«Памятная книжка» на 1896 год
Что касается престарелых людей, то мы про них не говорим. Они,
воспитанные на прежних денежных делах, сами понимают в этом меру и,
чуть что, хватаются всякий раз за карман.
Михаил Зощенко, «Голубая книга», 1953 г.
Главное торжество этого года в России - коронация Николая II - обернулось Ходынской трагедией. Появилось радио, а вместе с ним - сразу три претендента на звание изобретателя этого устройства. Этот год должен был заложить основы мира и спокойствия благодаря заключенным Россией союзам с Францией и Китаем.
В этом году Россия готовилась к главному, как казалось, событию года - коронации Николая II. И за подготовкой этих коронационных торжеств как-то малозамеченным оказалось заявление императора Германии Вильгельма.
13 января он обратился urbi et orbi: «Германия сделалась мировой Империей... обязанность которой оказывать покровительство многим тысячам сограждан, живущим за границей, и прочно связывать метрополию с более широкой Германской Империей». При желании, многое можно было бы уловить в этом послании к городу и к миру. Но лишь в 1917 г. эту фразу вспомнят и процитируют в другом русском календаре: «В годину великой войны. Календарь на 1917 г.» (Издание Управления по делам мелкаго кредита). Чтобы отразить это настоящее будущее в эстетических формах, очень скоро понадобятся совершенно особенные, непривычные художественные средства. И судьба как будто спешит позаботиться об этом.
18 февраля родился французский поэт и прозаик Андре Бретон, вошедший в историю культуры еще и как теоретик сюрреализма, одного из самых влиятельных художественных течений XX столетия. В сущности, это была попытка обойтись без привычной логики и рутины. Творческий метод сюрреализма очень образно сформулировал еще один титан этого художественного направления, друг Бретона - Сальвадор Дали: «…в чем же этот метод заключается? В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям». С позиций сегодняшнего дня кажется, что лучше и не скажешь обо всем происходившем в Российской империи.
Впрочем, «строжайшая логическая систематизация самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй» действительно зачастую дает результаты потрясающие. Особенно это касается области научных и технических исследований. Как это и произошло в 1896 году.
12 / 24 марта на заседании физического отделения Российского физико-химического общества Александр Степанович Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние 250 м, передав первую в мире радиограмму из двух слов «Генрих Герц».
2 июня итальянский изобретатель Гульельмо Маркони подал заявку на «усовершенствования в передаче электрических импульсов и сигналов и в аппаратуре для этого». В качестве передатчика Маркони использовал генератор Герца, а в качестве приемника - прибор Попова, и усовершенствовал свой аппарат, повысив стабильность его работы и чувствительность. Ученые до сих пор спорят, кто первым изобрел радио, отдавая предпочтения то Попову, то Герцу или Маркони. Каждый из них внес свою лепту в продвижение науки, в открытие и внедрение новой технологии. Мир шаг за шагом шел в светлое, как ему казалось, высокотехнологическое будущее. Однако уже в 30-е годы XX века советский писатель Илья Ильф грустно заметил: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».
6 / 18 мая в Петербурге открылся первый в России постоянный кинотеатр. Тогда еще не отдавали себе отчета, что кинематограф вполне можно рассматривать как инструмент управления вниманием больших групп людей. Были другие информационные поводы. Например, та самая коронация нового русского царя, которую с таким нетерпением все ждали. Как оказалось, нетерпение это превосходило все разумные пределы.
9 / 21 мая Их Императорское Величество торжественно въехал в Москву.
14 / 26 мая в Успенском соборе Московского Кремля должна была состояться коронация Николая II. Все приглашенные на величайшее событие в жизни России лица собрались задолго до приезда будущего царя в Москву. Все дни с приезда Николая II в Москву до коронации были объявлены коронационным периодом. Священнодействие совершал митрополит Санкт-Петербургский Палладий. После коронации последовала литургия, а потом балы и народные гуляния. К несчастью «блистательное течение коронационных торжеств омрачилось прискорбным событием».
18 / 30 мая полумиллионная толпа, собравшаяся на Ходынском поле в ожидании царских угощений (колбаса, пряники, пиво, кружки с вензелями Их Величеств и проч. мелочевка), так стремительно двинулась в сторону подарков, что смяла множество стоящих впереди людей. Результат был страшен: 1389 погибших, более 1300 изувеченных - такова официальная статистика. Но машину торжеств это, конечно, не остановило, хотя на следующее утро царская чета посетила больницу, где находились пострадавшие. С самого начала царствование последнего русского императора не заладилось. Утверждают, что и сам Николай II увидел в событиях на Ходынском поле плохой знак.
Трагедия на Ходынке не остановила машину государственной жизни и политики.
22 мая / 3 июня С.Ю. Витте и приглашенный на коронацию в Москву руководитель китайской политики Ли Хунчжан подписали русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии и о сооружении Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) через Северную Маньчжурию во Владивосток. Договор стал одним из звеньев внешнеполитической доктрины Витте по мирному проникновению в Китай. Заключенный сроком на 15 лет, договор предполагал не только строительство железной дороги, позволявшей русским усилить свое присутствие в Северном Китае и Манчжурии, но и полноценное военное сотрудничество, вступающее в силу при нападении Японии на Корею, Китай или Россию.
В этом году Александр Иванович Куприн написал первое свое крупное произведение - «Молох». Писатель работал на сталелитейном заводе и видел жизнь простых рабочих своими глазами. В его понимании капитализм и был тем самым молохом, который пожирает жизни. Его повесть заканчивается взрывом, таким же, какой вскоре накрыл всю Россию.
