Сказания князя Курбского (1868)
Николай Устрялов
Имя Андрея Курбского часто упоминается в современных дискуссиях как имя первого русского диссидента. Но существует и другая точка зрения - многие исследователи считают его изменником Родины. Дискутируется вопрос и о подлинности переписки Курбского и Ивана Грозного: очевидно, что она дошла до нас в довольно искаженном виде, но те вопросы, которые оба затронули в своих письмах, важны и актуальны.
Князь Андрей Михайлович Курбский (1528-1583) - потомок именитых ярославских князей, которые не в одном своем поколении находились в оппозиции к власти Великого князя Московского. Андрей Михайлович происходил из смоленско-ярославской линии Рюриковичей. Вырос в семье, отличавшейся литературными интересами, знакомой с западной культурой. Род Курбских в основном состоял из воевод, хотя в роду были и представители государственной службы. Некоторые служили наместниками в Великом Устюге, Торопце, Пскове. Чин боярский имел отец князя Андрея, Михаил Курбский.
Князь Андрей в годы юности был приближен к царскому двору, входил в Избранную раду, являлся крупным военачальником. Когда ему было чуть больше 20 лет, он принял участие в первом походе на Казань, затем нес воеводскую службу в Пронске. В 1552 г. сражался с татарами, разбил их войско под Тулой, ранен в этих сражениях, но через восемь дней был уже снова на коне. Во время осады Казани Курбский командовал частью армии и проявил выдающуюся храбрость. Через два года он подавил восстание татар и черемисов, за что был назначен боярином. Последующая его жизнь до 1564 года наполнена многочисленными военными походами.
После нескольких поражений в Ливонии, царь поставил Курбского во главе войска, памятуя о его подвигах и храбрости. И князь вскоре одержал над рыцарями и поляками ряд побед. В 1563 году Курбский назначен наместником в Юрьев, что представляло собой почетную ссылку за его якобы «согласие с изменниками» - боярами, многие из которых незадолго до этого были казнены Иваном IV. По разным историческим источникам очевидно, что за Курбским никакой вины не числилось, но он имел смелость выразить сочувствие павшим правителям, чего было вполне достаточно для Ивана Грозного, который не прощал подобное. Поэтому князь Курбский вполне мог предполагать, что и его не минует царская немилость, он знал, что царь был скор на расправу.
В то время польский король Сигизмунд-Август и польская шляхта пытались оказывать знаки внимания князю Курбскому, намекая на возможную службу под польской короной. 30 апреля 1564 Курбский поспешно, оставив жену и сына, бросив все имущество, бежал в Литву. Бегству предшествовали тайные переговоры с королем Сигизмундом-Августом и руководителями Литовской рады, которые выступили гарантом его обеспеченности и свободы. Князь сразу же был пожалован несколькими имениями, в том числе и городом Ковелем.
Уже в сентябре 1564 года он воюет против Москвы, злоба и ненависть русского царя не знает предела. Курбский прекрасно разбирался в системе обороны западных рубежей, по его указаниям польские войска устраивали засады на русские отряды либо находили пути для обхода застав, грабили царские земли, угоняли людей в рабство. Курбский быстро ассимилировался в среду польско-литовских магнатов и «между буйными оказался во всяком случае не самым смиренным». Разгульный образ жизни был ему не чужд.
Иван Грозный жестоко расправился с женой и сыном Курбского, с его братьями и ближайшими родственниками. Князь вскоре обрел новую семью. Но это не мешало Андрею Курбскому предаваться ученым занятиям: изучать тексты Аристотеля, латинский язык, с которого и перевел затем на русский ряд богословских произведений.
В «Эпистолии первой к царю и Великому князю Московскому», отправленной Ивану Грозному в 1564 году уже из Литвы, Андрей Михайлович Курбский обвиняет царя в злодейских убийствах воевод, которые добыли ему «прегордые царства». Он не может не выразить и свою личную обиду, считая, что царь был к нему несправедлив, и верит, что его «писанице слезами измоченное», которое он предполагает положить в свой гроб в минуту смерти, позволит высшему судье рассудить их по справедливости.
Исследователи считают наиболее значительным произведением Курбского «Историю о Великом князе Московском» (1573). Очевидно, что замысливалась эта история еще до побега, и написана она в жанре памфлета, направленного против Ивана Грозного. Автор высоким слогом пытается проанализировать ситуацию, как «прежде добрый и нарочитый» царь так быстро, за такой короткий срок превратился в «новоявленного зверя»? Курбский вспоминает все этапы биографии Ивана IV, всматривается в эпизоды его детства, затем подробно рассказывает о Казанском походе, не умаляя своих заслуг и останавливаясь на них не менее подробно. Князь Курбский таким же скрупулезным образом описывает пытки и казни неугодных царю лиц. Трагические истории, встающие перед глазами читателей, заставляют с ужасом всмотреться в наше прошлое.
