Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

«Памятная книжка» на 1871 год

«Памятная книжка» на 1871 год

Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось.

Василий Ключевский, «Курс русской истории», 1904-1911 гг.

В этом году родилась еще одна, - которая уже по счету! - империя, Германская. Это - геополитика с далеко идущими последствиями. Не менее далеко идущие последствия - хотя, конечно, никто об этом и не подозревал, - имело появление в Англии первого в мире официального турнира по футболу. Но это знаем теперь мы с вами, а не составители «Памятной книжки».

Наш экземпляр «Памятной книжки на 1871 год» имеет свою индивидуальность. Дело в том, что на форзаце - надпись черными чернилами, вероятно, владельцев книжки: «4 Января 1871. г. Тула. София и Юлий (?) Арсеньевы (?)». Можно предположить, что эта «Памятная книжка» принадлежала тульскому губернатору (также губернатору Смоленской и Олонецкой губерний) тайному советнику Юлию Константиновичу Арсеньеву (он, кстати, упомянут в «Книжке» на с. 517) и его второй супруге Софье Дмитриевне, урожденной Паренсовой. Она была автором нескольких детских книг, создательницей в Петрозаводске благотворительного общества.

Ниже - зачеркнутая чернилами синяя печать «С.П. Фролов. С.-Петербург. Гагаринская Набережная, дом № 18, кв. 7». На обороте титульного листа надпись - «В Рукописное Отделение Библиотеки Академии Наук от В. Курнатовской».

Но даже такие высокопоставленные владельцы «Памятной книжки на 1871 год», вряд ли могли предположить, события какого масштаба ожидают их самих и страну в наступившем 1871 году.

18 января под Парижем, в Версальском дворце, было провозглашено создание единой Германской империи. Выбор места - очевидный способ унизить побежденных в войне с Пруссией французов. Ну кто бы, казалось, мог предсказать подобное! Ан нет - один такой провидец нашелся. Звали его Иоганн Вольфганг Гёте. Еще в 1828 году, то есть в то время, когда 36 разноцветных пограничных столбов разделяли немецкую страну на такое же число независимых германских государств, великий немецкий поэт в беседе с Эккерманом сказал: «Я не боюсь, что Германия не сделается единым государством, наши хорошие шоссе и железные дороги еще сделают его таковым». В предисловии к тому IX энциклопедического издания «Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний» (С.-Петербург, 1896) редактор отметит: «И действительно, дороги подготовили слияние Германии в единое целое, осуществившееся благодаря Бисмарку и блестящим успехам прусских войск на датских и богемских бранных полях, а также германских войск на французских полях битвы».

Показательно, что этот исторический прогноз о неизбежном объединении Германии в единое государство дал поэт - хотя не лишенный естественно-научных амбиций и достижений, - с позиций технологического детерминизма. Мировая политика все больше и больше определялась именно техническими и технологическими факторами.

В январе открылась Лондонская конференция, на которой странами-участницами Парижского договора 1856 г. решался вопрос об отмене запрета России держать на Черном море военный флот. Это был успех русской дипломатии.

13 марта была подписана Лондонская конвенция, по которой России разрешалось иметь в Черном море любое количество военных кораблей, но проход через проливы был им по-прежнему закрыт. Таким образом, Россия получала возможность расширения южной морской торговли и активного освоения южных губерний.

30 июня французский поэт-анархист, участник Парижской коммуны Эжен Потье написал стихотворение «Интернационал». В 1888 г. оно было положено на музыку Пьером Дегейтером. До 1943 г. это был государственный гимн Советского Союза. Вот, пожалуй, самая знаменитая строчка из этого произведения в русском переводе:

«Никто не даст нам избавленья -
Ни бог, ни царь и ни герой»...

Как угодно можно воспринимать эти слова - как метафору, как символ, как руководство к действию... Следующие наши герои в этом году, успей они ознакомиться с текстом Эжена Потье, восприняли бы его именно в третьей ипостаси - как руководство к действию. Удивительным образом, об этом можно говорить с уверенностью.

С 1 / 13 июля по 11 / 23 сентября шел судебный «процесс нечаевцев» - первый в истории России гласный политический процесс. Главное обвинение - участие в «антиправительственном заговоре». Подсудимые от своих революционных взглядов не отказывались, осуждая лишь приемы борьбы самого Нечаева. Главные обвиняемые: П.Г. Успенский, И.Г. Прыжов, Л.К. Кузнецов, Н.Н. Николаев были осуждены на каторжные работы от 7 до 15 лет; к ссылке в Сибирь приговорили двух человек, к тюремному заключению от 7 дней до 1 года 4 месяцев - 28 человек, остальные были оправданы. «Процесс нечаевцев» только усилил революционные настроения в среде демократической молодежи. До большевизма было уже рукой подать.

Но «нечаевцы» - это, так сказать, враги внутренние. Были у Российской империи в 1871 году проблемы и на внешних границах.

В августе туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман написал министру иностранных дел А.М. Горчакову о необходимости ввода русских войск в Илийский край для стабилизации обстановки в регионе. Дело в том, что в 1860-е гг. восставшие мусульманские народы свергли власть китайской Цинской империи, образовав несколько государств в Илийском крае, одно из которых - Таранчинский (Кулджинский) султанат. Кульджинский султанат укрывал государственных преступников из России, его подданные нарушали границы и совершали частые набеги на казахские аулы и русские деревни.

