«Памятная книжка» на 1883 год
В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что
малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках
взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа.
Михаил Ломоносов, «О сохранении и размножении российского народа», 1761 г.
Год прошел почти без сюрпризов, что весьма нетипично для российской истории. Костюмированный бал во дворце Владимира Александровича - брата русского царя. Коронование Их Императорских Величеств. Открытие Храма Христа Спасителя. Все эти события были не только предсказуемы, но давно и тщательно запланированы.
Из относительно нечасто появлявшихся в «Памятных книжках» рубрик, в данной приведена таблица «Время восхода и захода солнца» для некоторых городов Российской империи. Эти астрономические сведения да пять гравюр в тексте - вот и все «украшательства», которые позволили себе составители «Памятной книжки на 1883 год». В остальном - незыблемость установленного порядка вещей: «Месяцеслов», список членов Царской семьи, персоналии военного ведомства, морского флота, гражданских министерств...
И никакой «Месяцеслов» не мог, конечно, отметить событие, случившееся в Москве в самом начале года.
1 / 13 января «…На Старой площади, у Ильинских ворот, появилась новая книжная лавочка, где хозяином был 33-летний малый, здоровый, сильный, не боявшийся никакой работы и жадно присматривавшийся к жизни, - писал в мемуарных записках много позже Иван Дмитриевич Сытин. - Лавочка моя была более чем скромных размеров: 10 аршин в длину и 5 в ширину. Она не отапливалась, и зимой в ней мерзли чернила. Но торговля шла бойко, и с легкой руки хозяина - Шарапова, отпустившего в кредит на пять тысяч рублей товару, дело сразу стало на рельсы. Уже через месяц после открытия торговли состоялось учреждение Товарищества».
Таковы были стартовые условия, при которых зарождалась крупнейшая в России конца XIX - начала XX в. книгоиздательская фирма «ИД. Сытин и Ко». К 1914 г. сытинская фирма давала свыше четверти всей книжной продукции страны. А.П. Чехов в письме к петербургскому издателю А.С. Суворину отмечал: «…На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею. Сытин - умный человек и рассказывает интересно. Когда случится Вам быть в Москве, то побываем у него в складе, и в типографии, и в помещении, где ночуют покупатели...».
Насчет издательской фирмы, «где русским духом пахнет», может быть, Антон Павлович был и прав. Но надо отметить, что и среди особ царских кровей в то время было модно показать свою приверженность русским историческим традициям. Один из таких персонажей - брат Александра III, великий князь Владимир Александрович. Его высокое государственное положение как Главнокомандующего Петербургским военным округом и президента Академии художеств обусловливало особый уровень приемов в его дворце на набережной Невы в Санкт-Петербурге. Современники именовали этот дворец, выстроенный в стиле флорентийского палаццо, «малым Императорским двором» - так популярен он был в российской столице. Сегодня там размещается Дом ученых им. М. Горького.
«Костюмированные “исторические” балы, устраиваемые с блеском и роскошью, превращались в грандиозные театральные представления, - пишет главный хранитель Владимирского дворца И.И. Хмельницкая в книге «Жизнь и служение России» (СПб., 2013). – В этих праздниках и торжествах была одна немаловажная сторона. По тому, как они обустраивались, ощущалось не только любовь к историческому прошлому, но и желание показать продолжение традиций наших великих предков. Надо отметить, что такие праздничные события отражали не только эстетические, но и политические настроения представителей государственной власти».
13 / 25 января во Владимирском дворце был дан «Исторический бал» в русских национальных костюмах, поразивший всех современников. «Это был настоящий костюмированный спектакль, - подчеркивает И.И. Хмельницкая. - По рисункам Г.Г. Гагарина, К.Е. Маковского и А.И. Шарлеманя, с “исторической верностью” участниками бала готовились костюмы, возрождающие “русскую старину”. Оружие и некоторые к ним принадлежности были подлинные, сохранившиеся с тех времен, предоставленные по такому случаю из коллекций Великого князя Владимира Александровича».
На другой день газеты писали: «...бал вышел на славу... и поражал полным олицетворением былой и современной народной Руси. Наши древние предки, с их обликами, типами и костюмами... как бы по мановению волшебника вышли из тумана веков и облеклись в живую действительность...». Гости и зрители назвали бал в русских костюмах «Волшебной зимней сказкой».
1883 год, однако, запомнился историкам совсем не костюмированным балом во дворце Великого князя Владимира Александровича. И даже не тем, что в этом году американский конструктор Х.-С. Максим изобрел станковый пулемет, который был принят на вооружение многих стран мира.
14 марта в Лондоне умер Карл Маркс. Через три дня его скромно похоронили. Через десять дней рукопись второго тома «Капитала» поступила к Фридриху Энгельсу. Ему предстояло расшифровать 1000 страниц текста, написанных его другом и соавтором.
10 / 22 - 15 / 27 мая в Москве состоялись торжества по случаю священного коронования Их Императорских Величеств - Александра III и Марии Федоровны. О масштабах этого мероприятия - в каком-то смысле тоже «костюмированного исторического спектакля» - говорит такой факт: население города увеличилось на треть.
