Панорама Санкт-Петербурга (1834 год)
Александр Башуцкий
Прозаик и журналист Александр Павлович ^Башуцкий сегодня известен прежде всего как инициатор издания, составитель и один из авторов альманаха «Наши, списанные с натуры русскими» (Выпуски 1-14. Санкт-Петербург, 1841-1842), заложившего основы натуральной школы в отечественной литературе. Между тем в середине XIX столетия имя Башуцкого было весьма популярно.
Башуцкий родился в семье коменданта Петропавловской крепости, благодаря чему его приняли в привилегированный Пажеский корпус. Впоследствии сам Александр Павлович часто рассказывал, как однажды вместе с другими камер-пажами, дежурившими в Зимнем дворце, оказался в огромном Георгиевском зале и там, забравшись на императорский трон, дурачась, начал отдавать приказания. Вдруг он почувствовал, как кто-то берёт его за ухо и сводит со ступеней престола. Обернувшись, Башуцкий, к своему ужасу, увидел Александра I. Заметив страх на лице юноши, император улыбнулся и сказал: «Поверь мне: совсем не так весело сидеть тут, как ты думаешь!»
Выпущенный из Пажеского корпуса прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк, Башуцкий вскоре стал адъютантом петербургского генерал-губернатора графа МЛ. Милорадовича и находился при своём начальнике в день восстания на Сенатской площади. Рассказ о роковом выстреле П.А. Каховского Александр Павлович многократно повторял в обществе, как писал современник, «не изменяя в нём ни ноты и всегда производя величайший эффект на тех, которые имели удовольствие первый раз слушать его», а стихотворение «На смерть Милорадовича» стало первым выступлением Башуцкого в печати.
С 1826 по 1832 год, оставаясь адъютантом при двух следующих генерал-губернаторах Петербурга - П.В. Голенищеве-Кутузове и П.К. Эссене, — Башуцкий принимал непосредственное участие во всех значительных мероприятиях, связанных с управлением столицей. За это время им был накоплен огромный документальный архив, который лёг в основу его первой книги - «Панорама Санкт-Петербурга».
Предполагалось, что издание составят четыре тома со 100 гравированными иллюстрациями на отдельных листах. «Панорама» должна была охватить всю историю Санкт-Петербурга и объединить рассказ о строительстве города со статистическими сведениями и нравоописательными очерками. Автор предполагал дать «обширную и разнообразите картину столицы; усмотреть ход усовершенствований, успехи нате, искусств и ремёсел, проникнуть в развитие ооразованности; уловить главные черты нравов, привычек, народного быта, общежития различных сословий».
То, что получилось из этого замысла, подробно описано Н.П. Смирновым-Сокольским: «Всё издание было задумано чрезвычайно широко. По предварительному подсчёту оно должно было обойтись в 165 000 рублей. Чтобы окупить расходы, надо было привлечь не менее 2400 подписчиков. В действительности их не набралось и 500. Это сразу подорвало и без того шаткую базу издания. Необходимость гравировать иллюстрации на стали, а не на меди (медные доски не могли бы выдержать столь большого тиража) заставила Башуцкого и тех, кто финансировал «Панораму», перевести заказ в Англию, и вот тут их постигла совсем неожиданная катастрофа: на пути в Россию гравюры погибли при кораблекрушении... От завершения издания пришлось отказаться».
Свет увидели только три тома. Критика встретила новое сочинение весьма сочувственно, отмечая верность и живость картин жизни петербуржцев. Как писал рецензент журнала «Библиотека для чтения», «вооружившись ножом анатома, Башуцкий вскрывает тела петербургских обществ». В полном виде «Панорама Санкт-Петербурга» представляет библиографическую редкость, особенно с гравюрой «Маляры», имеющейся в представленном экземпляре.
Башуцкий Александр Павлович (1801-1876)
Панорама Санкт-Петербурга. [В 3-х частях.] Санкт-Петербург, типография вдовы Плюшар с сыном, 1834. [Ч. 1.] [4], XVII, [2], 263 с, [1]с, 1 л. гравированный фронтиспис, 1 л. гравированный титул, 1 л. гравированный на стали Ф. Райтом портрет Петра I. [Ч. 2.] [2], VIII, [2], 271, [1] с, 1 л. гравированный фронтиспис, 1 л. гравированный титул, 2 л. иллюстраций, 1 л. складная иллюстрация, 6 складных таблиц. [Ч. 3.] [4], X, [2], 379 с, 7 л. иллюстраций, 1 л. складная таблица. Толщина блока 4,8 см. В цельнокожаном переплёте 30-х годов XIX века с золотым тиснением на крышках и корешке. Форзацы цветной вощёной бумаги. 17x10,8 см.