«Памятная книжка» на 1851 год
Без западной мысли наш будущий собор
остался бы при одном фундаменте.
Александр Герцен
Открытие железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Лишение российского гражданства (а заодно, и всех прав состояния) А.И. Герцена. Изобретение швейной машинки в современном ее виде. Вот те события, которыми отметился этот год.
В 60-е годы прошлого, XX века, в СССР популярностью пользовалась песенка, в которой был такой припев:
«Адресованная другу,
Ходит песенка по кругу,
Потому что круглая земля».
Строго говоря, «песенка» могла бы вообще не двигаться - за счет вращения Земли вокруг своей оси она и так обошла бы всю планету. Но вот то, что Земля вращается вокруг своей оси, экспериментально доказали только в середине позапрошлого, XIX века. Сделал это французский ученый Жан Бернард Леон Фуко.
В 1851 году Фуко публично представил свой знаменитый опыт с маятником, подвешенным на тонкой металлической проволоке (67 м) в центре купола в здании Пантеона в Париже. С тех пор этот простенький эксперимент имеет имя собственное - опыт Фуко.
Маятник геополитических интересов Российской империи тоже отмечал свои колебания весьма отчетливо. Вот одна из крайних точек его «качания».
26 февраля / 10 марта, в Тифлисе, при содействии наместника Кавказа М.С. Воронцова, был открыт Кавказский отдел Русского географического общества. Отдел сразу начал активную работу по изучению Кавказа. С 1852 г. началась публикация его «Записок» и «Известий» (с 1872/1873 г).
Пока русские изучали и осваивали Кавказ, создавали географическую классику, на Апеннинах создавали классику оперную.
11 марта в Венеции в театре «Ла Фениче» состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто», одной из бесспорных вершин мировой классики. Это оттуда еще одна популярнейшая мелодия и ария («песенка») герцога Мантуанского:
«Сердце красавиц
Склонно к измене
И к перемене,
Как ветер мая».
Опять же, если следовать строгой естественно-научной логике, переменчивость погоды в мае определяется в конечном итоге поведением нашего светила - Солнца.
16 / 28 июля, в польском городе Ломже, полное солнечное затмение наблюдала группа исследователей Петербургской академии наук. Возглавлял экспедицию астроном О.В. Струве, который в результате наблюдений заключил, что протуберанцы (гигантские плазменные вздутия) - это выступы на поверхности Солнца. Явление «солнечного ветра» еще не было тогда открыто.
В 1851 году решением Петербургского уголовного суда А.И. Герцен был лишен российского подданства. Государственный Совет постановил: «Сего подсудимого, согласно с приговором Сената, лишив всех прав состояния, считать изгнанным навсегда из пределов государства». Осенью постановление Госсовета подписал Николай I. Формальный повод для принятия этого решения - неповиновение требованию правительства возвратиться на родину. Настоящей же причиной присвоения статуса «вечного изгнанника» стало участие Герцена в революционном движении. В 1847 г. А.И. Герцен переехал во Францию. Там он стал непосредственным очевидцем революции 1848-1849 гг. После поражения революции Герцен создает «теорию русского социализма», закладывает основы народничества, пишет такие работы, как «С того берега» (1847-1850), «О развитии революционных идей в России» (1850). В 1850 г. Александр Иванович переезжает в Ниццу, где сближается с представителями европейской эмиграции и итальянского национально-освободительного движения, в частности с Джузеппе Гарибальди.
Все так и шло в этом году - по накатанной дорожке: предсказанные солнечные затмения, географические открытия, международная политика, первые диссиденты... Но тут подоспела новация, которая буквально за десять дней потрясла мир. Правда, мир это почувствовал не сразу.
12 августа американец Айзек Зингер запатентовал усовершенствованную швейную машинку, которой предстояло стать одним из самых популярных механизмов в истории человечества. Работа над ее конструкцией заняла у изобретателя десять дней. Важны две подробности. Первая: экземпляр номер один зингеровской машинки был продан за 100 долларов (и при этом не только окупил все затраты на ее разработку, но и принес прибыль), а потом она подешевела до десяти. Вторая: дополнением к патенту стала схема оплаты покупки в рассрочку. Вот эти две «мелочи» сделали новое изделие достижением не просто инженерным, но и коммерческим и социальным. Машинка Зингера стала провозвестником потребительского общества XX века.
В России же не мелочились. Вот один из первых отечественных технологических «мегапроектов», если можно так сказать.
1/13 ноября отправился первый коммерческий поезд, ведомый паровозом, из Санкт- Петербурга в Москву. Так было открыто движение по Петербурго-Московской железнодорожной магистрали. «Сегодня, в четверток, 1-го ноября, двинулся первый всенародный поезд по новой железной дороге в Москву. С утра большое число публики столпилось перед станцией и наполнило обширные сени ее. В одном отделении записывали виды проезжающих, в другом продавали билеты на поезд, в третьем принимали багаж пассажиров. Пассажирские вещи принимаются в окно, их помечают, взвешивают и тут же кладут в особый вагон - багажный, стоящий под стеклянным навесом, так что вещи не могут испортиться от дождя или снега. Получив билет, пассажиры входят в просторные залы, где ожидают времени отправления. Для дам отведена особенная комната, изящнее прочих», - писала петербургская газета «Северная пчела».
