«Памятная книжка» на 1900 год
Не много дней осталося цвести
Красе роскошной Божья сада:
Уж кроткое мне слышится ««прости»
В печальном шуме листопада.
К.Р. (Великий Князь Константин Константинович)
Казалось, что целая эпоха со всеми ее поражениями и недостатками уходит в небытие, и мир ожидают лишь светлые и радостные события: предложение ежегодно проводить чемпионат мира по теннису; радио, спасающее людей... Но люди продолжают изобретать оружие, готовить революцию и одновременно надеяться, подобно дяде Ване из пьесы А.П. Чехова, что «все будет по-старому». Не будет.
Круглые даты, да еще на рубеже столетий, всегда завораживали людей. Здесь - красивая дата. Символ на символе. А значит ли что-нибудь эта символика для понимания реальных событий, произошедших в этом году? Вообще, можно ли по календарям изучать историю? Можно ли календарь считать надежным историографическим источником? Недаром ведь бессмертное грибоедовское - «Все врут календари»...
Вопрос не такой простой, как кажется, и ответ на него далеко не однозначный. Что можно узнать (вычитать) из какого-нибудь календаря на 1900-й год? По-видимому, не только и не столько фактуру, сколько аромат эпохи - именно это и сохраняют старые календари.
Вот и «Памятная книжка на 1900 год», когда берешь ее в руки и раскрываешь, производит впечатление сувенира из какого-то сказочного царства. Сувенир, не имеющий отношения к реальности. Хотя здесь все - по-серьезному. Один только список статс-дам, камер-фрейлин и просто фрейлин Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны - на шести страницах петитом, больше 230-ти имен! Сказка, не иначе. Да и события вокруг происходят не иначе как сказочные. Но тем не менее, это все - быль.
В феврале студент Гарвардского университета Дуайт Дэвис выдвинул чрезвычайно оригинальную идею: проводить чемпионат мира по теннису среди мужских команд ежегодно. Кому-то это должно было первому прийти в голову. Повезло - Дэвису. С тех пор солидная часть населения планеты ведет свое летоисчисление от кубка Дэвиса до кубка Дэвиса.
Но как раз в это время, в начале века, Россия набирала ход. Империя буквально гудела, содрогаясь от работы паровых двигателей. «Когда на Ижорском заводе пресс мощностью в 10 тысяч тонн (второй в Европе, уступавший
по мощности только крупповскому) начинал гнуть броневые листы, сейсмическая станция в Риге отмечала землетрясение в районе Петербурга силой до 2 баллов по шкале Рихтера», - отмечает российский историк Владимир Лапин.
Продукция Ижорского завода - броневые листы - предназначалась в основном для Морского ведомства, шла на строительство броненосцев и крейсеров. Недаром почти половина объема «Памятной книжки на 1900 год» - персоналии Военного и Морского ведомств.
30 апреля / 11 мая на Петербургском заводе «Новое адмиралтейство» спущен на воду крейсер «Аврора». Судьба ему стать символом, да еще каким! Мы сталкиваемся все с тем же «календарным» парадоксом: неопределенность, превосходящая все доступное разумению человека.
Опять же недаром к памятной книжке подклеена раскладная «Карта железных дорог и пароходных сообщений в России, с показанием районов Военных округов». В Европейской России, как отмечалось в 10-томном издании «Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний. Том IX. Пути сообщения» («Просвещение», С.-Петербург, 1896. 847 с.), протяженность железных дорог к 1901 г. насчитывала 52 396, а в Азиатской России - 8 269 километров. Темпы железнодорожного строительства в России к концу XIX в. составляли 2500 километров в год! Все представлялось достижимым!
В этом году преподаватель арифметики и геометрии в Калужском епархиальном училище Константин Эдуардович Циолковский высказал идею космического лифта. То есть буквально - механической тросовой системы, связывающей поверхность Земли с объектами на космической орбите.
2 июля оторвался от земли первый в мире металлический дирижабль. Построил его немецкий конструктор граф Фердинанд фон Цеппелин. Продержавшись в воздухе 17 минут, дирижабль упал в Боденское озеро. Однако уже в 1906 г. дирижабли вызвали интерес у военных, и при финансовой поддержке короля Вильгельма II граф Цепеллин возобновил работу. Первый супердирижабль «Граф Цепеллин» объемом 105 тысяч кубометров и длиной 236 метров совершил десятки рейсов над Европой и облетел вокруг света всего лишь с четырьмя остановками. Завершилась эпоха дирижаблей в 1937 г., когда при посадке в американском Лэйкхерсте сгорел, взорвавшись, немецкий пассажирский дирижабль «Гинденбург». К этому моменту огромный лайнер с 25 каютами, ресторанами, салонами и библиотекой на борту налетал около трех миллионов километров.
