О древностях Великого Новгорода (1808 год)
Евфимий Болховитинов
Долгую и насыщенную событиями жизнь прожил Евфимий Алексеевич Болховитинов – церковный историк, археограф и библиограф, митрополит Киевский и Галицкий. Будучи сыном воронежского священника, образование Евфимий Алексеевич получил в Воронежской семинарии и Московской духовной академии. Посещая лекции в Московском университете, он познакомился с Н. И. Новиковым и принял активное участие в деятельности новиковского кружка, занимаясь переводами иностранных книг и изучением исторических документов.
Женитьба на Анне Антоновне Расторгуевой в 1793 году не принесла семейного счастья Болховитинову. В 1795 году умер его первый сын – Андриан. Через год Болховитинова рукоположили в протоиереи города Павловска Воронежской губернии. В 1799 году умерла его дочь Пульхерия, через несколько месяцев Евфимий Алексеевич похоронил второго сына Николая, а ещё через несколько дней умерла его жена. Эта череда трагических событий предопределила дальнейший жизненный путь Болховитинова. В 1800 году он переехал в Санкт-Петербург, где принял монашество под именем Евгения. Именно здесь впервые он серьёзно занялся изучением старинных документов и рукописей, определившим его дальнейший интерес к славянским древностям.
В 1804 году о. Евгения назначили епископом Старорусским и викарием Новгородским. Четырехлетнее пребывание в Новгороде стало значимым этапом в его научной деятельности. К серьёзной работе здесь располагала спокойная и размеренная жизнь провинциального города, к тому же обладавшего богатой историей. Как-то летом 1804 года, вспоминал епископ Евгений, пожелал он осмотреть Юрьевский монастырь и поехал туда вдоль берега реки Волхова, а не по дороге, где его ожидали. Каково же было его удивление от встречи с монахом, телега которого была вся забита древними свитками и рукописями. Выяснилось, что, готовясь к торжественной встрече с епископом, в монастыре произвели «генеральную» уборку, а весь «хлам» решили утопить в реке. Среди бумаг были рукописи и манускрипты XI века. Естественно, Болховитинов вернул этого «бедолагу с телегой» в монастырь, а потом и объяснил тамошнему клиру, к чему могло привести их «чрезмерное усердие».
На Новгородчине о. Евгений предпочитал подолгу жить в Хутынском монастыре, который располагался между Новгородом и имением русского поэта Гавриила Державина – Званки. Их дружба и переписка продолжались до самой смерти поэта. Державин посвятил Болховитинову стихотворное послание «Евгению. Жизнь Званская», которое заканчивалось словами: «Здесь бога жил певец, – Фелицы». Позже, Е. А. Болховитинов составил одну из первых биографий Г. Р. Державина, которая была опубликована в его «Словаре светских писателей».
Живя на Новгородской земле, невозможно было не заинтересоваться её историей. Болховитинов много времени проводил в библиотеке Софийского собора, богатой редчайшими древними рукописями, многие из которых были тогда ещё не известны учёным, не разобраны, не описаны. «Я, приехавши в Новгород в 1804 году, нашёл и архирейского дому старую архиву, разбросанную по двору, и кое-что выбрал, – сообщает он канцлеру Н. П. Румянцеву. – В бывших присутственных местах, сгоревших в 1612 году, не было уже старых бумаг, а давно до того вынесены они под Софийскую колокольню. Оставались только в губернском правлении две подробные описи Новгороду 1615–1623 годов, но они в пожаре сгорели. К счастью, я из них прежде выписал опись новгородских концов, церквей и пятин».
В Новгороде Болховитинов занялся даже археологическими раскопками. На основе собранного материала Болховитинов написал «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода». Показывая прошлое величие города, Болховитинов передаёт исторический материал как беседу нескольких лиц.
Более тысячи лет тому назад на берегу Волхова среди дубовых рощ возник Великий Новгород. В скандинавских сагах сказывается, что где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень- озеру, был построен укреплённый городок и возле него – Великий Словенск. Словене выбирали на вече своих старейшин, которые справедливо правили ими по законам вечевой республики. У одного из старейшин – Гостомысла – было три дочери. На одной из них был женат Рюрик, из рода Шёлдунг, правивший в Датской области. Умирая, Гостомысл завещал новгородским словенам на княжение пригласить для защиты от шведов Рюрика – что они и сделали. В сентябре 862 года конунг Рюрик прибыл в город на 160 кораблях и установил своё правление как князь Новгородский. С тех пор начались «исторические времена».
