Париж в мелкой живописи (1789 год)
[Жан-Пьер-Луи де Люше]
В конце XVIII столетия Париж являлся одним из крупнейших городов Европы. По разным данным, численность его населения составляла от восьмисот тысяч до миллиона человек. Современники нередко называли его «центром Вселенной». Один из них, философ, писатель и публицист Луи-Себастьян Мерсье, автор знаменитой книги «Картины Парижа», писал: «Когда говорят про Париж, что это "Вселенная в миниатюре", то этим ещё не говорят ничего. Нужно его видеть, исходить вдоль и поперёк, осмотреть всё, что в нём есть, изучить ум и глупость его жителей, их изнеженность и их непреодолимую болтливость. Нужно, наконец, наблюдать всю эту смесь мелких обычаев и привычек сегодняшнего или вчерашнего дня, из которых образуются частные законы, находящиеся в постоянном противоречии с законом общим». Но именно такую задачу поставил перед собой французский аристократ и литератор маркиз де Люше. Свою книгу, вышедшую в 1784 году, он так и назвал: «Париж в миниатюре, с зарисовок нового Аргуса» (Paris en miniature, d'apres les dessins d' un nouvel Argus). Как известно, в античной мифологии имя Аргуса носил многоглазый великан. С течением времени так стали называть людей внимательных, зорких, за всем наблюдающих и всё примечающих. Таким образом, автор «Парижа в миниатюре» брал на себя обязательство представить читателю точную и беспристрастную панораму великого города. В предисловии к книге говорилось: «Вот, наконец, под одним только перстом сей театр толи-ких происшествий, сие толикими государями посещённое место, сия толиких славных мужей отчизна, безмерная сия столица, жители коей составляют мир, коей предместия суть грады. Сей город, которого обыкновения, нравы и писания весь свет беспрестанно обновляют и компасом оного учиняются, становится под моею кистью единою только точкою». Характеризуя парижскую жизнь, де Люше писал: «В Париже потребны люди всякого состояния, и все находят там место: площадные лекари, кукольники, песенники, даже девки средственной добродетели... Симфонисты, песенники, рёв зверей, крики разносчиков, хлопанье бичей, стук экипажей, колокола, охотничьи роги, барабаны, свист, визг, вой... - всё, исключая грома, которого не слышно, учиняет Париж. Страсти не выступают из пределов внутри Парижа, разве что для сыскания препон, их удерживающих. В нём не знают ни умыслов, ни возмущений. В Париже для того только вольностию наслаждаются, чтобы воспеть своё блаженство и государя... Известия безмерностию новостей и происшествий поглощаются, и там бывает столько одного за другим последующих деяний, что нет свободного времени в одном предмете углубиться. Сегодня одна причина всех умы потрясает, подъемлет весь свет на воздух, призывает весь город во дворец, а назавтра это - мечта». Любопытно, что почти полтора десятилетия спустя эту же мысль повторил Наполеон. В начале 1798 года, вскоре после возвращения из итальянского похода, находясь на вершине славы, он сказал другу: «В Париже ни о чём не сохраняют длительных воспоминаний. Если я останусь здесь надолго, ничего не совершив, всё потеряно. В этом великом Вавилоне одна слава затмевает другую: достаточно было бы увидеть меня три раза в театре, как на меня перестали бы смотреть».
Хаотичным, но безопасным, вольнолюбивым, но покорным своему королю увидел и описал Париж за пять лет до штурма Бастилии «новый Аргус» XVIII столетия - маркиз де Люше. «Париж в миниатюре» практически одновременно вышел в Париже и Лондоне по-французски, затем был переведён на ряд европейских языков, в том числе на русский. Стоит отметить, что русский перевод, имевший заглавие «Париж в мелкой живописи», появился в начале 1789 года, так что русские читатели получили возможность познакомиться с мирными картинами парижской жизни в самый канун великих потрясений Великой революции.
Однако для нас сочинение де Люше любопытно ещё и тем, что именно в том самом году, когда оно увидело свет, в столицу французского королевства впервые приехал шестнадцатилетний студент военной школы в Бриенне Наполеоне Буонапарте, за успехи в учёбе переведённый в Парижскую военную школу. Кстати, в книге де Люше имеется описание архитектурного комплекса, в котором она размещалась: «Воинское училище, откуда бы на него ни смотрели, лицевою стороною почитают. Монумент сей внимания достоин, и ежели находящаяся в оном церковь приводит в изумление, то предшествующее ей Марсово поле зрение наиприятнейшим образом удивляет». В 1785 году Наполеон был выпущен из школы в чине младшего лейтенанта артиллерии, а ещё через два года её упразднили. Тогда в учебных аудиториях устроили казармы. Сейчас там размещается Военная академия.