19 июля, в Париже, приуроченный ко Всемирной выставке, проходившей с 15 апреля по 12 ноября, открылся метрополитен: туннель длиной 10,6 километров связал станции Пор-Майо (Porte Maillot) и Пор-де-Венсан (Porte de Vincenne). Россия подготовила крупнейшую экспозицию. Лауреатом выставки стал, например, возведенный на Транссибирской магистрали Красноярский мост (в Париже демонстрировался его макет). Кстати, частью Всемирной выставки была Олимпиада. За 7 месяцев Всемирную выставку в Париже посетило 50 миллионов человек! Рекорд, не превзойденный до наших дней.
Вот как описывает впечатления от посещения выставки русский химик, создатель научных основ производства формальдегида и первого в России формалинового завода, Е.И. Орлов: «Летом 1900 г. я получил командировку от Министерства народного просвещения на Всемирную выставку в Париже. Со мной на выставку поехала и жена моя Вера Алексеевна, - пишет Егор Иванович. - На выставке больше всего на меня произвели впечатление французские отделы - керамический (фарфор) и мануфактурный (ситценабивной). Из немецких очень понравился мне отдел химических препаратов, употребляемых в мануфактурном деле (органические краски). Башня Эйфеля была привлекательной новинкой. Жена поднималась даже на самую вершину башни - она была любительницей сильных впечатлений».
Самого Егора Ивановича Орлова, судя по всему, влекли менее экстремальные пристрастия. «Во время нашего пребывания в Париже (недели две) президент республики Э. Лубе устроил в Елисейском дворце прием русских гостей - преподавателей и профессоров. Вообще прием был очень любезный. Закусывали, стоя у стола с едой и напитками. Пили шампанское... Городское управление Парижа также устроило русскому педагогическому персоналу прием в Городском доме (управе) с концертом и закуской». Простые земные радости преподавателя Костромского химико-технического училища.
Иногда кажется, что настоящее как будто специально забрасывает в будущее свои символы.
27 июля американский гастроном Луи Лессинг в городе Нью-Хейвене продал первый гамбургер. Очень быстро это немудреное произведение кулинарного искусства стало глобальным символом фастфуда. Новый век, новые нравы. Мужчины ушли на кухню, а женщины заняли место мужчин.
14 декабря на заседании Немецкого физического общества профессор Макс Планк сделал доклад о разработанной им квантовой теории. Само слово «квант», обозначающее минимальную порцию электромагнитного излучения, впервые прозвучало именно тогда. Началось формирование новой физической картины мира, с трудом поддающейся воображению. Стоит ли говорить, что если даже о предстоящей выставке в Париже в «Памятной книжке на 1900 год» - ни полслова, то уж о другом событии, которым завершался 1900-й год, тем более ничего в ней нет.
24 декабря в Лейпциге вышел первый номер первой общерусской нелегальной марксистской газеты «Искра». Тираж достигал 8-12 тысяч экземпляров. В редакцию входили: В.И. Ленин, ГВ. Плеханов, Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, А.Н. Потресов и В.И. Засулич. Но фактическим главным редактором «Искры» был Владимир Ленин. Он написал большую часть материала. Всего в разных номерах газеты опубликовано более 50 его статей. Именно редакция «Искры» разработала проект программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
И вот - явлен нам еще один парадокс календарей. О событии, во многом определившем историю ХХ века - выход первого номера ленинской «Искры», - сегодня мало кто вспомнит. А вот о квантах с увлечением рассуждают не только физики, но даже не специалисты - художники, писатели, политики, психологи. А в Месяцеслове «Памятной книжке на 1900 год» этот день, 24 декабря, отмечен совсем другими именами: «Преп. Даниила и Луки Столп.». Воистину заколдованное сказочное царство, как будто в каком-то сне находящееся.
Памятную книжку украшают, помимо титульного листа с изображением герба империи, 9 фототипий: «Освящение церкви в Дармштадте в присутствии Их Императорских Величеств 26 Сентября 1899 г.», «Представление Государю Императору депутации Австрийского II-го Уланского Императора Александра II полка», «Общий вид Екатерининской гавани», «Крестный ход в Екатерининской гавани в присутствии Его Имп. Выс. Вел. Князя Владимира Александровича», «Г. Архангельск. Вид с реки Двины», «Общий вид Соловецкого монастыря с моря», «Памятник Императору Александру II в м. Любече, Черниговской губ.», «Памятник Адмиралу Нахимову в Севастополе», «Ледокол Ермак». Кроме того, карта железных дорог и пароходных сообщений России с показанием и районов Военных округов.
Памятная книжка на 1900 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1899. [1 тит. л.], [13 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц.], 1-130, [2 с.: шмуц.], [1], 134-786, 9 л. ил., карта; 11,5х7,5.
Цельнокожаный переплет с тиснением золотом орнамента и названия на крышках и по корешку. Золоченый обрез. Кожаный футляр с тиснением золотом названия и орнамента по корешку и орнамента на крышках. Ляссе.