Русский летописец Нестор продолжал скандинавское повествование: «Словене седоша около озера Ильменя и прозвашася своим именем и соделоша город и нарекоша Новгород… И пришед Рюрик ко Ильменю и сруби городок над Волховом и прозва Новгород».
Это была Республика Святой Софии Премудрости Божией во главе с архиепископом Новгородским, с вечем, посадниками, тысяцкими, старостами, простиравшаяся от Новгородского (Финского) залива Балтики до Рифейских гор (Урала). Через город проходил водный путь «из варяг в греки» – из Скандинавии в Византию. «Господин Великий Новгород» входил в состав знаменитого Ганзейского торгового союза. В древности говаривали: «Кто может против Бога и против Великого города?»
Вся история древнего Новгорода проходила под знаком борьбы за свою независимость.
Огромные земли республики, её свободолюбие, естественно, вызывали негодование других князей. Длительное время Новгород успешно воюет с войском Михаила Тверского и Дмитрия Донского, но в 1471 году великая древняя республика терпит поражение. На реке Шелонь произошла битва между московским войском Даниила Холмского и новгородским ополчением под командованием сына Марфы Посадницы – Дмитрия Борецкого. Новгород окончательно потерял свою независимость и в 1478 году вместе со всеми землями вошёл в состав Московского государства. В этом же году царским указом был снят и отправлен в Москву символ «новгородской вольницы» – Вечевой колокол, дальнейшая судьба которого окутана легендами. Согласно одному из преданий, в первопрестольную колокол так и не доехал, а разбился где-то на валдайских холмах и дал жизнь знаменитым валдайским колокольчикам, которым суждено было многие годы звучать на дорогах России.
После вхождения в состав Русского государства последовало «великое переселение» новгородцев: «50 знатнейших купеческих семей перевели из Новгорода во Володимир», через несколько лет уже 1000 семей бояр и «житых людей» переселили в другие города Московского царства.
В 1553 году англичане открыли новый путь торговли с Россией через Архангельск и Северную Двину. Завершил разрушение былого величия Великого Новгорода Иоанн Грозный, войско которого в 1569 году выступило походом против города, заподозрив его в желании перейти к Литве. Именно во время этого похода Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа, выступавшего против опричнины и казней. А сам Новгород был отдан на разграбление, которое продолжалось шесть недель. «Таким-то образом кончились могущество и знаменитость Великого Новгорода… Утешимся тем, – продолжает Е. Болховитинов, – что древнюю славу Великого Новгорода, со времен Петра Великого, воскресила новая Всероссийская столица с бoльшею ещё знаменитостью для россиян».
Труд епископа не остался незамеченным в русской исторической науке начала XIX века, а многие вопросы, поднятые тогда учёным, не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день. Современники по-разному относились к научной деятельности Болховитинова: одни считали его «усердным ревнителем просвещения, превосходным литератором, учёнейшим сыном православной Руси, принадлежащим к числу первых учёных Европы», другие обвиняли Евфимия Алексеевича в «отсутствии систематического взгляда на явления истории… передаче кучи фактов исторических, не соединенных никакою общей мыслью». Но, несмотря на недоброжелательные рецензии некоторых критиков, исследование «…о древностях Великого Новгорода» пробудило многих учёных к дальнейшему изучению прошлого новгородской земли. Сам о. Евгений, будучи уже митрополитом Киевским, в одном из своих сочинений совершенно точно подметил: «Недостаточно образованы те, которые не знают своего родного: не следует пренебрегать малым, без которого великое не может быть совершенно».
[Болховитинов Евфимий Алексеевич (1767 –1837)]
Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. Москва: В Губернской типографии у А. Решетникова, 1808. [2], 98, [2] c. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с тиснением, мраморированная бумага. Гравированные виньетки на титульном листе и в конце книги. С тремя Прибавлениями: о древних улицах; о древних монастырях и церквах; о Пятинах новгородских. На титульном листе владельческая запись орешковыми чернилами: «М.Д. Цена 4». 25х20см.