Певец на Кремле (1816 год)
Василий Жуковский
«Певец на Кремле», впоследствии печатавшийся под названием «Певец в Кремле», - одно из стихотворений В. А. Жуковского, запечатлевших события Отечественной войны 1812 года. Ему предшествовали «Певец во стане русских воинов», послания «Вождю победителей» (М. И. Кутузову) и «Императору Александру», баллада «Ахилл». Наибольшую известность среди них получил «Певец во стане русских воинов», положенный на музыку Д. С. Бортнянским. В 1812— 1813 годах эти пламенные стихи неоднократно переиздавались, иногда с приложением нот, распространялись в списках, заучивались наизусть. По отзыву И. И. Лажечникова, они «сделали эпоху в русской словесности и в сердцах воинов».
Образ певца, разделяющего опасность с теми, чьи героические деяния он воспевает, автобиографичен. 10 августа 1812 года, вскоре после обнародования высочайшего манифеста о «составлении военной силы», двадцатидевятилетний В. А. Жуковский записался в Московское ополчение с чином поручика. Во время Бородинского сражения он находился в рядах 1-ого пехотного полка, оставленного в резерве, а затем был переведён в ставку М. И. Кутузова для выполнения штабных поручений и работы в походной типографии. В конце 1812 года поэт заболел горячкой и после лечения в госпитале города Вильны решил в армию не возвращаться. За участие в Отечественной войне он получил чин штабс-капитана, орден Св. Анны 2-й степени, серебряную медаль в память 1812 года. Для В. А. Жуковского-поэта более важное значение имела другая награда — титул «славянского Тиртея», своим поэтическим даром воспламенявшего сограждан на бранные подвиги. Сравнение с греческим поэтом VII века до н. э. не просто льстило автору «Певца во стане русских воинов» — оно возводило его едва ли не в ранг национального героя, ведь, по преданию, спартанцы одержали одну из побед над мессеянцами именно благодаря вдохновенной лире Тиртея.
Созданное в 1812 году перед битвой при Тарутине стихотворение «Певец во стане русских воинов» требовало «победного» продолжения. 1 декабря 1814 года В. А. Жуковский, гостивший в ту пору в имении Киреевских Долбино, писал своему ближайшему другу А. И. Тургеневу: «А я теперь принимаюсь за новый подвиг. Певец во стане, предсказавший победы, должен их воспеть; и где же лучше, как не на кремлёвских развалинах, посреди народа... Итак, жди нового Певца; место - Кремль; слушатели граждане Москвы». Однако ждать окончания работы над новым стихотворением А. И. Тургеневу пришлось около двух лет.
«Певец на Кремле» сочинялся в трудный для поэта период. Стараясь заглушить мучительные душевные переживания, связанные с невозможностью соединить свою судьбу с М. А. Протасовой по причине их близкого родства, Жуковский писал столько, «сколько силы стихотворные могут вынести». Но в ходе столь напряжённого труда накапливалась усталость, возникало тревожное предчувствие, что «в будущем всё пойдёт хуже и хуже» и что его творческий гений - «накануне паралича».
В числе неудавшихся, с точки зрения автора, произведений оказался «Певец на Кремле», и работа над ним, уже близившаяся к концу, прервалась.
В 1816 году по настоянию А. И. Тургенева стихотворение было всё же закончено. В это время друзья хлопотали перед Александром I об определении В. А. Жуковского на службу, необходимую для приобретения им общественного статуса и материальной независимости. Предполагалось, что император ещё более расположится к поэту, если получит его новое сочинение, воспевавшее его заслуги перед Россией и Европой.
В свою очередь, В. А. Жуковский, не считавший стремление к монаршему одобрению чем-то недостойным истинного поэта и в то же время испытывавший острую неприязнь ко всякому «ласкательству», настоятельно просил указать в предисловии, что «сии стихи» были написаны в конце 1814 года и отражают прежде всего благодарное преклонение России перед Промыслом, спасшим от Наполеона «все народы Европы и все блага свободы и просвещения».
«Певец на Кремле» дописывался в Дерпте, где В. А. Жуковский провёл почти весь 1816-й год. Если в начале авторской правки стихотворение по-прежнему казалась ему слабым и вызывало в душе «большую против него антипатию», то по окончанию работы второй «Певец» воспринимался им как «достойный брат своего тёзки». 6 ноября 1816 года вместе с письмом А. И. Тургеневу готовое стихотворение было отправлено в Петербург для публикации. В этом же письме содержались краткие инструкции относительно того, как лучше решить полиграфическую и книгопродавческую проблемы. Печатание и распространение тиража поручались «арзамасцу», директору Петербургского главного педагогического института Д. А. Кавелину, которому поэт отослал «несколько денег» на типографские расходы. Недостающую сумму должен был «додать из своего кармана» А. И. Тургенев, а если его карман окажется пуст, то в этом случае предлагалось «заглянуть» в кошельки к другим «арзамасцам» - Д. Н. Блудову или С. П. Жихареву. Внешний вид будущей книги также продумывался В.А. Жуковским. В письме от 21 октября 1816 года он спрашивал у А. И. Тургенева: «Нельзя ли попросить Алексея Николаевича Оленина сделать виньету для Певца? Вот мысль: Всевидящее око в небесах; лучи его ударили на землю, и тучи разлетелись, и полшара в сиянии; в удаляющихся тучах гаснут молнии». Предложенная аллегория по каким-то причинам не нашла воплощения. Вместо неё титульный лист книги украсила гравюра С. Ф. Галактионова с известной живописной работы Ф. Я. Алексеева «Вид на Кремль со стороны Каменного моста». В соответствии с бытовавшей тогда издательской практикой, «Певец на Кремле» был выпущен в нескольких вариантах. Они различались размером, качеством бумаги, а также наличием или отсутствием гравюры. Одна часть тиража, отпечатанная на веленевой и на простой бумаге «в четвёртку», содержала титульный лист с гравюрой, другая часть - на простой бумаге «в восьмушку» - гравюры не имела. Представленный в Библиохронике экземпляр выполнен на веленевой бумаге «в четвёртку». Особую ценность этому экземпляру, помимо гравюры, придаёт сохранившаяся издательская обложка, позволяющая увидеть книгу такой, какой она вышла в свет в конце 1816 года.
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)
Певец на Кремле Василия Жуковского. Санкт-Петербург: В Медицинской типографии, 1816. [4], 21, [1] с. На титульном л. «Вид Кремля» - гравюра резцом С.Ф. Галактионова с оригинала Ф.Я. Алексеева. (В рецензии журнала «Сын Отечества» (1817. Ч. 33. №2) особо отмечалось высокое качество гравюры.) В издательской печатной обложке. 25,5х17,5 см. Необрезанный экземпляр в хорошем состоянии. Большая редкость.