Путешествие по северу России (1886 год)
Пётр Челищев
В начале 1766 года императрица Екатерина пожелала отправить нескольких воспитанников пажеского корпуса за границу для изучения наук в Лейпцигском университете. В числе выбранных двенадцати юношей находились и два друга - знаменитый Александр Радищев и мало кому известный Пётр Челищев. Для надзора за молодыми людьми назначили особого гофмейстера майора Бокума, который всячески притеснял и клеветал на своих подопечных. Об успехах русских студентов в науках он ничего не доносил в Петербург, зато в красках описывал их дурное поведение. Молодые люди в свою очередь тоже жаловались на него, но в течение нескольких лет положение их от этого не становилось лучше. Только в 1769 году объявили им благоволение императрицы за прилежание и успехи.
Особенно невзлюбил Бокум «трёх товарищей» - Радищева, Челищева и Трубецкого, и даже повелел двух последних в 1770 году отправить обратно в северную столицу, выделив им на проезд «по сту червонцев». Прибыли студенты на родину ближе к Рождеству, совершив с немалой опасностью осеннее плаванье по неспокойному Балтийскому морю, и «объяснениями своими разоблачили поступки Бокума». Но, видимо, постоянные доносы гофмейстера сделали своё дело, и фамилии двух студентов - Радищева и Челищева - были на особом контроле.
И действительно, когда «поднялась тревога по поводу изданного Радищевым “Путешествия из Петербурга в Москву”, императрица возымела подозрение, что Челищев принимал участие в сочинении и печатании этой книги». Впрочем, обвинения оказались несправедливыми, и Петра Ивановича Челищева не подвергли никакому преследованию. Но дыма без огня не бывает, и, будучи секунд-майором в отставке, он принял решение отправиться в путешествие по северу России совершенно один, лишь в сопровождении нескольких своих слуг.
Первой их остановкой стал город Шлюшенбург (Шлиссельбург), расположившийся на левом берегу Невы у Ладожского озера. Город основал в 1323 году новгородский князь Юрий Данилович, заложив на острове, где росло много лесного ореха, деревянную крепость. Так и назвали город- крепость по имени острова - Орешек. Шведы не раз осаждали Орешек, пытаясь оттеснить новгородцев от моря, и он неоднократно переходил из рук в руки. Когда же они захватили крепость в 1613 году, то переименовали её в Нотеборг. И только Пётр Великий отвоевал Орешек-Нотеборг обратно. То была первая победа России в Северной войне. Знаменательное событие произошло 11 октября 1702 года и стало датой основания города, получившего название Шлиссельбург - город-ключ. В народе же его ласково прозвали Шлюшин. Тогда же утвердили флаг и герб с изображением крепости и ключа. Город часто использовали как «государеву тюрьму». В начале XVIII столетия сюда сослали некоторых членов царской семьи, опальных царедворцев, потом прибыли просветители Н.И. Новиков, Ф.В. Кречетов, В.Н. Карамзин. Декабристы Н.А. и М.А. Бестужевы, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин и другие тоже «не преминули посетить город». В начале XX века в крепости размещался каторжный централ с особо строгим режимом, куда «на исправление» отправлялись политические заключённые из других тюрем. После Февральской революции восставшие рабочие Шлиссельбурга освободили узников крепости и сожгли здание тюрьмы. Но всё это случится позже. А в 1791 году, «отслушав утреню, литургию и молебен», Пётр Иванович Челищев на почтовой лодке поехал Ладожским каналом дальше до города Ладоги, а точнее, Старой Ладоги.
Эта небольшая на сегодняшний день деревенька в Ленинградской области когда-то являлась одним из десяти крупнейших русских городов. От былого величия здесь сохранились лишь древняя крепость, стоящая на высоком берегу Волхова, и несколько старинных церквей за её пределами. По старинной легенде, именно в этой земле был похоронен Вещий Олег. А летопись рассказывала о призвании в 862 году трёх братьев варягов на княжение на Русь: «И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу? и седе старейший в Ладозе Рюрик». Переночевав в этом древнем городке, Пётр Иванович и слуги двинулись дальше.