Вообще в книге упоминается немало мест, так или иначе связанных с жизнью Наполеона. Например, автор с восторгом описывает незадолго до того перестроенные королевский дворец и примыкающий к нему парк Тюильри. Об этом популярном у парижан месте гуляний де Люши говорит: «Тюильри - наилучший из садов, а особливо после того, как площадь и статуя Людовика XV служат к его украшению. Всякий день приходят туда приносить почтительное покаяние за то, что долго о нём не рачили, но недостаёт тут ряда столбов вдоль террасы фельянов, который бы, будучи украшен поясными королей наших изображениями, служил во время дождя прогуливающимся убежищем. Какое преизрядное украшение, сие множество нераздельных разновидностей, в праздничные дни большой бассейн окружающих! Нет ничего приятнее, ни великолепнее: красота, кокетство, простота, велеречие, особенность - всё тут для составления наитрогательнейшей и переменнейшей картины собирается». Завершается описание Тюильри проникновенным обращением автора к саженцу каштана: «Бедное деревцо, -сказал я некогда молодому каштановому дереву, которое из большой аллеи видно. - Сколько вещей произойдёт под твоими листьями соразмерно твоему взращению и силе!» Действительно, и каштанам парка Тюильри, и тем, кто любил отдыхать в их тени, вскоре довелось увидеть множество поразительных событий. Так, 10 августа 1792 года лейтенант Буонапарте, приехавший в Париж хлопотать по своим делам, из толпы, собравшейся у дворцовой ограды, наблюдал за штурмом Тюильри. Впоследствии он, император Франции, разместил там свою резиденцию.
Люксембургский дворец, где Наполеон некоторое время жил после перворота 18 брюмера и куда впоследствии вселил французский Сенат; Сорбонна - парижский университет, закрытый в 1790 году и 18 лет спустя возрождённый по указу Наполеона; красивейшая площадь города - Королевская, которую Наполеон в 1800 году переименовал в площадь Вогезов в честь небольшого департамента на северо-востоке Франции, первого, сдавшего налоги в казну Французской республики, - вполне естественно, что большинство из описанных в книге замечательных зданий или кварталов Парижа так или иначе оказываются связанными с именем Наполеона Бонапарта.
Создал этот примечательный труд, соединивший в себе путеводитель и очерки городских нравов, Жан-Пьер-Луи де Ла Рош дю Мэн, маркиз де Люше - иезуит и кавалерийский офицер, журналист и писатель, директор театра и библиотекарь. Как известно, бурный на события Век Просвещения вписал в историю множество примеров замечательных и необычных человеческих судеб. Биография маркиза де Люше, вне всякого сомнения, относится к их числу. Он родился в Сенте, близ Ла Рошели, 13 января 1739 года. Учился в родном городе. Вступил в орден иезуитов. Пользуясь покровительством герцога Орлеанского, взялся написать историю Орлеана. Первый том этого сочинения вышел в 1766 году в Париже, но вызвал скандал, так как в нём обсуждался вопрос, была ли божественной миссия Орлеанской Девы - Жанны д'Арк. Герцог Орлеанский убедил автора прекратить публикацию и уничтожить все имевшиеся у него экземпляры издания. В качестве компенсации де Люше получил 5000 франков: 2000 - от герцога и ещё 3000 - от мэрии Орлеана. Когда в 1773 году орден иезуитов был упразднён, де Люше поступил на военную службу в кавалерию, однако бысто вышел в отставку и занялся литературой. В это же время он попытался разбогатеть и вложил всё своё состояние в горнодобывающую промышленность, но разорился и, преследуемый кредиторами, бежал из Парижа. Несколько месяцев он прожил у Вольтера, который говорил о нём, что вся его жизнь -это неудачная попытка отыскать философский камень. В 1776 году де Люше перебрался в Лозанну, где некоторое время издавал журнал. Год спустя он с рекомендательным письмом Вольтера явился к Фридриху II, ландграфу Гессен-Кассельскому. В Касселе он стал директором библиотеки, французского театра, местного музея, а также секретарём Общества древностей и советником по вопросам культуры. Причём все эти должности де Люше умудрялся совмещать. Даже в укромном немецком княжестве его беспокойный нрав и неуёмная энергия требовали выхода. Так, проигнорировав огромную работу по каталогизации Кассельского книгохранилища, выполненную его предшественниками, он решил ввести там французскую систему, что привело к полному хаосу и было названо современниками «Французской революцией Кассельской бибилиотеки».
