Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1865)
Михаил Лермонтов
«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - вспоминал о внешности Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) И.С. Тургенев. По одним воспоминаниям, глаза поэта «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его «с пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой».
«Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, - описывал М.Ю. Лермонтова художник М.Е. Меликов, - он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица».
До нашего времени дошло пятнадцать прижизненных изображений поэта. Два первых изображают мальчика 3-4 и 6-8 лет. В1834 г., сразу после производства Лермонтова в корнеты, его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845) заказала погрудный портрет внука, в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.
Авторство изображения доныне не установлено: его приписывают двум художникам - П.З. Захарову (1816-1846) и Ф.О. Будкину (1806-1850) (на обороте холста указано: «Писал Будкин 1834-го С. Петербург»).
После смерти Е.А. Арсеньевой портрет попал в имение Нееловка ее брата А.А. Столыпина (1816-1858) в Саратовской губернии, из его семьи в 1923 г. - в музей имени Ф. И. Тютчева в Мураново, оттуда - в Государственный литературный музей в Москве. Впервые портрет экспонировался на знаменитой Историко-художественной выставке русских портретов, устроенной С.П. Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 г.
Долгое время о портрете не было ничего известно. И только в 1865 г. издатель и книгопродавец А.И. Глазунов (1829-1896) в первом отдельном издании поэмы Лермонтова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» опубликовал «новый портрет, отличающийся особенным сходством, как утверждают лица, близко знавшие покойного поэта».
Портрет был награвирован на стали в Лейпциге у Ф.А. Брокгауза с фотографического снимка. Фотографию с портрета, хранившегося в саратовском имении Столыпиных, сделал Антон Степанович Муренко (1837-1875), один из зачинателей научной фотографии в России, первый фотолетописец Поволжья и Средней Азии. В 1861 г., выйдя в отставку с военной службы, он открыл в Саратове фотозаведение, а на Нижегородской ярмарке у него был свой «фотографный балаган».
Двенадцать рисунков в тексте выполнены живописцем, рисовальщиком, акварелистом Адольфом Иосифовичем Шарлеманем (1826-1901), академиком Петербургской Академии художеств (1859) и профессором исторической живописи (1867). Позже художник создал иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова для издательства «Грядущий день».
С 1871 г. Шарлемань служил художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг, был консультантом в рисовальных мастерских Главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II, а в 1873 г. получил титул художника Его Императорского Величества.
В технике торцовой гравюры рисунки выполнил Егор (Георг) Васильевич Гогенфельден (1828-1908), гравер-иллюстратор, один из выдающихся представителей искусства оформления книги, и гравер-ксилограф Фридрих Фрейнд (три рисунка на страницах 12, 22, 36).
Книга выпущена Александром Ильичем Глазуновым, владевшим московским филиалом фирмы Глазуновых и специализировавшимся на торговле русскими и иностранными книгами. Его магазин на Кузнецком мосту, открытый в 1859 г., был одним из крупнейших в Москве (продан в 1878 г. А.И. Мамонтову).
Напечатана книга в типографии, принадлежавшей Илье Ивановичу Глазунову (1856-1913), который в 1890 г. возглавил петербургскую фирму. За 100 лет существования (1803-1903) из типографии вышли около 900 изданий (преимущественно сочинений классиков русской литературы и учебников). В конце 1917 г. одно из крупнейших русских издательских предприятий было национализировано.
В 1840 г. Глазуновы выпустили сразу ставшее популярным первое отдельное издание «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, а в 1842-1844 гг., после смерти поэта, полное собрание его сочинений. Последнее не отличалось ни полнотой, ни текстологической точностью, поэтому, выпуская в 1865 г. первое издание поэмы «Песни про царя Ивана Васильевича...», издатели специально отметили, что в тексте «сделаны исправления по изданию стихотворений Лермонтова, сделанному в 1840 г. самим поэтом. Этого издания, чрезвычайно редкого, у нас не было при печатании последнего издания сочинений Лермонтова, а потому мы не могли тогда исправить некоторые искажения, допущенные прежними издателями».
