Последние дни Александра I (1827 год)
Иван Заикин
Узнав о смерти Александра I, последовавшей в Таганроге 19 ноября 1825 года, австрийский министр иностранных дел Меттерних воскликнул: «Роман окончен, начинается история!». Свою лепту в историографию заключительных страниц александровского царствования вносило и сочинение «Последние дни Александра I», составленное и изданное известным петербургским книготорговцем И. И. Заикиным (цензурное разрешение 7 июня 1827 года). Как значится в предисловии, книга была написана ещё «в горестные дни, когда печальная весть о кончине возлюбленного государя разнеслась в столице», однако «некоторые обстоятельства» замедлили выход её в свет. Сразу за предисловием издатель решил поместить информационный лист о поступлении в продажу в его книжных лавках другой книги - «Избранные черты и анекдоты Александра I, императора всероссийского, избавителя и миротворца Европы». Впрочем, так мог бы называться и публикуемый далее текст книги «Последние дни Александра I», ведь основное её содержание - это те же «избранные черты и анекдоты», ставшие в конце XVIII века излюбленным историко-литературным жанром.
«Последние дни Александра I» начинались анекдотом, показывавшим беспримерное человеколюбие монарха. Однажды во время прогулки в Царском Селе, где император любил отдыхать, перед ним пал на колени немец из российских подданных, прося принять челобитную. Государь, не принимавший обыкновенно прошений лично, а только через дежурного генерал-адъютанта, сначала рассердился и прошёл мимо просителя, но потом, «оборотившись» и увидев просителя по-прежнему на коленях, подошёл к нему, «с ласкою» подал руку и сказал: «Встаньте, отдайте вашу просьбу генералу Дибичу и будьте покойны».
Первая часть книги посвящена событиям 1824 года, в которых многие увидели предзнаменования перемен в судьбе императора. В частности, случившееся 7 ноября 1824 года в Петербурге наводнение заставило вспомнить, что подобные наводнения были перед рождением императора в 1777 году и в 1802 году, вскоре после вступления его на престол. Пожар в петербургской церкви Преображения и появление кометы, хвост которой был обращён на Россию, также расценивались как дурные знаки. Один из лучших фрагментов книги - посещение государем 1 сентября, в день отъезда в Таганрог, Александро-Невской лавры. Таинственность этого посещения: в четыре часа утра, без свиты, даже без лакея -придавала всему происходившему особую значимость. На смятенную, уставшую, мистически настроенную душу императора должна была произвести сильное впечатление келья схимника, жившего в монастыре. У него за перегородкой на столе стоял чёрный гроб, в котором лежали схима, свечи и всё принадлежавшее к погребению. «Смотри, - сказал схимник государю, - вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас; в ней все мы, государь, ляжем и будем спать долго». «Итак, -заключал автор книги этот фрагмент, - мрачная келья, открытый гроб, со всеми принадлежностями к похоронам, были последними предметами, представившимися в Бозе почивающему государю при выезде его из столицы. Его величество, казалось, сам имел тёмное предчувствие о своей кончине».
Глава книги «Поездка в Крым, болезнь и кончина императора» - это почти подневная роспись крымского путешествия, во время которого государь заболел лихорадкой, сведения о течении болезни, кончине, вскрытии тела и его бальзамировании. В свете распространившихся вскоре слухов о том, что на самом деле государь жив, каждое свидетельство о его последних часах и смерти приобретало особую важность: «19 числа, утром в 10 часов и 50 минут Государя не стало! Государыня закрыла Ему глаза, подвязала платком подбородок и пошла в свои покои. В последние минуты государь дышал скоро и тяжело, так что было слышно в ближней комнате. Он кончил славную и прекрасную жизнь в своём кабинете, на диване, головою к камину. При последнем вздохе принял он вид, свойственный его ангельской улыбке. Его умастили миром, когда государыня оставила на минуту одр умирающего... При вскрытии тела найдено в голове, на том месте, на которое больной, чувствуя страдания, обыкновенно клал руку, наросшую перепонку и немного воды; печёнка была повреждена, и хрящ грудной окостенел».
В заключение книги прилагались пять писем из Таганрога, написанных в те траурные дни и содержавших дополнительные сведения о течении болезни и смерти императора. Здесь же представлено краткое описание «Шествия печальной процессии» из Таганрога в Петербург и встречи императорской фамилией гроба с телом государя в Царском Селе. Заканчивалась книга кратким описанием Таганрога и «Изъяснением плана последнего жилища императора в Таганроге», подписанного архитектором Осипом Шарлеманом 8 августа 1827 года.
[Заикин Иван Иванович (ум. 1834)]
Последние дни жизни незабвенного монарха, в бозе почивающего государя императора Александра I. Всё здесь писанное взято из достоверных записок очевидцев и приближённых покойного государя. С видом Таганрога и планом дворца. Издано Иваном Заикиным. Санкт-Петербург: Печатано в Типографии Экспедиции Заготовления государственных бумаг, 1827. Гравированный фронтиспис - «Вид Таганрога», гравированный титульный л., наборный титульный л., [6], 55 с., 1 л. - гравированный план дворца в Таганроге. В издательском картонаже. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На верхней крышке бумажный ярлык с написанной «орешковыми» чернилами цифрой «62». На обороте верхней крышки владельческий штемпель «Из библиотеки Игоря Сахарова». 20х12 см.