Повести (1834 год)
Александр Пушкин
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**» - так начинается пушкинская повесть «Метель», единственная из «Повестей Белкина», где события происходят в конкретное указанное автором историческое время - время наполеоновского нашествия. На Бородинском поле с честью сражается, получает тяжёлое ранение и умирает в Москве накануне вступления туда французов бедный армейский прапорщик Владимир - незадачливый, заблудившийся в метели жених Марьи Гавриловны. Из Заграничного похода в свои поместья в отпуск возвращается раненый гусарский полковник Бурмин, в начале 1812 года на пути в Вильну по «непростительной ветрености» обвенчавшийся с чужой невестой. Помимо участия героев в сражениях, «достопамятная эпоха» предстаёт перед читателями и в метафорическом образе метели, и в лирическом отступлении, посвящённом завершению войны и победному возвращению русских войск на родину: «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоёванные песни: “Vive HenriQuatre”, тирольские вальсы и арии из “Жоконда”. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове “отечество”! Как сладки были слёзы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута! Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали. Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. В это блистательное время Марья Гавриловна жила с матерью в *** губернии и не видала, как обе столицы праздновали возвращение войск. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был ещё сильнее».
«Повести Белкина» были написаны болдинской осенью 1830 года. Последней 20 октября Пушкин закончил «Метель». По сохранившимся сведениям, в Болдине им был воплощён замысел, вызревавший много лет. Первый биограф поэта П. В. Анненков, ссылаясь в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» на рассказы однокашников-лицеистов, писал, что повести «Метель» и «Выстрел» были придуманы в Лицее и «ещё в грубых чертах» изложены однажды восхищённым слушателям. В рецензии на «Повести Белкина», опубликованной в «Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду”» (1831. № 93) содержалось ещё более любопытное свидетельство. Анонимный рецензент, тоже ссылаясь на знающих людей, утверждал, что повести «Выстрел» и «Метель» основаны на реальных событиях. Современные исследователи не исключали такой возможности. В частности, Н. Н. Петрунина в книге «Проза Пушкина» (Ленинград, 1987) вполне допускала, «что в основе обеих повестей - анекдоты, слышанные Пушкиным-лицеистом от офицеров лейб- гвардии Гусарского полка после возвращения их из европейского похода в Царское Село».
Независимо от того, происходила ли на самом деле история, рассказанная Пушкиным в «Метели», или нет, его личные воспоминания, относившиеся к лицейским годам, не могли не сопутствовать поэту в ходе работы над повестью. Он мог вспоминать, как в начале 1812 года через Царское Село проходили армейские и гвардейские полки, направлявшиеся к западным рубежам России, как в конце февраля выступал в поход лейб-гвардии Гусарский полк, квартировавший в Царском Селе. А разве можно было забыть, как 3 сентября 1812 года, проводив шесть дружин Санкт-Петербургского ополчения и два эскадрона Гродненских гусар и Польского уланского полка, лицеисты, с досадой и завистью к уходившим «на брань», возвратились в «сень наук» и начали бросать под лавки и столы французские учебники! Пока шла война, профессор русской и латинской словесности Н. Ф. Кошанский каждую неделю зачитывал в парадном зале реляции о ходе военных действий, а потом эти и другие сведения бурно обсуждались в газетной комнате. Наконец, вскоре после того как «война со славою была кончена», 27 июля 1814 года лицеисты присутствовали на празднике в Павловске в честь заключения мира с Францией. Праздник сопровождался «аллегорическим» представлением, иллюминацией и фейерверком. 30 июля они могли наблюдать торжественное вступление гвардии в Петербург, а 19 октября приветствовали лейб-гусар, возвратившихся в Царское Село из Парижа. Правда, вскоре, 4 июля 1815 года, гусарам снова пришлось выступить в заграничный поход, но дошли они только до Литвы и 22 октября того же года вернулись обратно. К этому времени Пушкин уже свёл знакомство с офицерами Гусарского полка М. Г. Хомутовым, В. Д. Олсуфьевым, П. Х. Моло- ствовым, Н. Н. Раевским, которые наверняка рассказывали юному поэту захватывающие истории из военной жизни. В Царском Селе поэт мог слышать и те самые «завоёванные песни», которые он упомянет в «Метели» как характерные приметы времени. Среди них куплеты «Vive Heri-Quatre» из старинной комедии французского драматурга XVIII века Шарля Колле «Выезд на охоту Генриха IV» и арии из комической оперы Николо Изуара «Жоконд, или Искатель приключений», исполнявшейся в Париже в 1814 году, в пору нахождения там русских войск.
