Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь (1850 год)
Степан Шевырёв
Летом 1847 года, «утомлённый кабинетной жизнью» и устав от «трудов академических», профессор Московского университета, писатель и поэт «тютчевского круга», близкий друг Н.В. Гоголя Степан Петрович Шевырёв выехал через Крестовскую заставу из Москвы в небольшой вояж на север России. Целью его поездки была одна из святынь земли русской - Кирилло- Белозерский монастырь.
Прежде чем попасть в обитель, необходимо было проехать через город Кириллов, основанный в XVIII столетии. Естественно, люди селились здесь со дня основания монастыря, но городом эти поселения были объявлены лишь в году 1775. Именно тогда, 25 июля, губернатор, а впоследствии наместник Новгородский, Яков Ефимович Сиверс, «весьма любимый вверенными ему городами начальник», праздновал день своего рождения в обители и «заблагорассудил здесь основать город». По плану 1777 года в этом городе предполагалось 4 площади и 40 улиц. Но, к сожалению, часто мечты не совпадают с реальностью. Когда в Кириллов спустя 71 год прибыл наш путешественник, то там не было «ни одной порядочной площади, а улицы и одной видной нельзя было составить из 4-х или 5-ти существующих, потому что все домики деревянные, плохие, каменных же всего 7, но и то в описании у г. Пушкарёва, а на деле едва ли менее».
Ряды перед монастырем, в которых помещался гостиный двор города Кириллова, походил на «те деревянные прилавки, что строятся в уездных или сельских ярмонках для кочующих торговцев». И за этими строениями возвышался великолепный монастырь, имеющий «740 сажень в окружности, обнесённый с трёх сторон стеною в 16 аршин вышины, а с юга омытый озером Сиверским».
Монастырь основали в 1397 году последователь Сергия Радонежского шестидесятилетний старец Кирилл и его ученик, монах Ферапонт. Пустынной и дикой была эта местность, когда сюда пришли подвижники. Но посмотрев с горы Мауры на дальний берег Сиверского озера, преподобный Кирилл произнёс: «Се, покой мой во век века, здесь вселюся! Потому что место сие возлюблено Пречистою. Благословен Господь Бог от ныне и до века, ибо Он услышал наше моление».
И действительно, Кирилло-Белозерский монастырь, который называли Северной Лаврою, стал центром духовной жизни Русского Севера. Отсюда вышли многие основатели новых обителей, сюда спешили на богомолье московские государи. Окружённый мощными крепостными стенами, отражающимися в водах Сиверского озера, он вызывал восхищение и удивление.
В 1528 году великий князь Василий III вместе с княгиней Еленой Глинской приезжали в монастырь молиться о даровании наследника. И Бог услышал их молитвы. Через два года у них родился сын - будущий царь Иван Грозный, который на протяжении всей своей жизни опекал Кириллову обитель и считал преподобного своим заступником. Он четыре раза приезжал сюда сам. Однако не забывал ссылать в обитель опальных бояр и своих бывших любимцев. В конце жизни царь прислал в Кирилло- Белозерский монастырь «помянник», где были перечислены более трёх тысяч имен «избиенных, истопленных и сожжённых с жёнами, чадами и домочадцами, убитых ручным сечением, огненным стрелянием и пытками». К «кровавому синодику» прилагалось 10000 рублей - «на помин души». Принял схиму перед смертью Иван Грозный, как и его отец Василий III, опять- таки в Кирилло-Белозерском монастыре.
В Смутное время обители пришлось пережить несколько нападений поляков - погибло около тысячи человек, в том числе и монастырские крестьяне с жёнами и детьми. Всё это отразилось на последующей жизни монастыря - голод, холод и разруха. Лишь после 1620 года Кирилло- Белозерский монастырь стал понемногу восстанавливаться. В 1653 году началось строительство «государевой крепости» - новых укреплений обители. На её возведение царь Алексей Михайлович выделил 45 тысяч рублей. Монастырь стал местом ссылки опального патриарха Никона. Здесь хранилось его кресло, под ручками которого Никон вырезал следующую надпись: «717о марта 12 дня сий стул сделан смиренным Никоном патриархом в заточении за слово Божие и за Святую Церковь в Ферапонтове монастыре в тюрьме».
Каменное строительство в обители прекратилось при Петре I. «Государева крепость» потеряла своё оборонительное значение, и во время Северной войны царь Пётр приказал доставить в Москву все имевшиеся в монастыре медные пушки. Дальше было ещё хуже. После реформ императрицы Екатерины II монастырю пришлось сдавать в аренду часть своих зданий. Здесь размещались и уездное казначейство, и духовное училище, и даже соляные склады. С конца XVIII века в обители находилась тюрьма. Перевод её в город состоялся лишь в 1866 году только благодаря усилиям назначенного в Кирилло-Белозерский монастырь архимандрита Иакова. В 1914 году в Государственной Думе рассматривался вопрос о выделении средств на реставрацию обители, но начавшаяся война помешала претвориться в жизнь этим намерениям. Спустя несколько лет после Октябрьской революции Кирилло-Белозерская обитель прекратила своё существование.