Взяв под свой контроль Кульджу, русские войска оставались там до 1881 г. Илийский край на время вошел в состав Туркестанского генерал- губернаторства. Российская империя выражала готовность в любой момент вернуть этот край Цинской империи. Однако китайцы не торопились возвращать свои земли, не имея сильной военной мощи для подавления повстанческих движений.

А подавлять непокорных азиатские деспотии умели с изысканной жестокостью. Наглядный образ этого азиатского способа ведения войны, часто эксплуатируемый и до сих пор, сумел создать русский художник В.В. Верещагин.

В 1871 году Василий Васильевич Верещагин написал свою знаменитую картину «Апофеоз войны». Символ, под которым - реальная фактура. В 1867 г. Верещагин отправился в Туркестан и состоял прапорщиком при туркестанском генерал-губернаторе Кауфмане. В 1869 г. художник побывал и в Западном Китае, где в то время богдыхан жестоко подавлял восстание дунган и уйгуров. Впечатления от всего увиденного и сложились в картину «Апофеоз войны». По одной из версий, художник создал ее под впечатлением от рассказа о том, как деспот Кашгара - Валихан-торе после казни европейского путешественника велел положить его голову на вершину пирамиды из черепов других казненных. Увы, и в XXI веке в некоторых регионах такой способ ведения «дискуссии» с оппонентами остается популярным.

Художник сопроводил произведение такими словами: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим». Актуально до сих пор.

Сила воздействия художественного произведения, действительно, иногда бывает непредсказуемой. Скажем, ничего особенного, вроде бы не изображено на картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», созданной тоже в 1871 году. Преобладание черно-белых тонов, рыхлый мартовский снег, церковь в отдалении и голые ветви деревьев, с кружащимися над ними птицами. А вот поди ж ты - один из шедевров русской живописи! Потому что - создает настроение, а не просто фиксирует окружающую реальность. Недаром картину для своей коллекции приобрел П.М. Третьяков. А впервые полотно Саврасова представлено было публике в совершенно новом для русской публики формате – выставке передвижников.

17 / 29 ноября в Петербурге открылась первая экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок. 16 художников представили 47 работ. В дальнейшем выставка пополнялась произведениями, и в результате в Москве выставлялись уже 82 работы. Помимо российских столиц, выставка посетила Киев и Харьков. В прессе приветствовали просветительскую природу Товарищества. Критик Владимир Васильевич Стасов отзывался о выставке так: «Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге - передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников, и изумительное собрание превосходных произведений. Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом, что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни».

Еще одну возможность «окунуться в океан действительной жизни» предоставляло другое событие.

В 1871 году журнал «Отечественные записки» опубликовал комедию А.Н. Островского «Лес». В процессе работы пьеса превратилась из семейно-бытовой в социально-сатирическую. Премьера состоялась в Александринском театре в Петербурге, однако подходящего исполнителя главной роли - драматурга Несчастливцева не нашлось, и спектакль прошел без успеха. В Москве же, напротив, поставленная при участии самого драматурга комедия сразу обрела поклонников. В 1885 г. Островский вспоминал: «Этот спектакль ясно показал, что московская публика любит и ценит меня: когда после пятиактной моей пьесы “Лес” я вышел на сцену, вся публика в театре встала, этой чести из всех русских литераторов удостоился только один я». По иронии судьбы, в этом году родилось еще одно зрелище, которое вскоре составит конкуренцию любому театральному представлению.

В 1871 году разыгран Кубок Англии по футболу - старейший футбольный турнир в мире. Как и почти любое спортивное состязание, футбол - модель человеческого общества. Но тогда так далеко никто не мог заглянуть. В лучшем случае - забавное времяпрепровождение.

Именно так можно рассматривать и «Памятную книжку на 1871 год» - никаких глобальных или локальных прогнозов, никакого анализа происходящего; «скучная», монотонная, скрупулезная фиксация реальности. Но этим сегодня она особенно и ценна.


Тексты «Памятной книжки на 1871 год» сопровождают гравюры, выполненные Ф.А. Брокгаузом: «Вид города Эмса, где Государь Император изволил пользоваться минеральными водами в 1870 году», «Выступление казаков Кубанского казачьего войска из станицы Отважной на передовую действующую линию в 1864 году», «Орианда, имение Государыни Императрицы в Крыму», «Вид здания Мануфактурной выставки в С.-Петербурге», «Дворец Фреденсборг близ Копенгагена, где Государь Наследник и Государыня Цесаревна имели пребывание в 1870 году». Сверх того помещены в конце книжки пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге, и карта сообщений Европейской России (отсутствует).

Памятная книжка на 1871 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1870. [1 грав. тит. л. «Памятник Екатерины II в С.-Петербурге»], [15 с.: огл.], [1],

[2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3-125, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 129-722, [6], 5 л. ил.; 11,5x7,5.

Владельческий переплет с блинтовым тиснением орнамента на крышках переплета и тиснением золотом названия по верхней крышке переплета.

 

Previous Article «Памятная книжка» на 1870 год
Next Article «Памятная книжка» на 1872 год
Print
1069 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top