Если говорить о других произведениях Пушкина, где так или иначе проявила себя тема войны 1812 года, то один их перечень, включая поэзию, прозу, публицистику, письма, составит внушительный список. Так, к лицейской поре относятся стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Наполеон на Эльбе» (1815), «На возвращение государя императора из Парижа» (1815), «Тень Фонвизина» (1815), «Принцу Оранскому» (1816). В последующие годы Пушкин напишет оду «Вольность» (1817), стихотворения «Наполеон» (1821), «Недвижный страж дремал на царственном пороге» (1824), «Зачем ты послан был и кто тебя послал?» (1824), «Герой» (1830), «Перед гробницею святой» (1831), «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), «Бонапарт и черногорцы» (1834), «Была пора: наш праздник молодой» (1836). Одна из главных тем, на протяжении многих лет занимавших Пушкина-поэта, - это феномен личности Наполеона. В пушкинских стихах приведено множество эпитетов, характеризующих французского императора. С одной стороны, он предстаёт как «самовластительный злодей», «хладный кровопийца», «враг» и «губитель». С другой стороны, Пушкин, особенно после смерти Наполеона на острове Святой Елены, видел в нём «мужа рока», «исполина», «чудесного посетителя Земли» и «великого человека».
Своё отражение наполеоновская тема получила так же в «Евгении Онегине», «Домике в Коломне», «Пиковой даме», «Путешествии в Арзрум», «Путешествии из Москвы в Петербург». Но наиболее полно эпоха Отечественной войны должна была запечатлеться в незаконченном историческом романе «Рославлев», над которым Пушкин начал работать летом 1831 года. В этом сочинении поэт вступал в полемический диалог с М. Н. Загоскиным и его романом «Рославлев, или Русские в 1812 году», вышедшим в том же 1831 году, что и «Повести Белкина». Однако завершить роман Пушкину не довелось, и при жизни он напечатал лишь его фрагмент под названием «Отрывок из неизданных записок дамы (1811 год)».
1836-й год, когда Пушкин издавал свой журнал «Современник», - это канун двадцатипятилетней годовщины Отечественной войны. К этой знаменательной дате им были напечатаны стихотворение В. А. Жуковского «Ночной смотр», «Записки» Н. А. Дуровой, очерк «О партизанской войне» и дневниковые записи «Занятие Дрездена» Д. В. Давыдова, статьи П. А. Вяземского «Наполеон и Юлий Цезарь» и «Новая поэма Э. Кине». В третий номер «Современника» Пушкин поместил своё стихотворение «Полководец» (1835), где речь шла о «вожде несчастливом» М. Б. Барклае-де-Толли, а уже в четвёртом номере журнала поэту пришлось дать «объяснение» в том, что его сочувствие отставленному и несправедливо заподозренному в измене главнокомандующему вовсе не умаляет заслуг фельдмаршала М. И. Кутузова.
В Библиохронике представлено издание пушкинских «Повестей» 1834 года, куда вошли «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и «Пиковая дама». Как раз в это самое время в России отмечали двадцатилетие победоносной кампании, завершившейся крахом наполеоновской империи и вступлением союзных войск в Париж.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Повести, изданные Александром Пушкиным. Санкт-Петербург: Печатано в типографии Х. Гинце, 1834. [2], XIII, [3], 15-246, [1] с. В цельнокожаном переплёте конца ХХ-начала XXI века, имитирующем переплёты пушкинской эпохи. На крышках орнаментальные рамки «слепого» и золотого тиснения. На корешке золототиснёные орнамент, имя автора, заглавие и дата издания. Золототиснёная подвёртка. Форзацы бумаги цветной печати с растительным орнаментом. 20,5х13 см. Цензурное разрешение от 19 июля 1834 года. Прижизненное пушкинское издание. Редкость.