«Памятная книжка» на 1863 год
Без наук люди живут и жили. Покойный батюшка воеводою был
пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте,
а умел достаточность нажить и сохранить. Челобитчиков принимал
всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит, и
что-нибудь да положит.
Д.И. Фонвизин, «Недоросль»
Это был год «невеселый» - восстание в Польше с требованием отделения Польши от Российской империи. Как это ни удивительно, но отголоски этого восстания вполне ощутимо докатились даже до Америки. И еще одно знаковое и более или менее регулярное событие произошло в этот год в России - введена была государственная монополия на продажу спиртного.
9 января в Лондоне пущена первая в мире линия подземной железной дороги. Член Королевского литературного общества, известный английский беллетрист и краевед (как назвали бы его в России) Питер Акройд в своей книге «Подземный Лондон» (М., 2014) посвящает лондонской подземке целую главу. «Автор идеи подземки Чарльз Пирсон впервые обнародовал ее в 1830-е годы, - пишет Акройд. - Пирсон рассудил, что тоннели под Лондоном - единственное средство разгрузить надземные дороги и ускорить передвижение... 9 января 1863 года столичная подземная железная дорога - линия “Метрополитен” - была официально открыта. К сожалению, сам Пирсон умер за несколько недель до этого события. На церемонии открытия в Паддингтоне собралось 700 высокопоставленных гостей, которых провезли по тоннелям в торжественной процессии поездов. На следующий день линию открыли для публики».
Первая линия оказалась и весьма успешным коммерческим проектом: в день она перевозила около 30 тысяч пассажиров. Популярность «Метрополитена» была настолько высока, что длину поездов пришлось увеличить, а стоянку поезда на станции сократить до 20 секунд. Тянули поезда слегка уменьшенные паровозы; вагоны были трех классов, в первом классе имелись зеркала и даже ковры.
Любопытные воспоминания о поездке в 1874 году в Лондонской подземке оставил русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович. Вот его впечатления:
«Уж какой-то благодетель-полисмен мне посоветовал по подземной чугунке ехать. Доехал. Да ведь мерзость какая! Спускаешься чуть не по стремянке и чуть не в преисподнюю; в дыру, из которой черный паровозный дым валит... Поезда там - шварк, шварк, каждые три минуты, один за другим, один навстречу другому. Примчатся к платформе, хлопнут вагонными дверцами, и смотришь - укатили в черную пасть. И не знаешь: сесть или не сесть? Да и не успеешь. И того гляди, ошибешься, не на ту сторону сядешь, окажешься в совсем другом конце города... Нет, четыре миллиона человек не могут жить в одном городе, не могут!»
В Российской империи в это же самое время кипели совсем другие страсти.
2 / 14 января в России ввели государственную монополию на продажу спиртного. Сделано это было, думается, не только для пополнения казны. Пьющий - лояльнее. Лучше не скажешь, чем сказал о выпивке советский поэт и писатель Александр Твардовский своему другу - философу Михаилу Лифшицу - на близком тому языке: «Так мы приближаемся к абсолюту». А через несколько лет другой известный отечественный поэт Евгений Евтушенко разовьет тему:
«И сургучный венец
На головке царственной,
А соленый огурец -
Скипетр государственный».
Насчет «скипетра государственного» - это в России всегда в тему.
10 / 22 января с нападения в различных местах на русские гарнизоны на территории Царства Польского началось восстание. В дальнейшем оно охватило территории Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины. Мятежники требовали отторжения Царства Польского от России и воссоздания Польши в границах 1772 г. Польские крестьяне с неохотой подчинялись восставшим, порой сотрудничая с русскими войсками.
27 января / 8 февраля Россия и Пруссия подписали Конвенцию Альвенслебена - соглашение, по которому оба государства должны помогать друг другу в борьбе с польскими отрядами. Россия получала право преследовать повстанцев на прусской территории, а Пруссия - в Польше. Многие европейские страны осудили политику России. Франция в ответ на конвенцию Альвенслебена пригрозила разрывом отношений.