Курбский в каждой строке пытается выразить основную свою мысль, что самодержец должен править государством не единолично, а с помощью «добрых советников», равных по своей родовитости ему самому. Поэтому князь Курбский не случайно называет Ивана Грозного не царем, а «Великим князем Московским». Царская власть без такого рода советников не имеет перспектив, считает Курбский и настаивает на необходимости создать такой орган, который помогал бы царю в правлении государством. Примером, по его мнению, могла бы служить «Избранная рада», действовавшая в 50-х годах XVI века. Продолжая полемику, князь говорит о том, что вера занимает огромное место в жизни человека, а неверие порождает страшный порок - равнодушие к народу и Родине. Поэтому князь Курбский с полным правом уличал власть в произволе, считая, что она не исполняет своего предназначения, данного Богом.
Иван Грозный не заставил себя ждать с ответом. В Первом послании царя говорилось, что Курбский нарушил клятву верности царю и стал «государским изменником». Единственным оправданием бегства могло бы служить притеснение в вере, но царь считает себя безукоризненным христианином. А выступление против православного царя - это выступление и против Бога. Курбский покинул «Божью страну», да еще и в тяжелый для нее час, в военное время, встал на сторону врагов нашей веры, а, значит, по мнению царя, князь, нашедший себе приют в Литве, находится во власти дьявола. Иван Грозный вспомнил всех предков Курбского, кто так или иначе препятствовал царскому правлению в разное время.
Спор Ивана Грозного и князя Курбского вышел далеко за рамки личной полемики, превратился в важное явление русской общественной мысли. В этой полемике решались важные для государства и отдельной личности вопросы, которые и сегодня остаются нерешенными.
Андрей Курбский личность весьма и весьма неоднозначная, и, несомненно, споры о том, был ли он действительно «первым русским диссидентом», или изменником Родины, будут продолжаться еще долго. Но вопросы, поставленные им в переписке с царем, не оставляют равнодушными никого, кто решает вопросы власти и нравственности, веры и политики, кому небезразлична судьба Родины.
Следует сказать несколько слов об авторе развернутого предисловия и публикаторе книги сочинений князя Курбского, представленной в «Библиохронике». Известный русский историк и археограф, декан историко-филологического факультета Петербургского университета (1839-1855), академик Николай Герасимович Устрялов был крупнейшим специалистом по времени Ивана Грозного. Именно Н.Г. Устрялов вместе с министром народного просвещения С.С. Уваровым считаются авторами знаменитой консервативной идеологемы: «православие - самодержавие - народность».
В предисловии «От издателя» Устрялов сообщает: «Сказания князя Курбского, напечатанные первым изданием в 1833 году, в двух томах, принадлежат ныне к числу редких книг в области нашей литературы. Удовлетворяя требованию любителей отечественной истории, я издал их в 1842 году вторично, с значительным исправлением текста и с дополнением новых и любопытных сведений о самом авторе. <...> Новые сведения об авторе я нашел в Литовской Метрике, хранилище драгоценных и до сих пор мало известных материалов для истории западнаго края нашего: извлеченные оттуда документы разливают яркий свет на жизнь и дела Курбского после бегства его из России, также и на потомков его. Они напечатаны в конце книги.
Второе издание ныне столь же редко, как и первое.
Издавая Сказания князя Курбского в третий раз, я оставил текст, примечания и приложения без перемен, дополнив их только Предисловием к Новому Маргариту; сведения же о бегстве автора в Литву и о времени его кончины исправлены на основании документов, напечатанных в сочинении Н. Иванишева: Жизнь князя Андрея Михайловича Курбскаго в Литве и на Волыни. Киев, 1849».
После выхода первого издания «Сказаний князя Курбского» в 1833 году Академия наградила Н.Г. Устрялова Демидовской премией - высшая научная награда в то время в России.
Николай Герасимович Устрялов (1805-1870)
Сказания князя Курбского. Издание третье, исправленное и дополненное, Н. Устрялова. Санктпетербург, Типография Императорской Академии наук. 1868. XLIV, 460 с. + 2 вклейки. Фронтиспис - портрет Иоанна Грозного. Гравировал Николай Уткин, профессор императорской]. А[кадемии]. Художеств]. Декабря 22 дня 1832 года. 26,8 х 17 см. В полукожаном переплете эпохи. Корешок с бинтами и золототиснёными именем автора и заглавием. На корешке - суперэкслибрис: готические литеры «М.И.» под короной. Форма короны свидетельствует, что книга происходит из какой-то дворянской библиотеки. Редкость.