Очерки Константинополя (1835 год). Босфор и Новые очерки Константинополя (1836 год)
Константин Базили
Дипломат и литератор, Константин Михайлович Базили родился 15 февраля 1809 года в Константинополе. Его отец, горячий сторонник греческой независимости, в 1821 году был приговорён турками к смертной казни, но при содействии российского посланника барона Строганова сумел бежать в Одессу. Семья тайно последовала за ним.
В 1822 году Константин Базили поступил в Нежинскую гимназию, где в совершенстве овладел русским языком. Там он подружился с одним из однокашников — Николаем Гоголем. Они вместе издавали рукописный альманах. В 1827 году Базили перешёл в Ришельевский лицей и через три года, окончив курс, уехал по семейным делам в Турцию, пытаясь найти остатки отцовского состояния. Тогда же поступил на русскую службу в качестве секретаря по дипломатической части при русской эскадре в греческих водах. В 1833 году был переведён в Санкт-Петербург, в Министерство иностранных дел.
В Петербурге Базили возобновил дружбу со своими бывшими соучениками по Нежинской гимназии — Гоголем, Н.В. Кукольником и, вовлечённый ими в литературную среду, сам взялся за перо. В середине 1830-х годов имя Базили приобрело известность после появления ряда сочинений, посвященных истории и современным нравам стран Ближнего Востока, прежде всего — Греции и Турции.
Наиболее сочувственный приём вызвали «Очерки Константинополя», которые первоначально увидели свет в нескольких периодических изданиях, а в 1835 году появились двумя отдельными книгами. Передавая общий настрой публики, В.Г. Белинский написал тогда в своей рецензии, что «Очерки» читаются «с интересом, ни на минуту не ослабляющимся», так как в них видна «живая Турция с её угасшим но ещё по временам вспыхивающим фанатизмом, её невежеством, варварским устройством, борьбою старого с новым, предрассудков с реформою».
Дополнительную ценность изданию в глазах современников, несомненно, придавало и то, что оно было проиллюстрировано гравюрами, выполненными с рисунков из дорожного «турецкого альбома» Карла Брюллова. Сам художник в это время как раз находился в Константинополе, куда заехал на полгода по пути из Италии в Россию. Но имя создателя «Последнего дня Помпеи» уже вовсю гремело у него на родине, и ценители, ещё не видя самого «волшебника кисти», стремились познакомиться с любыми его работами, даже если речь шла, как в этом случае, лишь о путевых набросках, только что сделанных на берегах Босфора.
Год спустя в той же типографии Н.И. Греча увидели'свет два тома продолжения «Очерков» Базили - «Босфор и Новые очерки Константинополя». В авторском предисловии к ним говорилось: «Кто прочитал без скуки мои «Очерки Константинополя», прочтёт и эту книгу. О Турции наговорено столько вздору, что самое сильное воображение затрудняется чему верить. Мы, как самые близкие соседи с турками, должны иметь и больше об них известий, и больше взыскательности, и больше строгости и разборчивости в известиях. Посему я считаю мою книгу небесполезною». Как это нередко случается, читатели встретили продолжение тепло, но всё же гораздо спокойнее, чем первые «Очерки».
В 1837 году Базили был направлен на Кавказ. Затем получил назначение в Сирию и Палестину, где в 1848 году сопровождал Гоголя в поездке по Святым местам. Впоследствии занимал ряд важных дипломатических постов в Европе и Азии. В 1865 году вышел в отставку. Умер в Одессе в возрасте 75 лет.
Представленные в Хронике два тома «Очерков» Базили, судя по тиснению в нижней части корешка и суперэкслибрису на верхней крышке переплёта, происходят из библиотеки барона Петра Казимировича Мейендорфа (1796-1863). Обер-гофмей-стер двора, действительный тайный советник, член Государственного совета, барон Мейендорф одно время состоял на дипломатической службе, являясь чрезвычайным и полномочным министром при австрийском дворе (где, кстати, недолго служил и Базили). Известно, что, помимо «Очерков Константинополя», в библиотеке П.К. Мейендорфа имелось немало книг об этом традиционно «горячем» для российской дипломатии регионе.
Базили Константин Михайлович (1809-1884)
Очерки Константинополя. [В 2-х частях.] Санкт-Петербург, в типографии Н. Греча, 1835. Ч. 1. XX, 276 с, 4 л. иллюстраций. Ч. 2. Ill, 285 с, 4 л. иллюстраций.
Босфор и Новые очерки Константинополя. [В 2-х частях.] Санкт-Петербург, в типографии Н. Греча, 1836. Ч. 1. VIII, 276 с, 4 л. иллюстраций. Ч. 2. Ill, 285 с, 4 л. иллюстраций.
Два тома (по две части в каждом томе) в одинаковых цельнокожаных переплётах 30-х годов XIX века, с золототиснёными орнаментальными рамками на крышках и с золототиснёными орнаментами и заглавиями на корешках. На верхних крышках -гербовый суперэкслибрис Петра Казимировича Мейендорфа (1796-1863), в нижней части корешков золотом тиснено имя владельца. Форзацы «мраморной» бумаги. 21,5x13,2 см. Иллюстрации - гравюры с «турецких» рисунков К.П. Брюллова.