Эта напряженность в отношениях с европейскими державами побудила Россию отправить военно-морские соединения к берегам Северной Америки. Таким образом, если бы началась война, торговые пути Англии и Франции оказались бы в опасности, а русский военно-морской флот в Балтийском море получал бы больше возможностей для маневров из-за освободившегося пространства. Экспедицию возглавляли контр-адмирал С.С. Лесовский и контр-адмирал А.А. Попов. В сентябре эскадра Лесовского пришла в Нью-Йорк, затем Попов прибыл в Сан- Франциско. В то время в США шла Гражданская война между Севером и Югом. Англия поддерживала Юг и своими кораблями в канадском порту демонстрировала готовность вступить в конфликт на стороне южан. Север не имел военно-морского флота, и поэтому напор южан сдерживало только присутствие русских кораблей. Газеты сообщали: «Новый союз скреплен. Россия и Соединенные Штаты братствуют», «Русский крест сплетает свои складки с звездами и полосами». Присутствие русской эскадры у берегов Северной Америки произвело нужный эффект: Англия, Франция и Австрия больше не пытались оказать давления на Россию в решении польского вопроса.
В марте в качестве помощника наместника по военной части в Польшу прибыл граф Ф.Ф. Берг, вскоре ставший наместником вместо отозванного в Петербург великого князя Константина Николаевича. Берг сформировал русскую администрацию и установил военную диктатуру в Царстве Польском.
31 марта / 13 апреля, на Пасху, Александр II объявил об амнистии польским повстанцам, которые «сложат оружие и возвратятся к долгу повиновения» в течение месяца. Безрезультатно.
В мае генерал-губернатором Северо-Западного края (Литвы и Белоруссии) был назначен граф М.Н. Муравьев. Лидеры оппозиции были уничтожены.
На лето 1863 года пришелся разгар боевых действий. Официальные данные говорили о 547 столкновениях, однако силы мятежников иссякали. К тому же русские войска, ранее только оборонявшиеся, перешли в наступление и почти в каждом столкновении наносили сокрушительные поражения отрядам ополчения. В результате в 1864 г. отмечено только 84 столкновения с повстанцами.
Одной из реакций на польское восстание внутри Империи стал циркуляр министра внутренних дел П.А. Валуева от 18 / 30 июля 1863 г., по которому выпуск в свет литературы на украинском (малороссийском) языке ограничивался - дабы воспрепятствовать пропаганде сепаратистских идей. К печатанию допускались только произведения из «области изящной литературы».
В октябре Р. Траугутт установил в Польше диктатуру. Его попытки сформировать всенародное ополчение, убедить шляхту освободить крестьян и таким образом увеличить число воюющих не увенчались успехом. Весной 1864 г. правительство Траугута арестовали, а к осени были уничтожены оставшиеся партизанские отряды.
Следствие выявило 77 тыс. повстанцев, среди них 128 были казнены, 12 500 высланы, 800 отправлены на каторжные работы.
Организаторы восстания надеялись на поддержку европейских стран, в частности Англии и Франции. Россию поддержала только Пруссия, опасавшаяся перехода восстания на ее территорию. Между тем в соседней Саксонии прошло мероприятие буквально общегерманского масштаба.
1 - 5 августа в самом крупном городе Саксонии Лейпциге прошел Третий фестиваль немецкой гимнастики. (Первый Немецкий гимнастический фестиваль (Das Deutsche Turnfest) состоялся в 1860 г. в Кобурге; в 1861 г. в Берлине прошел 2-й смотр.)
Праздник принимал представителей 300 гимнастических обществ Германии. Основная часть праздника началась концертом в 10 часов утра 2 августа.
За крытой трибуной находился огромный стадион площадью 252 000 квадратных футов, предназначенный для показа гимнастических упражнений. Стадион был рассчитан на 10 000 человек.
