Одна из самых известных русских книг XVIII столетия, «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева, увидела свет в мае 1790 года. Отпечатанная небольшим тиражом в домашней типографии, она вышла без имени автора на титульном листе, что, однако, не спасло сочинителя. «Путешествие» вызвало гнев императрицы Екатерины II, и, после короткого следствия, Радищев был арестован и 4 сентября 1790 года осуждён за «преступление присяги и должности подданного изданием книги, наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства».
Приговорённый к смертной казни, Радищев был помилован и сослан на десять лет в Илимский острог. Через шесть лет Павел I вернёт ему свободу, а в 1802 году морально сломленный, страдающий тяжкими физическими недугами писатель погибнет при странных обстоятельствах - не то сознательно отравившись, не то по ошибке выпив кислоты. А его творение, причина мучений и посмертной славы автора, ещё столетие будет оставаться в России под запретом, распространяясь либо в списках, либо в усечённых вариантах, либо в зарубежных изданиях. Полностью и легально его издадут лишь после революции 1905 года и ставшего её итогом манифеста, дарующего россиянам свободу совести, слова, собраний, союзов и неприкосновенность личности.
«Библиохроника» представляет первое научное издание «Путешествия из Петербурга в Москву», вышедшее в 1905 году в Санкт-Петербурге с комментариями Николая Павловича Павлова-Сильванского и Павла Елисеевича Щеголева. В совместном предуведомлении составители указывали: «“Путешествие из Петербурга в Москву” мы печатаем, сохраняя правописание первого его издания 1790 года, и указываем все особенности первоначального текста сочинения по рукописи, исправленной Радищевым и хранящейся в Государственном Архиве».
Николай Павлович Павлов-Сильванский, взявший на себя составление биографического очерка автора, подчёркивал: «Знаменитая своею печальной судьбою книга Радищева принадлежит к числу замечательнейших произведений русской литературы не только как политический трактат, но и как художественное произведение. Само собою разумеется, что это сочинение, написанное в 1790 году, ещё очень далеко от той высоты творчества, которой достигла наша литература лишь во второй половине прошлого века... В художественном отношении “Путешествие” Радищева страдает большими недостатками: оно очень неровно, невыдержано, необработано; в нём много слабых страниц в описаниях и размышлениях; юмор нередко очень груб; язык часто тяжёл, будучи переполнен архаическими выражениями старой книжной речи. Язык книги, звучащий вообще столь архаически в наши дни, мешает впечатлению её сильных страниц. “Путешествие” Радищева похоже теперь на старую картину художника XVIII века, потрескавшуюся, запылённую, с выцветшими красками. Но в этой картине, сквозь густой слой пыли устарелого слога и сквозь выцветшие краски сентиментализма и манерного пафоса, просвечивают яркие черты жизни, порывы сильного чувства и блеск смелой, глубокой мысли... Книга Радищева была смелым великим бунтом против современности во имя естественных прав человека».
Павлов-Сильванский также приводит хронологию изданий «Путешествия»:
- 1805 год: в журнале «Северный вестник» И.И. Мартынов опубликовал главу «Клин»;
- 1816 год: В.С. Сопиков в «Опыте российской библиографии» перепечатал посвящение А.М. Кутузову;
- 1858 год: А.И. Герцен выпустил «Путешествие» в Лондоне, однако часть глав была им пропущена;
- 1867 год: Н.А. Шигин опубликовал неполный вариант «Путешествия», из него были исключены все сомнительные с точки зрения цензуры места;
- 1872 год: П.А. Ефремов опубликовал «Путешествие» без купюр, однако издание было полностью уничтожено;
- 1888 год: А.С. Суворин издал «Путешествие из Петербурга в Москву» в количестве 100 экземпляров, условием цензуры была продажа книги не дешевле 25 рублей;
- 1889 год: А.Е. Бурцев перепечатал «Путешествие» в 5-м томе своего издания «Дополнительное описание библиографически-редких, художественно-замечательных книг и драгоценных рукописей», издание вышло ограниченным тиражом;
- 1903 год: П.А. Картавое попытался выпустить «Путешествие» массовым тиражом, однако Цензурный комитет признал распространение книги вредным и 2900 экземпляров были уничтожены.
