«Памятная книжка» на 1872 год
Ленин философски и культурно был реакционер, человек страшно
отсталый, он не был даже на высоте диалектики Маркса,
прошедшего через германский идеализм.
Николай Бердяев, «Самопознание.
Опыт философской автобиографии», 1949 г.
Год выдался урожайным на музыкальные события - созданы два шедевра русской оперы: «Хованщина» Мусоргского и «Демон» Рубинштейна. Но, пожалуй, по фундаментальности и долговременным последствиям воздействия на общество этот год останется в истории как год выхода первого русского издания первого тома «Капитала» Маркса.
27 марта / 8 апреля в Петербурге вышел в русском переводе первый том «Капитала» Маркса. Н.Г. Чернышевский, прочитав его в ссылке, написал сыну: «Говоришь, что это нынче модное учение? Пробовал читать - ни черта не понял, чушь какая-то. Делаю из страничек кораблики». То, что монография получилась тяжеловата для понимания, особенно - первая глава, говорили Марксу и Энгельсу, и русские переводчики этой книги. Карл Маркс согласился с этим. Между тем в России зачитывались еще и немецким изданием «Капитала». К.А. Тимирязев вспоминал, что осенью 1867 г. он заехал к профессору химии Петровской сельскохозяйственной академии в Москве П.А. Ильенкову. «Перед ним лежал толстый свеженький немецкий том с еще заложенным в нем разрезальным ножом - это был первый том “Капитала” Маркса... очевидно, это был один из первых экземпляров, попавших в русские руки. Павел Антонович тут же с восхищением и свойственным ему уменьем прочел мне чуть ли не целую лекцию о том, что уже успел прочесть; с предшествовавшей деятельностью Маркса он был знаком, так как провел 1848 г. за границей». Сам Климент Аркадьевич Тимирязев тоже прочел «Капитал» еще в подлиннике.
В общем, несмотря на скепсис Николая Гавриловича Чернышевского, за полтора месяца была распродана почти треть тиража (900 экземпляров) русского издания «Капитала». Реакция печати тоже была поразительно бурной: почти 170 откликов в различных изданиях. Русская цензура, конечно, сразу отметила, что книга носит «явно социалистическое направление». Но в заключении цензора говорилось, что «немногие прочтут, а еще менее поймут ее». Как будто цензор советовался с Н.Г. Чернышевским, прежде чем дать такое заключение!
Нет, недаром князь П.В. Долгоруков, книгу которого «Правда о России, высказанная князем Петром Долгоруковым» (Париж, 1861) мы уже цитировали несколько раз, утверждал, что цензура русская «одержима двумя неизлечимыми недугами: трусливостью и глупостью.». Вот и в 1872 г. этому эмоциональному высказыванию князя находится очередное подтверждение. И не одно!
С 30 мая / 12 июня по 1 / 13 сентября в Москве проходила Политехническая выставка - демонстрация промышленных, сельскохозяйственных, военных, научно-технических и культурных достижений России. В то время существовала монополия императорских театров, однако актеру и режиссеру А.Ф. Федотову удалось получить разрешение на открытие Народного театра в Москве во время работы Политехнической выставки. В театре играли известные провинциальные актеры, молодые артисты. Классический репертуар включал такие произведения, как «Ревизор» и «Свои люди - сочтемся», которые ставились по не искаженным цензурой текстам. Режиссерскую работу, талантливую игру актеров высоко оценила публика, однако разрешения на постоянную работу театр не получил.
В июне был принят закон, по которому Комитет министров без суда присяжных мог приговаривать к уничтожению «вредные» книги. Министр внутренних дел имел право наложить арест на номера периодического издания и «вредные» книги, выходящие без цензуры, а после представлять их в Комитет министров для окончательного запрещения. Были увеличены сроки задержки в типографии книгопечатания ежемесячных и реже выпускавшихся изданий. Журнал «Отечественные записки» опубликовал в то время первую часть поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая». Вот как сам поэт говорил о трудностях, с которыми он столкнулся во время создания поэмы: «1) цензурное пугало, повелевающее касаться предмета только сторонкою, и 2) крайняя неподатливость русских аристократов на сообщение фактов, хоть бы и для такой цели, как моя, т.е. для прославления».
В августе между тем около 500 ткачей бумагопрядильной Кренгольмской мануфактуры в Нарве прекратили работу. Они требовали сокращения рабочего дня на час, уменьшения штрафов, предоставления детям-рабочим времени для посещения школы и т.д. Администрация согласилась, но после восстановления работы все уступки были сведены на нет. Некоторые участники стачки были арестованы, некоторые уволены. В сентябре стачку начали уже все рабочие фабрики: заняв пути к мануфактуре, стачечники освободили арестованных. Войска подавили выступления, 27 человек арестовали, 405 уволили. Порядок был восстановлен.