Всего в фестивале приняли участие около 20 тысяч человек. Фестиваль помимо целей популяризации спорта также пропагандировал единство германской нации и был продолжен после 1871 г. в объединенной Германской империи.
Пока немцы аккуратно подготавливали почву, - в том числе и культурную - для объединения нации, в Российской империи творческая интеллигенция решительно размежевывалась. Впрочем, видимо, не зря еще Лев Толстой заметил, что «союзы нужны пьющим и молодым литераторам».
В ноябре произошел разрыв группы молодых художников во главе с И.Н. Крамским с Академией художеств. Отказавшись выполнять конкурсные работы на заданную тему, тринадцать художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским вышли из Академии. «Бунт четырнадцати», в результате которого образовалась «Артель художников», стал первым шагом к созданию «Товарищества передвижных художественных выставок».
В декабре 1862 - апреле 1863 г. заключенный Петропавловской крепости Н.Г. Чернышевский написал свой, пожалуй легендарный уже, роман «Что делать?». Любовная линия романа, его авантюрное начало ввело в заблуждение цензуру и привлекло читателей, тогда как произведение отражало философские и экономические идеи того периода. Не заметив остроты произведения за его мелодраматичностью, цензор разрешил его печать, за что вскоре и был уволен. «Что делать?» появился в журнале «Современник», номера с романом оказались под запретом, но по всей стране люди знакомились с текстом в многочисленных рукописных копиях. Во многом произведение Чернышевского стало ответом на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», вызвавший полемику о нигилистах между журналами «Современник» и «Русское слово».
В 1863 году начало выхода «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Исследователь работал над ним 53 года.
Считается, что в 1863 году НА. Некрасов начал работу над «эпопеей современной крестьянской жизни», как сам ее называл, - поэмой «Кому на Руси жить хорошо?». Завершить ее он не успел - задуманные три или четыре части так и не были созданы.
То есть так мы и не узнали ответа на сакраментальный вопрос, сформулированный Николаем Алексеевичем Некрасовым в названии своей поэмы. Пожалуй, сегодня этот последний факт выглядит уже символически, если не мистически: а действительно - кому на Руси жить хорошо? Вот и «Памятная книжка на 1863 год» нисколько нас не может приблизить к разгадке. Однако не зря замечено: хронология - сама по себе инструмент и оружие истории. И в нашем случае это правило срабатывает безотказно.
Текст «Памятной книжки на 1863 год» сопровождают гравюры Р. Гревса, К. Моттрама, Ллойда по рисункам Зичи, Айвазовского, Заурвейда, Горшельта, Чернецова, Трутовского: «Открытие памятника тысячелетию России 8-го Сентября 1862 года в Новгороде», «Посещение Государынею Императрицею Мариею Александровною селения Алушты (в Крыму), в 1861 году», «Дело Заилийского отряда с Коканцами на берегах р. Каро- Кастека, 21 Октября 1860 года», «Застрельщики в траншее перед аулом Веден», «Приезд Государыни Императрицы Марии Александровны в Алушту в Крыму, в 1861 году», «Волга в г. Романове, Ярославской губ.», «У колодца в Малороссии», «Село Сион по Военно-Грузинской дороге, ведущей из Владикавказа в Тифлис».
Сверх того прилагаются пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге, и «Карта сообщений Европейской России с показанием почтовых, шоссейных и железных дорог, путей дилижансов, морских и речных пароходных и телеграфических линий», составленная Генерального Штаба Подполковником Д. Анучиным.
Памятная книжка на 1863 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1862. [1 грав. тит. л.], [14 с.: огл.], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 123, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 125-643, [9], 8 л. ил., карта; 11,5х7,5.
Тройной золоченый обрез. Владельческий кожаный переплет с золотым тиснением орнамента на крышках и по корешку. Ляссе.