Уварову пришлось поддерживать с ним отношения, но служить под его началом он не хотел. Тем более, от активной археологической деятельности А. С. Уваров всё же был оттеснён. Граф вышел в отставку в придворном чине камергера и окончательно перебрался в Москву, где купил дом в Леонтьевском переулке. Естественно, оставлять свои научные изыскания он не собирался, и поэтому предпринял всё возможное для образования своего, независимого от Петербурга, археологического общества.
Он создал не только Московское археологическое общество, но именно ему принадлежала идея о созыве первого съезда русских археологов, высочайшее разрешение на открытие которого в Москве было получено 27 апреля 1867 года. В конце 1868 года в С.-Петербурге собрался Предварительный комитет, состоявший из представителей различных учёных сообществ, для разработки правил археологического съезда. Эти правила потом были утверждены министром народного просвещения А. В. Головкиным, который ассигновал на расходы съезда 3000 рублей.
Основную цель Археологических съездов организаторы видели в объединении всех научных сил России в области разыскания, изучения, охраны памятников истории и культуры. Было принято собирать съезды каждые три года в различных городах России. Членами съезда могли стать все лица, изъявившие желание принять участие в заседаниях и заплатившие 4 рубля. Предварительный комитет также высылал приглашения для почётных гостей из различных учёных обществ.
Среди приглашенных был и Вадим Иванович Лествицын - кандидат Московской духовной академии, член Ярославского губернского статистического комитета, член-корреспондент Московского археологического общества. Как библиограф и историк родного края В. И. Лествицын прожил довольно удачную и продолжительную жизнь. В течение многих лет Лествицын был ревностным собирателем предметов старины и рукописей. У него на то время была одна из лучших библиотек в Ярославле. По отзывам современников, его библиотека была столь велика, что, живя «в одной каморке 28 лет сряду», он был «не в состоянии буквально двинуться с места от массы собранных им книг». После смерти В. И. Лествицына его библиотека почти целиком была куплена И. А. Вахрамеевым.
В 1892 году вышел в свет каталог «Рукописи славянские и русские, принадлежащие действительному члену русского археологического общества И. А. Вахромееву», составителем которого был археолог, этнограф, основатель Ростовского музея церковных древностей Андрей Александрович Титов. Второй и третий тома описания вахрамеевской библиотеки практически полностью были составлены из выкупленной коллекции рукописей В. И. Лествицына. Теперь все эти книги хранятся в Государственном историческом музее, кстати, созданным А. С. Уваровым.
Вадим Иванович был и плодовитым писателем-публицистом. Он издавал много историко-литературных статей и исследований о родном крае и его старине. Большинство из них напечатаны в «Ярославских губернских ведомостях». Он публиковал также материалы из своего собрания рукописей. Составленный самим Лествицыным в 1875 году «Список моих сочинений (1851-1874 гг.)» заключал в себе перечень 262 его работ. А опубликованное А. А. Титовым уже после смерти В. И. Лествицына продолжение списка трудов писателя содержало уже 369 названий. Есть свидетельства, что ещё в 1870 году Лествицын составил подробный, на 355 страницах, указатель к неофициальной части «Ярославских Губернских Ведомостей», так и оставшийся в рукописи. По воспоминаниям того же А. А. Титова, литературные опыты Лествицына «ценились и авторитетными учёными, нередко награждавшими его своими сочувственными отзывами и уважением к его недюжинному таланту». Известен факт его тесной переписки с академиком П.П. Пекарским.
В путевых заметках «От Ярославля до Москвы» Вадим Иванович Лествицын описывал свою поездку в Москву: «Благо я еду на археологический съезд и описаний путешествий по внутренним губерниям в литературе нашей почти не имеется». Путь на Москву начинался с Рождественской площади Ярославля, через известный Спасо-Преображенский монастырь, Шиловку с белильным заводом Вахрамеева, далее экипаж проезжал мимо села Карабихи, через Ростов с его монастырями, церквами и знаменитым кремлем, Переславль, Троицко-Сергиеву Лавру. В Троицке Лествицын пересел на чугунку и въехал в первопрестольную...
Заседания первого археологического съезда проходили в Голицынском музее на Пречистенке, против храма Христа Спасителя, с 16 по 28 марта 1869 года под председательством графа А. С. Уварова. Почетным гостем съезда, восседавшим за председательским столом, был Михаил Петрович Погодин, который сделал доклад «О судьбах археологии в России». Это было не только данью уважения к старейшему русскому историку, но и следствием давних связей Погодина с семьёй Уваровых. Из 110 участников, список которых дан в конце книги, В. И. Лествицыну удалось воочию познакомиться с такими выдающимися русскими учёными, как знаменитый филолог, академик Федор Иванович Буслаев (автор «Исторических очерков русской народной словесности и искусства»), Владимир Иванович Даль и его сын, историк граф Михаил Владимирович Толстой, Николай Васильевич Закревский, посвятивший свои труды истории города Киева, Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (автор двухтомной русской истории, сегодня достаточно редкой), Василий Александрович Прохоров, Владимир Густавович Тизенгаузен и др.
Заседания продолжались до 10 часов вечера, с перерывами на обед и чаепитие. В один из дней, вместо утренних встреч в Голицынском музее, участники съезда посетили соборы Кремля, Оружейную палату, Чудов монастырь и синодальную ризницу, потом поехали в Троицкую Лавру. А на последнем заседании граф A. С. Уваров предложил «ходатайствовать о разрешении нового съезда», но через какое время и в каком месте - мнения разделились. Тогда
B. И. Лествицын поддержал А. С. Уварова: «...надо ковать железо, пока горячо, пока ещё не остыло, не заснуло внимание общества к археологии, и притом не где-нибудь, а непременно в Москве, как фокусе государства, от которого почти все археологи в возможно кратчайшем расстоянии, где памятников древности, да действительных, а не музейных, бездна и надобно содействовать единству государства, а не наносить ему тяжкий удар учением о каком-то равенстве между городами». После дебатов и принятия ряда решений М. И. Погодин объявил первый археологический съезд закрытым. Несколько участников съезда, среди которых был и В. И. Лествицын, по окончании последнего заседания давали обед графу Уварову в гостинице Дюсо и оттуда были приглашены в дом графа, где и попрощались.
Обратно в родной Ярославль Вадим Иванович Лествицын возвращался в «великой снежной метели, начавшей новую зиму», так что ему уже было не до путевых заметок «От Москвы до Ярославля».
Лествицын Вадим Иванович (1827-1890)
От Ярославля до Москвы: Поездка на съезд археологов или древнелюбителей. Ярославль: Губернская типография, 1869. 78 с. Гравированная издательская обложка. 22x14 см. Малотиражное провинциальное издание, сегодня практически не находимое на антикварном рынке.