Взявшийся за текстологические проблемы Павел Елисеевич Щеголев остановился на особенностях рукописи. Проанализировав её, Щеголев пришёл к выводу, что уже после прохождения книгой цензуры автор внёс в текст значительные изменения: «После цензуры управы благочиния Радищевым прибавлены или вставлены следующие отрывки: посвящение Л.М. Кутузову, рассказ присяжного о наместнике, любившем устрицы, рассказ о встрече с семинаристом и извлечения из тетради семинариста, беседа с Карпом Дементьевичем, отрывок о свадьбе Дурындиных, повествование о цензуре и слово о Ломоносове. Это - крупнейшие изменения; из более мелких отметим вставку перед главой “Хотилов” и исключение конца главы “Чёрная грязь”. По каким же соображениям сделаны эти вставки и добавления? Исключения конца главы “Чёрная грязь” и включение “Слова о Ломоносове”, эпизода о Дурындиных, беседы с Карпом Дементьевичем сделано, несомненно, в целях литературных, в целях разнообразия материала и его оживления. Относительно других эпизодов возможно предположить, что Радищев не рассчитывал на то, что они будут пропущены цензурой. Понятно, с достоверностью сказать этого нельзя. Но с точки зрения Екатерины II эти отрывки, несомненно, криминальны: по крайней мере, страницы книги, соответствующие листам, включённым в книгу после цензуры, вызвали немало отметок и замечаний императрицы».
Кем же были те, кто впервые полностью издал «Путешествие из Петербурга в Москву» с научным комментарием?
Николай Павлович Павлов-Сильванский (1869-1908) - историк, архивист, государственный и политический деятель. Родился в семье военного врача, учился на историко-филологическом факультете Санкт- Петербургского университета, который окончил в 1892 году с оставлением на кафедре для подготовке к званию магистра. Провалившись на магистровском экзамене, поступил на службу в архив Министерства иностранных дел, затем перешел в Государственный архив Министерства. В 1897 году опубликовал работу «Проекты реформ в записках современников Петра Великого» со своим исследовательским очерком. Главные его труды, «Феодализм в Древней Руси» и «Феодализм в удельной Руси», были новаторскими не только по постановке основных вопросов, но и по предложенной исследователем методике. «Общей концепции истории России, где бы отводилось определенное место феодализму, до Павлова-Сильванского не было», - писал Б.Д. Греков. В 1906 году Н.П. Павлов-Сильванский прочитал курс русской истории в Высшей вольной школе П.Ф. Лесгафта, в июне 1907 года - специальный курс о русском феодализме для учителей средних учебных заведений. С сентября 1907 года стал преподавателем кафедры истории русского права Высших женских курсов. В 39 лет Николай Павлович Павлов-Сильванский умер в Петербурге от холеры.
Павел Елисеевич Щеголев (1877-1931) - известнейший историк, литературовед, архивист, «пушкинист», «декабристовед», биограф, редактор, издатель. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, участник студенческих беспорядков. За антиправительственную деятельность был выслан в Вологду, ссылку отбывал в 1901-1903 годах вместе с Н.А. Бердяевым, А.В. Луначарским, Б.В. Савинковым, А.М. Ремизовым. Публиковал материалы по истории революционного движения в России, издавал мемуары декабристов. Редактор журнала «Былое» в 1906-1907 и 1917-1926 годах. В 1907 году был арестован за публикацию в своём журнале материалов революционной направленности и заключён на два года в Петропавловскую крепость. Павел Елисеевич Щёголев написал множество книг, признанных классикой историографии и литературоведения: «Декабристы», «Первый декабрист Владимир Раевский», «Грибоедов и декабристы», «Пушкин и мужики», «Дуэль и смерть Пушкина» и другие. Однако первое научное издание «Путешествия из Петербурга в Москву», осуществлённое им совместно с Н.П. Павловым-Сильванским, по праву может считаться одной из вершин в творчестве знаменитого учёного.