Будучи человеком «искренне религиозным», он желал поклониться многочисленным святыням русского севера. Потому ни один, даже самый маленький монастырь, ни одна церквушка на пути не были пропущены Челищевым: Спасо-Рождественский погост в деревне Якшино, Троицкий Александра Свирского монастырь, погост Пильма с деревянной церковью Преображения Господня и Варламия Хутынского, Климентский монастырь, Палиостровская обитель. И так до приморской деревни Сорокиной, откуда уже через Белое море в знаменитый Соловецкий монастырь, расположившийся на нескольких островах у входа в Онежский залив, в юго-западной части единственного внутреннего моря Северного Ледовитого океана. Белое море, которое в старину называли ещё морем Студеным, Гандвиком, пучиной Соловецкой, завораживало путешествующих своей красотой. Почти полгода его покрывали льды, а когда оно освобождалось от них, то сюда приплывали тюлени и белухи, а взор нельзя было оторвать от ежедневных приливов и отливов, от северного сияния, превращающего реальность в таинственную сказку.
Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности - здесь появились древние обитатели Поморья - протосаамы, которые хоронили в этой земле умерших, складывая над останками валунные насыпи - курганы. В начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Основанный преподобными Зосимой, Савватием и Германом в 1436 году на далёких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В конце XVI века монастырь считался «великой государевой крепостью». Здесь при игумене Иакове под руководством старца Трифона Кологривова из природного камня построили мощные стены и башни, очертания которых напоминали корабль.
Соловецкая обитель во второй половине XVII века являлась одним из центров раскола. Это противостояние вылилось в так называемое Соловецкое сидение, которое длилось несколько лет. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов, а почти всех мятежных иноков казнили. Только посещение Соловков Петром Великим стало свидетельством прощения опального монастыря. Со временем монастырь стал не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одним из лучших в те времена книгохранилищем, где собирались, переписывались и создавались новые сочинения. А книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России.
В мае 1920 года монастырь закрыли, и вскоре на Соловках был создан лагерь принудительных работ для военнопленных Гражданской войны и осуждённых лиц. Лагерю передали почти все постройки и угодья монастыря по решению партии: «Признать необходимым ликвидацию всех находящихся в Соловецком монастыре церквей, считать возможным использование церковных зданий для жилья, считаясь с остротой жилищного положения на острове». Через несколько лет лагерь стал крупнейшим в СССР. Он носил аббревиатуру СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения - и стал прототипом печальнознаменитого ГУЛАГа. За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых были представители известных дворянских фамилий, крупные учёные самых разных отраслей знаний, священнослужители и монахи, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты.
А наш герой, Пётр Иванович Челищев, 13 июля 1791 года, в воскресенье, «выпросивши у соловецкого архимандрита Иеронима монастырскую лодку», отбыл до приморской Онеги, получившей статус города в 1780 году. Поселение это было упомянуто ещё в грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года под названием Погост на море. Онега занималась продажей леса и тёса. «Никогда и нигде не было выдумано вреднее для истребления лесу заведения, как в Онегской лесной конторе, и способнее к тому не бывало человека, как приставленный сей нерадивый Ниман, природою швед, по званию купец, по должности директор, а по промыслу разоритель» - такое впечатление произвело на Петра Ивановича важнейшее предприятие города.
Проехав из Онеги до Архангельска, посетив Холмогоры и Белозерск, в декабре Челищев вернулся в северную столицу. Во время своего путешествия он вёл записки, которые хотел со временем издать. При этом некоторые изображения, предназначавшиеся по замыслу автора «служить к ним приложением», как, например, портрет Ломоносова и карта окрестностей его родины, были уже награвированы и присоединены в виде печатных оттисков к рукописи. Однако по содержанию своему эти записки не могли быть изданы во времена правления Екатерины II или императора Павла. Подготовка к напечатанию дневника началась с приходом к власти Александра I, но смерть Петра Ивановича Челищева 25 сентября 1811 года приостановила этот проект, а следы дневника затерялись, пока в 1883 году рукопись Челищева не приобрёл в Москве член-учредитель Императорского Общества любителей древней письменности граф Сергей Дмитриевич Шереметев. Он-то и стал инициатором издания путевых записок во всей полноте, «без всяких пропусков и изменений», а также с воспроизведением всех изображений, приложенных к рукописи.
Челищев Пётр Иванович (1745-1811)
Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник П. И. Челищева. Издан под наблюдением Л. Н. Майкова. С.-Петербург: Типография В. С. Балашева, 1886. ХИ, 315 с., 10 листов иллюстраций. Современный составной переплёт: кожаные уголки и корешок с бинтами и золотым тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением. 10 литографий, исполненных в картографическом заведении А. А. Ильина, на отдельных вклейках. 26,7х18 см.