15 / 27 мая Государственный Исторический музей в Москве представил посетителям свою первую экспозицию. На ее подготовку ушло больше десяти лет - музей учрежден был в феврале 1872 г. И в этот же день в Москве устроили первую электрическую иллюминацию - понятно, по случаю коронации Александра III. Все европейские столицы, включая Санкт- Петербург, к 1883 г. уже имели уличное электрическое освещение.
Великий князь Константин Николаевич оставил нам свои воспоминания об этом событии: «Вечером в 10 часов я с <дочерью> Олей отправился в коляске посмотреть на иллюминацию. Думали сделать маленький круг через оба моста, чтоб видеть Кремль с того берега и вернуться через Красную площадь. Это можно сделать в четверть часа, а это потребовало час времени, такая всюду страшная толпа и давка, так подчас просто страшно бывало. С такими массами народа, с такой толпой никакая полиция справиться не в состоянии. Проехали мы только благодаря тому, что нас узнали, и конные жандармы ехали впереди и прочищали для нас дорогу. Особенно трудно и иногда просто страшно было на мостах и в Кремлевских воротах (в Никольских). Но толпа эта была какая-то особенно добродушная, веселая, приветливая, чересчур даже приветливая, оглушала страшной “урой”, и нигде я не видел ни пьяных, ни малейшего безобразия, а только полную веселость и радость и ликование. Электрическое освещение Ивана Великого представляло эффект просто волшебный и никогда еще не бывалый. 3500 мелких лампочек Эдисона рисовали все архитектурные линии, и главы, и кресты! Простые иллюминации горели плохо, потому что и вечером почти все время шел дождь».
Нам остается только добавить к этому эмоциональному описанию две детали - техническую и социологическую: энергию для иллюминации вырабатывала передвижная электростанция; от греха подальше в дни коронации из Москвы были удалены студенты - их майскую сессию перенесли на сентябрь. Последнее обстоятельство как минимум одному студенту-медику пошло явно на пользу: именно во время этих внеочередных каникул Антоша Чехов написал несколько юмористических рассказов. А в итоге русская словесность и культура получили Антона Павловича Чехова.
26 мая / 7 июня состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя в Москве, созданного по проекту архитектора К.А. Тона. Присутствовали вся императорская семья, иностранные высокие гости, специально приглашенные ветераны войны 1812 года. Храм строился почти 50 лет. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши было израсходовано 422,2 кг золота и 176 тонн меди. Самый большой из 14 колоколов весил 27 тонн. Внутренние росписи выполнены 38 художниками (Верещагиным, Суриковым, Маковским, Бруни, Тюриным, Седовым, Крамским, Семирадским и др).
В сентябре, в Женеве, по инициативе Г.В. Плеханова, В.Н. Игнатова, В.И. Засулич, Л.Г. Дейча и П.Б. Аксельрода, создана первая российская марксистская организация «Группа освобождения труда». И тогда же «Группа освобождения труда» выпустила листовку с объявлением об издании «Библиотеки современного социализма». В этом же году членами группы осуществлен перевод и издание работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Наемный труд и капитал». Для России смерть Маркса, как оказалось, имела особое значение. Именно с 1883-го года марксизм стал в России «самостоятельным течением общественной мысли». Как пел советский эстрадный певец Юрий Антонов: «Несет меня течение сквозь запахи осенние... Куда поток уносит голубой». Забавная вещь - исторические аллюзии.
В декабре 1883 / январе 1884 г. в Санкт-Петербурге образовалась группа Благоева, одна из первых социал-демократических организаций в России, положивших начало распространению марксизма. В нее входили преимущественное студенты Петербургского университета и Технологического института. В 1884 г. группа стала называться «Партия русских социал-демократов» и затем Петербургской группой партии русских социал-демократов.
В общем, социальная аномалия была налицо. Хотя никто не мог предположить тогда, к чему этот процесс может привести в итоге. В отличие от другого процесса - естественно-научного.
В 1883 г. физик Н.Д. Пильчиков предположил, что причиной странного поведения стрелки компаса на Курской магнитной аномалии являются залежи железной руды. За эту работу он был удостоен Большой Серебряной медали Русского географического общества.
Служебный справочник высшей бюрократии царской России - «Памятная книжка на 1883 год» - на какие-либо обобщения, конечно, не замахивался. Впрочем, и незамеченные ею события, такие как смерть Карла Маркса или обнаруженные залежи железной руды на Курской аномалии, казалось, действительно никак не повлияли на временно спокойный ход истории. Но это только казалось.
«Памятную книжку на 1883 год», помимо заглавной виньетки на титульном листе с изображением памятника Н.В. Гоголю, украшают четыре гравюры работы Ф.А. Брокгауза - «Штурм крепости Геок-Тепе», «Мечеть в Аннау», «Главный фасад здания Всероссийской выставки в Москве 1882 года», «Свадьба в Малороссии». В конце книжки приложены пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге и карта сообщений Европейской России.
Памятная книжка на 1883 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1882. [1 грав. тит. л.], [15 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3-127, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 131-850, [6], 4 л. ил.; 11,5x7,5.
Коленкоровый переплет с тиснением золотом названия по корешку.