Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Saturday, November 23, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Проза и стихи (1822 год)

Проза и стихи (1822 год)

Владимир Филимонов

История жизни В.С. Филимонова - ещё один пример непростой судьбы талантливого литератора, вошедшего в противоречие с российской государственной машиной и потерпевшего поражение в этой изначально неравной борьбе.

Филимонов родился в Москве, в семье отставного секунд-майора. Его детство и юность прошли в отцовском доме. Сразу же после рождения записанный сержантом гвардии, он вскоре оказался исключён из службы «по малолетству» и уже в отроческие годы был определён в Государственную коллегию иностранных дел, где занимался в комитете, «особо учреждённом для разбора переписки Екатерины II с её полководцами». В 1805-1809 годах Филимонов учился в Московском университете, откуда вышел со свидетельством о том, что прослушал курс университетских лекций по одиннадцати предметам. Помимо «плодов учёности», молодой человек вынес из университетских стен либеральные взгляды, верность которым сохранил до конца жизни. Впоследствии в одном из прозаических отрывков Филимонов так расскажет об идеалах своей юности: «Согреваемые огнём энтузиазма, мы стремились к одной цели - благу человечества. Горя к нему святой любовью юного сердца, мы мечтали о величии Греции и Рима - отечестве Славы! Важные события нового мира окрыляли душу обширными надеждами. На поле ратном и в храме Фемиды мы клялись быть защитниками истины и добродетели! Им клялись мы посвятить счастливые минуты священного поэтического вдохновения! Всё прекрасное, высокое, великое, всё небесное было - наше! Не было невозможного для воли, и казалось, что самое время мы останавливали размышлением и чувством. Жизнь была для нас высочайшим благом. Радостью золотили мы отдалённость будущего. Не сбылись мечты воображения»

После университета Филимонов служил в министерствах внутренних дел и юстиции, занимался статистическим описанием Московской губернии. В 1812 году, с началом боевых действий против французов, поступил в Московское ополчение и вплоть до 1815 года исполнял обязанности управляющего канцелярией и адъютанта ополченского главнокомандующего графа П.А. Толстого. Его «отличная ревность к службе» была отмечена орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом.

После войны Филимонов вернулся на гражданскую службу. В 1817 году он получил назначение на должность новгородского вице-губернатора, однако через два года оставил её «по собственному прошению», а вскоре вовсе вышел в отставку и поселился в Москве, где целиком посвятил себя литературной деятельности.

Впервые приобщившийся к литературному творчеству ещё на университетской скамье, Филимонов уже не оставлял «опытов в стихах и прозе». В 1811 году он был принят в московское Общество любителей российской словесности при Московском университете, чуть позднее - в петербургское Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, а 29 апреля 1818 года его вместе с И.А. Крыловым, В.А. Жуковским и К.Н. Батюшковым избрали почётным членом Вольного общества любителей российской словесности.

Стихи Филимонова печатали популярные журналы и альманахи, их упоминали в рецензиях известные литературные критики. Издаваемая им газета «Бабочка» была сочувственно встречена публикой. С ним приятельствовали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, И.А. Крылов, Н.М. Языков.

Из всего написанного Филимоновым особую известность получили поэмы «Дурацкий колпак», «Обед» и басни, многие из которых имели острую социальную направленность. Весьма характерна для филимоновского творчества одна из ранних его басен - «Орёл и Улитка»:

Орёл, наскучивши летать всё близ небес, Поближе иногда на горы, лес слетает. Когда-то над одним он деревом парил, И вдруг вверху на нём Улитку примечает; Её с презрением спросил: «Как ты могла так высоко взобраться?» -«Умела пресмыкаться...» - Ответ Улитки был.

Привычная жизнь чиновника и литератора закончилась для Филимонова в 1831 году. За два года до этого он вернулся на службу и занял место архангельского гражданского губернатора. Вскоре в Москве было начато следствие по «сунгуровскому делу». Воспитанника Московского университета Н.П. Сунгурова и нескольких его друзей обвинили в создании тайного политического общества, имевшего целью свержение самодержавной системы правления и установление конституционного строя. Во время допросов некоторые из членов сунгуровского кружка назвали имя Филимонова. Было выяснено, что заговорщики предполагали обратиться к нему как к одному из возможных авторов будущей конституции и, в случае неудачи, надеялись с его помощью бежать за границу через Архангельск. Филимонова привлекли к следствию, арестовали и препроводили в Петропавловскую крепость. Среди его бумаг нашли письма декабристов, тетрадь с «извлечениями из проекта конституции» Н.М. Муравьёва и записку по крестьянскому вопросу, в которой правительству предлагалось защитить крестьян от произвола помещиков. 25 октября 1831 года последовал указ об отстранении Филимонова от должности, а вскоре и другой - о высылке под надзор полиции в Нарву, где он прожил долгие годы в нищете и одиночестве. После многолетних ходатайств участь сосланного была смягчена, но получить разрешение на въезд в столицу он так и не смог.

Он умер в маленьком домике, который снимал в деревеньке между Петергофом и Ораниенбаумом. Писатель И.И. Панаев, общавшийся с ним в последние годы, вспоминал: «Тело его отпевали в ораниенбаумской церкви, и ни один из его литературных сверстников не отдал ему последнего долга»...

В Библиохронике представлены «Проза и стихи» - первая книга, обратившая на Филимонова внимание публики. Благожелательно встреченная критикой, она была названа в одной из рецензий «приятным подарком для каждого любителя отечественной словесности». Известно, что один её экземпляр имелся в домашней библиотеке А.С. Пушкина.


Филимонов Владимир Сергеевич (1787-1858)

Проза и стихи. [В 2-х частях.] Москва: В типографии Августа Семена, 1822. Ч.1: Проза. [2], 126 с., 1 л. - гравированный титул с виньеткой работы И. Ческого по рисунку И. Иванова; Ч.2: Стихи. [2], 126 с., 1 л. - гравированный титул с виньеткой работы И. Ческого по рисунку И. Иванова. У обеих частей по два титульных л.: иллюстрированный и наборный. На обоих первых титульных л. место издания - Санкт-Петербург. На обороте вторых титульных л.: «Издание Комиссионера Императорского Московского университета А.С. Ширяева. В цельнокожаном комбинированном переплёте 1820-х годов: корешок красной кожи с тиснёными узором и заглавием: «Стихи В. Филимонова». Крышки коричневой кожи с золототиснёными орнаментальными рамками. Форзацы «мраморной» бумаги. 21,5х13,5 см. На оборотной стороне свободного л. переднего форзаца штемпель фиолетовой краской: «Эта книга из собрания Л.А. Глезера». Глезер Лев Абрамович - известный московский букинист.

Previous Article О шахматной игре (1821 год)
Next Article Воспоминания об Испании (1823 год)
Print
1562 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top