«Памятная книжка» на 1917 год
Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые
существа, обитающие на иных планетах, - быть может, еще в диком
состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически -
безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.
Евгений Замятин, «Мы», 1920 г.
В этом году начиналась Новая история России. Февральская революция, отречение Николая II от престола, двоевластие Советов и Временного правительства, последнее наступление русских войск в Первой мировой войне, Октябрьский переворот...
В полном смысле мемориальная получилась «Памятная книжка на 1917 год» - последняя почти в вековом ряду этих изданий. Она и внешним оформлением заметно отличается от многих предыдущих.
Явно издатели и составители книжки были поставлены в стесненные обстоятельства. Это предположение подтверждают, скажем, не только скромный зеленый коленкоровый переплет и толстая («шершавая») бумага, столь не характерная для «Памятных книжек». Есть еще одна говорящая деталь. Традиционные автотипии напечатаны не с фотографий Карла Буллы или К.Е. фон Гана. «Снимки заимствованы из издания Министерства Императорского Двора: “Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в действующей армии”», - сообщают составители памятной книжки. Причем 7 из 11 снимков относятся к 1915 году. Приходилось экономить.
В стандартном оглавлении рубрик «Памятной книжки на 1917 год» появилась одна новая строчка - «Управление военнаго воздушного флота». И в этом есть хотя бы намек на историческую динамику. Напомним, в 1913 г. при Главном Управлении Генерального Штаба организована Воздухоплавательная часть, в которую входило три человека. «Управление военнаго воздушного флота» - это уже куда более заметная институция - в ее составе 12 человек.
Страницы с 349-й по 409-ю отведены под информацию о персоналиях и организациях «Придворного штата»: «Его Императорского Величества...», «Их Импер. Велич. Госуд. Императрицы...», «Министерство Имп. Двора и Уделов.» и проч., и проч. Данные эти актуальны были на 19 декабря 1916 г. / 1 января 1917 г. Чуть больше чем через два месяца эти списки статсдам, камер-фрейлин и камер-юнкеров трудно будет воспринимать иначе, как милые записочки из прошлого. Как, впрочем, и «Памятная книжка на 1917 год», в лучшем случае превратится в скромный сувенир!
В самом начале года английский майор Джон Нейлсон, работавший в военной разведке, подготовил меморандум - «Перспективы русской армии». «Русское мышление, - пишет майор в своем меморандуме, - столь крайне несбалансированное, столь нелогичное, столь часто похоже на детское в своей неразумности, что с их стороны возможно представить принятие самых фантастичных и крайне маловероятных решений». Дальнейшее развитие событий в России в 1917 году покажет, что как в воду смотрел английский разведчик. Плотность политических событий в России приобретала невиданную ранее интенсивность.
14 / 27 февраля фактически была распущена IV Государственная дума, которая стала центром оппозиции политике Николая II. (Формально, согласно указу царя, ее работа приостанавливалась до апреля.)
«Но было уже поздно, - констатировал “Всеобщий русский календарь на 1919 год”. - Народ прозрел окончательно. Армия сплошь народная, не прошедшая казарменной учебы, на этот раз поддержала восставших в Петрограде рабочих, и в памятные всем февральские дни 1917 г. совершился великий государственный переворот - великая русская революция, которую единодушно приветствовало все крестьянство и весь трудовой народ.»
В конце февраля началась всеобщая забастовка петроградских рабочих, вызванная недостатком хлеба, и 27 февраля / 12 марта она переросла в вооруженное восстание. На сторону рабочих перешли расквартированные в городе солдаты. Они захватили Арсенал, заняли Адмиралтейство, Зимний дворец и овладели Петропавловской крепостью. В этот же день в Петроград из своей последней четырехлетней ссылки в Туруханском крае вернулся Иосиф Сталин.