Восстановлением порядка занимался в это самое время и русский царь. Правда, в других масштабах.
В августе Александр II отправился в Берлин - состоялась встреча трех императоров - русского, прусского и германского, после которой первые министры трех держав объявили, что приоритетным направлением внешней политики этих государств является работа по сохранению мира и порядка в Европе.
Год отмечен еще одной прихотливой завитушкой судьбы.
В 1872 году М.П. Мусоргский начал работу над оперой «Хованщина». Несмотря на то, что в это время он служил в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ, и служба оставляла мало времени и сил на творчество, а переживания Мусоргского из-за распада Балакиревского кружка приводили к частым депрессиям, работа над оперой шла активно. Для написания оперы композитор обратился к документам и многочисленным историческим исследованиям. Примечательно, что им создана не только музыка, но и либретто. Завершить работу Мусоргский не успел, и после смерти композитора весь его архив попал к Н.А. Римскому-Корсакову, который и закончил оперу. Римский Корсаков как-то написал своему другу: «Мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем». В 1883 г. композитор представил оперу в дирекцию императорских театров. Однако в постановке было отказано. Впервые «Хованщина» исполнялась в 1886 г. на частной сцене в Санкт-Петербурге.
И в этом же году композитор А.Г. Рубинштейн завершил работу над оперой «Демон». Либретто написал биограф и исследователь творчества М.Ю. Лермонтова П.А. Висковатов. Рубинштейн был так увлечен работой, что создал ее всего за три месяца. Но путь оперы на сцену оказался намного дольше: премьера состоялась только в январе 1875 г. в Мариинском театре. Опера, ставшая значительным явлением русской музыки, поначалу встретила сдержанный прием, однако постепенно получила высокую оценку критики и зрителей.
Подобное притягивает подобное. Библейская мудрость сработала и в 1872 году.
Художник В.Г. Перов завершил портрет Ф.М. Достоевского. По словам И.Н. Крамского (критически относившегося к творчеству своего коллеги), это «не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще». Заказчиком работы выступил П.М. Третьяков, в то время начавший собирать портреты деятелей русской культуры. Из воспоминаний жены писателя А.Г. Достоевской: «Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете „минуту творчества Достоевского“. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы „в себя смотрит”, и уйдешь, ничего не сказав».
А находившийся в Крыму на лечении художник Ф.А. Васильев написал картину «Мокрый луг», ставшую одним из лучших его произведений. По словам все того же И.Н. Крамского, Васильеву «было суждено ввести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает, - поэзии при натуральности исполнения». Написанная не с натуры, а по зарисовкам, картина получила почетную вторую премию среди ландшафтных произведений на выставке Общества поощрения художников.
В условиях абсолютной непредсказуемости будущего - у Иосифа Бродского есть замечательные строчки: «Никто, однако, не знает будущего. И менее всего - те, кто верит в исторический детерминизм», - те зерна, центры кристаллизации, вокруг которых это будущее и нарастает слоями, особенно ценны.
В 1872 году при Московском университете выдающийся русский физик, профессор А.Г. Столетов создал учебно-исследовательскую физическую лабораторию, которая дала отечественным ученым возможность проводить все необходимые опыты дома, а не за границей. «Илья Муромец факультетских заседаний», «ученый с невозможным характером» - такие прозвища получил Александр Григорьевич от своих коллег. Но вот именно лаборатория, созданная им, и стала таким центром кристаллизации для отечественной физической науки.
В этом году другой выдающийся физик, на этот раз англичанин, Уильям Томсон, лорд Кельвин изобрел электрический счетчик. Еще не была до конца понятна природа электрического тока, этой загадочной субстанции, а его уже научились измерять.
Так и «Памятные книжки»: не давая никаких даже намеков на то, что такое время, они сами становились как бы квантами этого темпорального потока. И «Памятная книжка на 1872 год» - один из таких материализованных и зафиксированных квантов времени.
Тексты «Памятной книжки» сопровождают гравюры, выполненные Ф.А. Брокгаузом по рисункам Риса, Айвазовского, Худоярова, Филипова: «Водопад Иматра в Финляндии», «Марш Русского отряда на Ведень в Чечне, под командою Генерал-Лейтенанта Евдокимова, в Феврале 1859 года», «Спасающиеся после кораблекрушения», «Пастухи», «Транспорт раненых». Сверх того помещены в конце книжки пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге, и карта сообщений Европейской России.
Памятная книжка на 1872 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1871. [1 грав. тит. л.], [15 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3-125, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 129-775, [1], [5], 5 л. ил., карта; 11,5x7,5.
Тройной золоченый обрез. Владельческий кожаный переплет с блинтовым тиснением орнамента и тиснением золотом названия по корешку. Ляссе.