Экземпляр происходит из собрания Николая Козьмича Синягина (1874(?)-1912), библиофила, петербургского купца. Получив после смерти отца, крупного хлеботорговца, немалое состояние, он увлекся собирательством. За 7 тысяч рублей он приобрел коллекцию библиофила и библиографа В.А. Верещагина (1859-1931), чем сразу заложил основу библиотеки.
«В течение десяти-пятнадцати лет он создал такое собрание книг, брошюр, гравюр, литографий и рисунков, изображающих виды русских городов, монастырей и церквей и быт русского народа, какое никто до сих пор не мог собрать, - вспоминал букинист Ф.Г. Шилов (1879-1962). - Помимо собрания по эротике, в котором были книги XVIII столетия с гравюрами и такие книги, как “Маркиз де Сад”, “Жизнь 12 цесарей и императриц”, “Заветные сказки”, у него была интересная коллекция цветных литографий 40-х годов, очень много французских акварелей, а также акварелей Зичи, Богданова и других. Между прочим, у него была коллекция акварелей Зичи, изобразившего русских царей и великих князей в непристойных позах. Когда во время освящения церкви убили петербургского градоначальника фон дер Лауница, Синягин так перепугался, что все сомнительные вещи уничтожил, в том числе и акварели Зичи».
За короткий срок Синягину удалось сконцентрировать коллекцию материалов по истории александровской эпохи (особый интерес представлял раздел, посвященный войне 1812 г.) и уникальное по своей полноте собрание видов Петербурга (так называемой архитектурной графики). В 1910 г. он издал первый выпуск «Материалов к истории императора Александра I и его эпохи, собранные Н. К. Синягиным» (описано 1033 портрета). Им составлены два выпуска «Материалов для библиографии русских иллюстрированных изданий» (1909-1910). Кроме этого, Синягин собирал всех классиков в первых изданиях, иллюстрированные издания, народные сказки и песни. Библиотека насчитывала 20 000 томов на русском и иностранных языках.
В 1903 г., когда появилась первая отечественная юридически оформленная библиофильская организация - Кружок любителей русских изящных изданий, ее казначеем был выбран Н.К. Синягин.
К концу жизни Синягин заболел прогрессивным параличом, болезнь осложнилась, он был помещен в больницу для душевнобольных, где и умер. Наследником библиотеки стал его брат, который продал все собрание П.В. Губару (1885-1976) всего за 250 тысяч рублей. От Губара фрагменты коллекции попали в Центральный комитет государственных библиотек, Вашингтонскую библиотеку Конгресса США. Немало книг было продано через открытый П.В. Губаром магазин «Антиквариат». Себе он оставил первые издания А.С. Пушкина, коллекцию альманахов, иллюстрированные издания, увражи с видами Петербурга, подбор книг по истории Петербурга и др.
Во второй половине 1920-х гг. Ф.Г. Шилов, который стал после Губара владельцем магазина, выпустил несколько каталогов, и среди них: №3 «Последние приобретения. Книги русские и иностранные. Из библиотек Н.К. Синягина, П.В. Губара и др.» (Л., 1928); №4 «Книги русские и иностранные. Из библиотек Н.К. Синягина, П.В. Губара и др.» (Л., 1929). Через почти 50 лет коллекция Павла Викентьевича Губара поступила в дар Государственному музею А.С. Пушкина в Москве.
Книги из библиотеки Н.К. Синягина отмечены декоративным цветным экслибрисом, созданным около 1900 г. (края знака, как на марках, зубчатые). По описанию историка библиофильства, литературоведа О.Г. Ласунского, «книжный знак знаменитого библиофила предреволюционной поры Николая Козьмича Синягина... отпечатанный в две краски... представляет собою вычурную композицию из листиков и цветочков совершенно ненатурального вида. Больше напоминает декоративную почтовую марку, нежели экслибрис».
На внутренней стороне обложки - марка букиниста В. Клочкова.
Лермонтов, Михаил Юрьевич (1814-1841)
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М.Ю. Лермонтова (1837). С12 рис г. Шарлеманя и с новым портретом Лермонтова, гравированным в Лейпциге. СПб.: Изд-е книгопродавца А.И. Глазунова, 1865.40 с, ил., 1 л. фронт, (портр.). 30,6x21,6 см. Владельческий переплет конца XIX в.