Как обычно, торжественный день открытия не обошелся без скандала. Неким чиновником, желавшим предстать перед руководством в лучшем свете, был отдан приказ покрасить рельсы белой масляной краской. На только что окрашенных рельсах состав забуксовал и пришлось срочно мазать рельсы сажей из паровой машины.
Отправление поезда зафиксировано точно - в 11 часов 15 минут; через 21 час и 45 минут состав благополучно прибыл в Москву. А вот постройка дороги - в отличие от «скорострельного» Айзека Зингера! - длилась долгих восемь с половиной лет. Стоимость ее, по данным ведомства путей сообщения, составила 66 850 руб. серебром, или 110 тыс. руб. на одну версту. Но, как уверял тогдашний директор Департамента железных дорог А.С. Каменский, постройка магистрали обошлась «гораздо дешевле многих иностранных путей». И здесь невозможно
удержаться от того, чтобы не упомянуть хотя бы одну техническую «изюминку» этого двухпутного железнодорожного полотна: из 645 км длины магистрали на кривые участки приходилось всего 47,6 км (7,5%). Такая прямолинейность позволяет и сейчас развивать скорость движения поездов до 200 км/час и выше.
Со строительства Николаевской дороги - так назвали магистраль после смерти императора Николая I в 1855 г. - в России началось создание железнодорожной сети государственной важности. Но вот что любопытно: до начала XX века слово «паровоз» - не слишком частый гость в русскоязычных текстах. Тому несколько объяснений.
До последней трети XIX века в России широко употреблялись другие термины вместо слова «паровоз». Наиболее известный - «сухопутный пароход» (как в знаменитом романсе Глинки на стихи Кукольника: «Дым столбом - кипит, дымится пароход... Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье... Православный веселится наш народ»). Или чуть-чуть более экзотический - «ходун-самовар» («Русские вьюги сами не потерпят иноземных хитростей, занесут, матушки, снегом колеи, в шутку, пожалуй, заморозят пары. Да и где взять такую тьму топлива, чтобы вечно не угасал огонь под ходунами-самоварами», - сомневалась русская пресса в 1835 году) Вспомним, однако, о маятнике геополитических интересов Российской империи. К осени он достиг другой своей крайней точки.
5 / 17 ноября начинает действовать Сибирский отдел Русского географического общества. Открыт он был по инициативе просвещенного генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева (Амурского). В 1853 г. им была снаряжена под руководством известного географа Р.К. Маака экспедиция на Вилюй, работавшая два года. В 1854 г. сам Н.Н. Муравьев совершил свой знаменитый сплав по Амуру, описанный в 3-й книжке «Записок Сибирского отдела» (1857). В 1855 г. все тот же Маак, по поручению Сибирского отдела РГО, произвел исследование Амура вплоть до Мариинска, а в 1859 г. изучал долину Уссури.
Любопытно, что оба отдела Русского географического общества - Кавказский и Сибирский - с самого начала получали правительственную субсидию - по 2000 руб. в год каждый.
«Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию...» - такую цель поставил себе С.М. Соловьев, автор «Истории России с древнейших времен». Сбором материала для первого тома, который вышел в 1851 году, ученый занимался с 1848 г. Однако над остальными книгами работа шла быстрее, и каждый год в свет выходил очередной том «Истории...» (Т. 1-28, 1851-1879; т. 29 опубликован посмертно).
Этот призыв русского ученого можно отнести в полной мере не только ко всему корпусу русской истории, но и к той ее малой части, которая вместилась в один только год, рассматриваемый нами. И «Памятная книжка на 1851 год», несмотря на всю свою «бытовую» приземленность, при таком подходе начинает восприниматься именно как ценный исторический артефакт.
На форзаце - гравированный экслибрис: под императорской короной вензель АН - книжный знак императора Александра II (1818-1881).
Титульный лист с заглавной виньеткой, гравюры Флоида, Аллена, Брандарда: «Александровский Дворец в Царском Селе», «Дело под Акбулат-Юртом, на Кавказе, бывшее 24 Мая 1846 года», «Водопад Иматра в Финляндии», «Нападение Горцев на Михайловское укрепление, в 1840 году», «Город Одесса», «Академия Художеств со стороны сада, в С.-Петербурге», «Окрестности города Житомира», «Вид г. Смоленска и части заднепровской его стороны», «Русский лагерь после сражения при деревне Перед, в Июне 1849 года», «Казармы Лейб-Гвардии Конного полка, в С.-Петербурге», «Приорат в Гатчине», «Вид развалин замка и монастыря ордена Базилианов, в м. Кореце, Волынской губернии», «Богородицкий Девичий Монастырь, в г. Казани», «Здание для всемирной выставки 1851 года». В конце книжки помещены пожарные сигналы в С.-Петербурге и четыре гравированных рисунка с кратким месяцесловом.
Памятная книжка на 1851 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1850. [2], [1 грав. тит. л.], [4 с.: огл.], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 123, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 125-485, [5], 18 л. ил., [2] с.; 11,6x7,5.
Владельческий кожаный переплет с золотым тиснением орнамента на крышках и по корешку. Ляссе. Коробка с золотым тиснением. Тройной золоченый обрез.