Революционно настроенные солдаты освободили из Петропавловской крепости Рабочую группу Центрального военно-промышленного комитета, арестованную в январе 1917 г. Участники этой группы, солдаты и рабочие в тот же день устроили выборы рабочих депутатов на Таврической площади. Избранный Петросовет взял на себя роль новой власти, вооружал рабочих, рассылал комиссаров по всей стране для формирования власти на местах по образу и подобию советов и в конечном итоге для формирования общероссийской власти.
2 / 15 марта произошло отречение Николая II - в штабном вагоне во Пскове - в пользу брата великого князя Михаила Александровича, который, впрочем, не готов был управлять страной и практически отказался от наследия.
3 / 16 марта, сразу после отречения Николая II, образовано первое Временное правительство во главе с князем Георгием Львовым. Кадет П.П. Милюков получил портфель министра иностранных дел, а эсер А.Ф. Керенский стал министром юстиции.
Несмотря на протесты большевиков, Петросовет передал власть Временному правительству. Несогласные с этим решением большевики продолжили работу Петросовета. Начался период так называемого двоевластия.
В эти дни, по горячим следам, композитор Сергей Прокофьев записал в дневнике: «Итак, благодаря счастливому оптимизму моего характера, я решил, что переворот протекает блестяще». В общем-то, так оно и было.
8 / 21 марта Николай II арестован комиссарами Петросовета в Могилеве и заключен под домашний арест в Царскосельском дворце.
И завертелось...
24 марта швейцарский социалист Фридрих Платтен сообщил Владимиру Ленину, что германское правительство согласно на проезд русских политэмигрантов из Швейцарии на родину в опломбированном вагоне.
31 марта / 13 апреля, после 37 лет эмиграции, вернулся в Россию первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов. Его восторженно встречали на Финляндском вокзале в Петрограде. Но оставалось совсем немного времени до возвращения Владимира Ленина и его выступления с броневика на том же месте. Заметим, что одним из тех, кто готовил в то лето нелегальные квартиры для Ленина в Петрограде, был как раз Иосиф Сталин. (Кстати, одна из таких квартир принадлежала будущему тестю Сталина - Сергею Яковлевичу Аллилуеву)
17 / 30 мая Исполнительный комитет Кронштадтского совета провозгласил «независимую республику». Вот как отреагировал на «кронштадтский инцидент» видный деятель конституционно-демократической партии, ученый Владимир Иванович Вернадский: «Неужели нам предстоит пройти через это испытание? Неужели людьми, устроившими позорное для России “братание”, перемирие с немцами, будет начата внутренняя кровавая распря, междоусобная война! Братаясь с немцами, будут убивать своих! В борьбе за интересы одного класса большевики потеряли не только государственное сознание, они оторвались от России. В их среду, наряду с фанатиками классовых интересов, вошли широкой волной темные силы, связанные и с внешним врагом нашей родины, и с старой дореволюционной Россией, и с уголовными преступниками... Для нас, современников, виден лишь страшный результат забвения интересов целого, России - замены родины интересами одной ее части, одного ее класса» (газета «Речь», 6 июня 1917 г).
16 / 29 июня началось наступление на Львов, последнее наступление русской армии в Первой мировой войне. Блестяще подготовленное, оно полностью провалилось из-за катастрофического падения дисциплины в войсках. После того как отборные ударные части, начинавшие наступление, были перебиты, обычные пехотные части отказывались воевать, предпочитая митинговать и обсуждать приказы. Наступление захлебнулось, и армию невозможно было заставить идти дальше.
8 / 21 июля А.Ф Керенский возглавил Временное правительство после отставки князя Г.Е. Львова.
1 /14 сентября Временное правительство провозгласило Россию Республикой - произошло официальное упразднение монархии.
6 октября история, как будто, предлагает свою метафору всего происходящего (не только в России). В этот день, впервые, в американском «Литературном дайджесте» было упомянуто слово «джаз». Лучше не скажешь!
7 / 20 октября Ленин тайно вернулся в Петроград.
23 октября / 5 ноября на заседании ЦК Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) неожиданно появился Ленин и переломил ход голосования. Видные большевики склонны были воздержаться от силовых действий. Ленин настоял на другой резолюции: начать в Петрограде вооруженное восстание.