Между тем всю осень Их Императорские Величества совершали международные визиты.
15 / 27 августа - царь посещает Вену.
24 августа / 5 сентября - торжественный въезд Их Императорских Величеств в Брес- лавль (Вроцлав).
6 октября начался трехдневный визит Николая II в Париж, завершающий поездку нового русского императора по Европе. Франция теперь была союзником и другом. Газета «Temps» писала в передовой статье: «Этот первый визит, такой парадоксальный в своей новизне, такой естественный по своим побуждениям, визит самого мощного, самого абсолютного монарха на земле - самой молодой из республик занимал в течение двух месяцев французское общество. К празднествам подготовлялись задолго. Для приезда в Париж на дни торжества давалась скидка в 75 проц. проездной платы; начало школьных занятий было отсрочено на неделю. На всем пути следования от вокзала в Пасси (куда должен был прибыть царский поезд) до русского посольства на улице Гренелль внаймы сдавались окна, причем цена доходила до 5000 фр. за одно окно».
7 октября 1896 года, Николай II и его жена Александра Федоровна посещают Французскую Академию наук.
Французы ликовали, опять в моде было все русское, французские солдаты распевали «Боже, Царя храни!» на улицах и его даже играл орган в Нотр-Дам. В Париже Николай II не занимался переговорами. Он осматривал достопримечательности, посещал оперу, Нотр-Дам и Лувр. В целом визитом во Францию русский царь поддержал франкорусские договоренности, французы могли в полной мере надеяться на русскую армию и не опасаться Германии. И, как писала французская пресса, «удовлетворение было всеобщим», приезд государя «пробил лед», Франция «восстановила свой ранг среди держав».
Все это - европейские столицы. С жизнью русской провинции в это время читающую публику знакомили русские писатели.
В 1896 году вышел в свет отдельным изданием первый роман Федора Сологуба - «Тяжелые сны». Литературоведы считают, что это был один из первых декадентских романов на русском языке. Провинциальная жизнь в нем - причудлива, сумрачна, подобна сну. И герой, учитель по профессии, живет, мучимый снами, фантазиями, страхами. «Чернуха», сказали бы сегодня.
12 августа 1896 года на Аляске, на реке Клондайк, нашли золото. Началась так называемая «Юконская золотая лихорадка». (Читайте рассказы Джека Лондона, например.) С тех пор само название реки - Клондайк - стало именем нарицательным.
2 / 14 сентября основано Санкт-Петербургское телеграфное агентство, которое должно было «сообщать... политические, финансовые, экономические, торговые и другие имеющие общественный интерес сведения». В данном случае, государство брало под свой контроль информирование огромных масс людей. То есть в итоге получало в свои руки еще один механизм влияния на общественное сознание.
На фоне всего этого мало кто мог предположить, что в этом году произойдет событие, во многом определяющее, судьбу русского драматического театра.
5 / 17 октября на сцене петербургского Александрийского театра состоялась премьера новой пьесы А.П. Чехова «Чайка», опубликованной ранее в этом же году.
Но управление непростыми социальными процессами, демографической политикой в России требовало не только идеологической обработки общества, но и вполне реальных управленческих решений. И они последовали.
2 / 14 декабря для заведования переселенческим делом в составе Министерства внутренних дел было учреждено Переселенческое управление. Оно должно было всячески способствовать заселению Сибири. Управление занималось разведкой районов, предназначенных для заселения, оформлением необходимых документов и вопросами устройства переселенцев. Оно также заведовало кредитами и прочими хозяйственными делами. У сибирских переселенцев не было такого мощного стимула, как у золотоискателей на Аляске, да и не могли они похвастаться свободой передвижения, доступной американцам. Но похожие друг на друга огромными просторами Россия и Америка стремились освоить эти пространства. И каждая страна выбрала свой путь.
Несомненно, некие смысловые переклички с «Клондайком» присутствуют в процессе освоения русскими Сибири. Но уловить подобные нюансы - это теперь стало задачей следующих календарей. «Памятная книжка на 1896 год» для этого не предназначалась.
«Памятную книжку на 1896 год» украшают портреты Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича и Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича, Генерал-Инспектора Кавалерии (выполнены в технике фототипии, отсутствуют), 7 иллюстраций также в технике фототипии: «Генерал-Фельдмаршал, Генерал-Адъютанта Иосифа Владимировича Гурко», «Высочайший смотр на Царицыном Лугу 24 Апреля 1895 г.», «Маневры под Красным Селом 10 Августа 1895 года», «Памятник Генер.-Адъютанту, Вице-Адмиралу В.А. Корнилову на Малаховом кургане, открытый 5-го Октября 1895 г.», «Ковенский крепостной Петропавловский собор. Сооружен в 1895 г.», «Вновь освященный памятник на Шведской могиле под Полтавою 11 Сентября 1895 г.», «Тип местности и станций на Западно-Сибирской железной дороге». Карта железных дорог и пароходных сообщений России с показанием и районов Военных округов - хромолитография (в данном экземпляре отсутствует).
Памятная книжка на 1896 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1895. [1 тит. л.], [13 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц.], 1-130, [2 с.: шмуц.], [1], 134-769, [3], 7 л. ил., карта; 11,5х7,5.
Цельнокожаный переплет с тиснением золотом орнамента и названия на крышках и по корешку. Тройной золоченый обрез. Кожаный футляр с тиснением золотом названия и орнамента по корешку и орнамента на крышках.