После смерти Фридриха II в 1785 году де Люше, уволенный со всех должностей сразу, поступил на службу к принцу прусскому Генриху, который в 1788 году назначил ему пенсию в размере 2000 крон. Созыв Генеральных штатов во Франции позволил де Люше вернуться в Париж, где он основал «Городской журнал» (Journal de la ville) и опубликовал две книги, принесшие ему грандиозный успех: «Галерею Генеральных штатов» (Galeries des Etats-generaux) и «Галерею французских дам» (Galeries des dames francaises). Как писатель де Люше оказался весьма плодовит. За время его литературной деятельности с 1763 по 1792 год вышли более 60 томов его сочинений. Он писал стихи, пьесы, романы, оперы, песни, эссе. В оценках был резок, язвителен, насмешлив. Современники отмечали, что он не мог пропустить ни одного скандала, откликаясь на них своими эссе и критическими статьями. Из-за этого выпускаемые им газеты и журналы неоднократно закрывались.
Одна из самых известных работ де Люше -вышедшее в 1789 году во Франции «Эссе о секте иллюминатов». В конце XVIII века иллюминатами называли членов общества (или ордена), образованного в 1776 году в Баварии и ставившего своей целью борьбу с суеверием и невежеством путём распространения просвещения и нравственности. Организация имела чёткую структуру, частично позаимствованную у ордена иезуитов, и поддерживала тесные контакты с франкмасонами. В момент её расцвета она насчитывала около 2000 членов, многие из которых были лицами знатными, богатыми и влиятельными. В 1785 году баварский курфюрст запретил общество иллюминатов. Тем не менее в различных странах Европы имелось немало людей, увлечённых его идеями.
В своей брошюре де Люше обвинил иллюминатов в попытке поставить под контроль всю Европу, в частности Францию, используя для этого своё влияние на Людовика XVI. Он писал: «Вы увидите, что король будет слугой страстей всех окружающих его, что он будет наделять властью недостойных вопреки собственному суждению, позоря этим самого себя». Маркиз давал также свой прогноз будущего Франции в случае, если там победит революция во главе с иллюминатами: «Мы не говорим, что страна, которой правят иллюминаты, перестанет существовать, но она достигнет такой степени унижения, что в политике с ней не будут больше считаться». Предостерегая современников, де Люше утверждал, что если его предсказания сбудутся, то дальше наступит «целая серия бедствий, конец которых теряется во мгле времён. Будет вечно тлеть подземный огонь, периодически вырываясь наружу в разрушительных взрывах». Впоследствии сочинение де Люше неоднократно использовалось сторонниками теории масонско-иллюминатских истоков Великой французской революции.
Как известно, борьба с масонами и близкими к ним иллюминатами не обошла и Россию. Так, среди прочих правительственных мер указами Екатерины II от 23 января и 27 июня 1787 года «партикулярным» (т.е. гражданским частным) лицам было запрещено печатать в светских типографиях и продавать книги, «до святости» относящиеся, т. е. духовного содержания. Продолжением той же политики явилось распоряжение Московскому университету не продлевать в мае 1789 года договор с Н. И. Новиковым об аренде Университетской типографии, хотя за 10 лет издательской деятельности им был выполнен колоссальный объём работы: выпущены около девятисот книг, поставлены новые печатные станки, пополнен состав и запас типографских шрифтов, обучены рабочие-печатники. Но как это нередко бывает в истории, в результате странного переплетения судеб одной из последних книг, напечатанных в московской Университетской типографии Н. И. Новиковым - русским масоном и просветителем, стал «Париж в мелкой живописи», написанный маркизом де Люше - французским иезуитом и авантюристом.
Люше Жан-Пьер-Луи де Ла Рош дю Мэн, маркиз де (Luchet Jean-Pierre-Louis de La Roche du Main, marquis de; 1739-1792) Париж в мелкой живописи. Перевод с французскаго. Москва: В Университетской типографии, у Н. Новикова, 1789. 115 с., в том числе, 1 л. титульный, 1 л. - посвящение Н. П. Архарову, 4 с. - обращение переводчика к Н. П. Архарову. В полукожаном переплёте первой четверти XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке тиснёный орнамент, в верхней части ярлык красной кожи с тиснёным заглавием: «Париж». 16,5х9,5 см. На переднем форзаце владельческая надпись «орешковыми» чернилами: «Ивана Караулова. 1821». Ниже, другим почерком, читательская помета конца XVIII века «орешковыми» чернилами: «Читано. Нет ничего особенного - читать можно». На свободном л. переднего форзаца дарственная надпись фиолетовыми чернилами: «Милому [стёрто] с благодарностью за работу на [стёрто] 27/Ш-32». Караулов Иван Дмитриевич - губернский секретарь, тверской помещик.
Редкое описание Парижа, вышедшее на русском языке накануне Великой французской революции. Книга имеет посвящение Николаю Петровичу Архарову (1740-1814) - генералу от инфантерии, занимавшему посты: с 1775 - обер-полицмейстера Москвы, с 1782 - московского губернатора, с 1785 - генерал-губернатора тверского и новгородского, с 1795 по 1796 - петербургского генерал-губернатора. Одно из последних новиковских изданий. Редкость.