К утру 25 октября / 7 ноября под контролем Временного правительства оставался лишь Зимний дворец.
В ночь на 26 октября / 8 ноября, после холостого выстрела из 6-дюймовой пушки крейсера «Аврора», начался штурм Зимнего дворца. В 2 часа ночи дворец был взят и Временное правительство арестовано.
На следующий день II Всероссийский съезд Советов издал декреты о мире, земле и отмене смертной казни. Предлагалось конфисковать у помещиков все земли, национализировать недра, леса и воды, и отдать крестьянам.
«Finis. Все - республики: Украинская республика, Донская, Крымская, Сибирь и т.д. Разлезаемся по швам, самостийно, - отмечал в своем жизнеописании “Curriculum vitae” (1917-1919) русский химик, один из организаторов отечественной химической промышленности, Егор Иванович Орлов. - Большевики приступили к конфискации золотого запаса: это самое существенное; присвоить это, а там хоть трава не расти! Все сведется к расхищению и воровству... Что-то будет дальше?» А дальше было вот что.
21 ноября / 4 декабря заключено перемирие между Советской Россией и Центральными державами (Германией, Австро- Венгрией, Турцией, Болгарией). В Брест-Литовске начались официальные переговоры о прекращении состояния войны, которые закончились 3 марта 1918 г. подписанием мирного договора. К тому моменту уже более половины действующей русской армии покинуло Восточный фронт.
Парадоксальным образом Россия вступила в Первую мировую войну на стороне будущих победителей - стран Антанты; вышла же из этой войны, уступив проигравшей стороне - Германии, подписав с ней сепаратный мир.
В декабре большевики национализировали банки, заводы и фабрики.
2 / 15 декабря при Совете Народных Комиссаров РСФСР был учрежден Высший совет народного хозяйства. Состоял он из структур, названиям которых могла бы позавидовать любая памятная книжка - Главсахар, Главнефть, Главрыба, Центрочай... Добавим в этот перечень и еще одну вновь возникшую организацию.
7 / 20 декабря учреждена ВЧК, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ее аппарат на тот момент - 40 человек.
Круг замкнулся. И закончился год, в который абсолютно не вписалась последняя из «Памятных книжек» Военного ведомства Российской империи. Кстати, как и всегда, в ней сообщалось, что «в конце книжки приложена карта железных дорог и пароходных сообщений в России, с показанием и районов военных округов». Надо ли говорить, что эта карта в данном экземпляре книжки отсутствует.
В тексте «Памятной книжки на 1917 год» - 11 автотипий: «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович и Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич», «Государь Император с Наследником Цесаревичем изволит обходить части войск близ ст. Ровно. Октябрь 1915 года», «Государь Император на смотру кавалерийских частей на станции Борковичи, 31 января 1916 года», «Одесса. Его Величество с Наследником Цесаревичем посещают порт, 7 ноября 1915 года», «Царская ставка. Губернаторский дом, где с августа 1915 года имеет пребывание Его Величество», «Херсон. Встреча Его Величества и Наследника Цесаревича на вокзале, 11 ноября 1915 года», «Его Величество обходит войска Гренадерского корпуса, 21 декабря 1915 года», «Рени. Его Величество принимает рапорт часового; рядом с Государем Императором стоит Наследник Цесаревич, 9 ноября 1915 года», «Его Величество обходит почетный караул Кабардинского Своего Имени полка на станции Вышки, 29 января 1916 года», «Его Величество в сопровождении ген.-ад. Эверта, ген. Леша, лиц Свиты и многих офицеров следует в районе III армии. Декабрь 1915 года», «Его Величество принимает ординарцев на станции Орша, 16 января 1916 года».
Памятная книжка на 1917 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1916. [1 тит. л.], [16 с.: огл.], [2 с.: шмуц.], 3-130, [2 с.: шмуц.], [1], 134-856, [2]; 11 л. ил.; 11,5х7,5.
Коленкоровый переплет с тиснением орнамента и названия на верхней крышке и по корешку.