Краткая история построения Нежинского Благовещенского монастыря (1815 год)
Иван Чернов
Основателем Благовещенской обители в городе Нежине был митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святейшего Синода Стефан Яворский – «муж высоким учением знаменитый и ревностью по благочестию прославленный», автор знаменитого сочинения «Камень веры». Он происходил родом из польского местечка Якоре, но после Андрусовского мира, по которому Польше отошла правобережная Украина, православная семья Яворских переселилась в сельцо Красиловку близ Нежина.
Получив образование в Киево-Могилянской коллегии, Яворский решил поступать в католическую школу, а для этого ему пришлось «наружно» принять католичество под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). В 1687 году Стефан вернулся в Киев, принёс покаяние в своём отречении от православной веры, был принят снова в лоно её церкви и постригся в монахи.
Став ближайшим помощником Киевского митрополита в его взаимодействиях с Московским правительством, он неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения в Москве. И именно в Москве его величество случай отметил Стефана: умер воевода Шеин, и на погребении в присутствии царя Петра I проповедь поручили говорить Яворскому. Петру понравились и сам проповедник, и его речи. Он указал патриарху Адриану посвятить Стефана в архиереи какой-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы». Стефан, любивший украинскую землю, пытался отказаться от этой чести, но в апреле 1700 года был поставлен митрополитом Рязанским и Муромским. В том же году, после смерти Адриана, царь указал Стефану быть местоблюстителем патриаршего престола.
Многие в Москве Яворского недолюбливали, считали его киевским выскочкой и даже тайным католиком. Спустя несколько лет, как в силу интриг, так и по административно-политическим причинам, церковная деятельность Стефана совершенно прекратилась. Он не принимал никакого участия в подготовительных действиях к церковной реформе, без него писался Духовный регламент, церковное управление также шло мимо него.
В эти нелегкие годы любимым детищем Яворского стал основанный им на родине в 1716 году Нежинский Благовещенский монастырь, называемый Назарет Богородичный. Обитель расположилась в центре старинного города, который уже в XII веке был пограничным селением на юго-восточных рубежах Черниговского княжества и назывался Уненеж. В октябре 1239 года войско Золотой Орды во главе с ханом Менгу сожгло Чернигов, уничтожив несколькими днями раньше Уненеж.
А история Нежина уже как средневекового феодального города началась в XVII веке. Польский король Сигизмунд III в 1625 году возвёл на месте старого городища город Нежин, укрепил и сделал его одним из своих форпостов на границе с Россией. Король даровал льготные права и вольности «новоосаженному городу», в результате чего Нежин получил возможность быстро расти и развиваться. Действительно, к 30-м годам XVII века Нежин уже был окружён высоким земляным валом и глубоким рвом, заполненным водой. Внутри крепости находился каменный замок, построенный по плану французского военного инженера Боплапа – 11 башен и вал с пушками делали крепость неприступной.
С большим воодушевлением встретило население Нежина весть о воссоединении Украины с Россией. 8 января 1654 года целая делегация от Нежинского полка принимала участие в Переяславской Раде. В этом же году русское посольство во главе с боярином В. Бутурлиным прибыло в Нежин и было торжественно встречено жителями под колокольный звон церквей и пушечный салют. На следующий день казаки и население Нежина присягнули на верность России. Церемония проходила на Соборной площади (теперь сквер имени Н. Гоголя), у стен тогда ещё деревянных Николаевского собора и Троицкой церкви.
В XVIII веке город стал одним из главных ремесленных и торговых центров на Левобережной Украине. В 1675 году в городе основали свою колонию греческие купцы, которые по разрешению Богдана Хмельницкого приехали сюда на постоянное жительство из захваченной турками Греции. Украинский гетман даровал им самоуправление, освободил от налогов и торговых пошлин. Наиболее интересным торговым «делом» предприимчивых греков считалось соление огурцов. По преданиям, греки вырастили на нежинской земле особый сорт огурцов и разработали способ их консервирования. Свои соления и маринады они поставляли даже в Петербург, к императорскому столу.
В 1782 году Нежин перестал быть полковым городом и утратил не только своё экономическое, но и административно-военное значение. Императрица определила ему роль уездного центра Черниговского наместничества. По указанию Екатерины II в числе других украинских казачьих укреплений в Нежине были уничтожены крепостные стены, башни и бастионы.
Остались только замок, развалины церкви Богоявления и окружающие её каменные помещения, где некогда казаки хранили оружие, боеприпасы, казну и продовольствие. В 1787 году Екатерина II по пути в Крым сделала остановку в Нежине, где её торжественно встретили правители города и зажиточные греки.
В 1812 году посетил город Нежин и его Благовещенский монастырь Иван Чернов, который и составил краткую историю обители, напечатав её вместе с некоторыми грамотами и письмами митрополита Стефана Яворского, найденными в библиотеки монастыря. А ведь главные свои «сокровища» – книги, митрополит оставлял монастырю на вечное владение и пользование. При этом он с удивительной заботливостью определил правила устройства монастырской библиотеки, имея в виду наилучшую сохранность книг. Составленный им каталог он снабдил элегией на латинском языке: «Идите, книжечки, прежде толь часто находившиеся в руках моих! Идите, слава моя, мой свет, мое украшение! Идите счастливо – уже иных умы питайте, и нектар ваш изливайте другим! Вы составляли мое богатство, мою славу, мой рай, мое утешение… Вы, книги и сочинения мои, простите! Приобретённая трудами моими библиотека, прости! Простите, братия и сожители! Простите все. Прости и ты, гостиница моя, любезная мать-земля!» Но завещанную монастырю многочисленную библиотеку в 1731 году императрица Анна Иоанновна повелела перенести в Харьковский Коллегиум.
В 1820 году в Нежине была открыта гимназия высших наук. По своему уставу она приравнивалась к университетам и даже чем-то напоминала Царскосельский лицей. Нежин приобрёл значение университетского города и стал единственным в России уездным городом, который имел своё высшее учебное заведение. За двенадцать лет существования гимназии было 8 выпусков. Среди её выпускников – великий русский писатель Н. В. Гоголь, писатели Е. П. Гребёнка, В. Н. Забила, Н. В. Кукольник, учёный-философ П. Г. Редькин и другие. Уроженцем Нежина был и мореплаватель, один из руководителей первого русского кругосветного морского путешествия Юрий Федорович Лисянский. Не миновал Нежина и Тарас Григорьевич Шевченко. Он приехал сюда в феврале 1846 года с поэтом А. С. Афанасьевым (Чужбинским) и пробыл здесь несколько дней, успев познакомиться с питомцем лицея Н. В. Гербелем, будущим переводчиком «Кобзаря» на русский язык. Он же стал первым библиографом великого поэта.
Современный Нежин – один из административных центров Черниговской области Украины, небольшой город с богатой историей.
Чернов Иван
Краткая история построения Нежинского Благовещенского монастыря, называемого Богородичным Назаретом. Напечатанная от именитых и благородных Греков братьев гг. Зосимов, в дар христолюбивым читателям. М.: В типографии А. Решетникова, 1815. 85 с., фронтиспис. Составной переплёт эпохи: кожаные уголки и корешок с золотым узорным тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением. На фронтисписе гравированный портрет Стефана Яворского. 20,5х12,5см.