А Степан Петрович Шевырёв, проведя большую часть своего времени в монастырской библиотеке, отправился обратно домой, в первопрестольную столицу. Путь его пролегал через небольшие города и деревушки, реки и озера.
Через 40 верст от Кириллова путешественник увидел знаменитое Белое озеро. Озеро «почти всегда волнуется и покрыто белою пеною» - отсюда и пошло его название, а стало быть, и города на его берегу. «Всегда ли так бурлит ваше озеро?» - спросил Степан Петрович у извозчика Онисима, «малого очень ловкого и расторопного». - «Оно всегда бурлит, - отвечал он, - но особенно тогда, когда чует в себе тело человеческое: не успокоится до тех пор, пока не выкинет его».
Белое озеро дало название краю и его столице - древнейшему городу севера России Белозерску, основанному в 862 году братом Рюрика и Трувора - Синеусом. Недалеко от озера сохранился курган, где, по преданию, нашёл своё последнее пристанище князь Синеус. «Старики рыли курган и дорылись, было, до сундука; да выехал из кургана солдат на коне и испужал их: все и разбежались. А гора опять засыпалась, как была». Эта легенда о таинственном всаднике жива на этой земле и по сей день. Белозерское же княжество сохраняло свою независимость до 1380 года, когда после гибели на Куликовом поле белозерских князей оно перешло под власть московского великого князя Дмитрия Донского. Через сто лет князь Михаил Андреевич передал Белозерье царю Ивану III, и край сделался уездом Русского государства. В правление Ивана Грозного город вошёл в состав опричнины, был личным владением царя и превратился в место ссылки неугодных ему князей, бояр и иных политических противников. Белозерск же середины XIX столетия стал «чрезвычайно оживлён новым каналом», который провели через весь город по повелению императора Николая I, хотя сама мысль о возведении обводного канала, который бы надежно соединил Балтийское море с Каспийским, принадлежала Петру Великому. Строительство канала окончили в 1846 году.
При въезде в город нашего путника (С. И. Шевырёва) встречали «красивые лица крестьянок, отличавшиеся чертами тонкими и нежными», не в пример купеческим дочкам - «белила и румяна служили тому главным препятствием». Отобедать решил в трактире, «деревянный домик которого обещал что-то снаружи». Вот только наружность его хозяина «не обещала счастливой участи». Предчувствия сбылись. Курица в супе и битая говядина «не помнили лет своих»: «В виду чудного Белоозера, славного рыбою, мы должны были с голоду есть несвежую судачину, и всё это увенчалось непомерным счетом». Не правда ли, знакомая ситуация и для нашего времени?
Но все эти бытовые мелочи забывались при виде величия города: древней каменной крепости, куполов церквей и соборов, каменного трёхарочного моста XVIII века и, самое главное, великолепного в любое время года вида на озеро. Насладившись всеми красотами Белозерска и других городов, посетив по пути монастыри и отдаленные пустыни, Степан Петрович Шевырёв вернулся через месяц в Москву.
Все свои «отрывочные и разбросанные заметки, как заметки всякого путешественника» Шевырёв разобрал и подготовил к печати. Изданы они были в 1850 году в типографии его родного университета. Но через некоторое время ему пришлось навсегда покинуть любимую Москву.
Имея характер резкий и язвительный, Шевырёв не пользовался симпатиями ни в студенческой, ни в профессорской среде. Даже его друг Михаил Петрович Погодин отзывался о нём следующим образом: «С возбуждёнными постоянно нервами вследствие усиленной работы и разнообразных занятий, он делался иной раз, может быть, неприятным или более того тяжёлым, вследствие своей взыскательности, требовательности, запальчивости и невоздержанности на язык».
В один «прекрасный» день 1857 года Шевырёв на заседании совета Московского художественного общества затеял ссору с графом Бобринским. Обвинив графа в антирусских настроениях и попытках унизить Россию, Степан Петрович решил дать отпор этим антипатриотическим выступлениям. После словесной перепалки началась драка, в ходе которой Шевырёв сломал ребро графу. Естественно, по Высочайшему повелению Шевырёва уволили с должности профессора. Вся эта ситуация сильно надломила Степана Петровича. Он пытался продолжить свои научные изыскания в области истории словесности, но это уже не давало ему того творческого подъема, как раньше. Через три года он выехал за границу и больше не вернулся в Россию. Шевырёв проводил занятия по истории русской литературы во Флоренции, потом его пригласили читать лекции в Париж. Во французской столице он провёл свои последние дни, где и умер 8 мая 1864 года.
Шевырёв Степан Петрович (1806-1864)
Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь: Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. В 2 частях. Ч. 1-2. М.: Университетская типография, 1850. 154, [2], III с., 10 л. ил.; II, 134, 2 с., 15 л. ил. Две части переплетены в одну книгу. Составной переплёт эпохи: кожаные уголки и корешок с золотым тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением. На титульном листе первой части дореволюционный эклибрис-штамп «Четвертая прогимназия». 25 литографий на отдельных вклейках. 24x16,2. см