Историческое описание Святотроицкой Сергиевы Лавры (1882 год)
Александр Горский
Сергиева Лавра началом своим современна возвышению Московского княжества и была воздвигнута в окрестностях Москвы уединённым подвижником Сергием, в миру Варфоломеем. Родители его, Кирилл и Мария, из бояр, были знатны и богаты. Лишившись практически всего своего состояния, они около 1328 года переселились в удел князя Андрея Иоанновича, в село Радонеж. Их сын Варфоломей рано возжелал отречься от мира и удалился к своему старшему брату Стефану в пустынь. Они избрали место недалеко от Радонежа, в лесу на холме Маковец, и устроили здесь келью и церковь, которая по благословению митрополита Феогноста была освящена во имя Святой и Живоначальной Троицы. А Варфоломей, 23 лет от рождения, принял постриг и был наречён Сергием. Именно с этого момента и повела своё начало знаменитая русская святыня - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
В средние века Троицкий монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси. Он стал опорой московских правителей. Именно здесь в 1380 году Сергий Радонежский благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на битву с Мамаем. 8 сентября на Куликово поле вышли Пересвет и Ослябя - монахи-богатыри Троицкого монастыря. После смерти преподобного Сергия, «начальника и учителя всем монастырем, иже в Руси», основанная им обитель на протяжении многих столетий являлась культурным и религиозным центром Российского государства.
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но это не нарушило естественного хода монашеской жизни. Монастырь отстраивался заново, расширял свои владения. В 1422 году на месте деревянной церкви заложили главный храм обители - Троицкий собор, и позднее за монастырем закрепилось название Троице-Сергиева. Верх собора был весь вызолочен, «глава и крест покрыты медью и позолочены чрез огонь царём Иоанном Васильевичем в 1556 году». Для работы над иконостасом пригласили великих русских иконописцев - Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Именно здесь была написана Рублёвым знаменитая икона «Святая Троица». В середине XVI века вокруг монастыря воздвигли белокаменные стены. А через несколько лет построили Успенский собор по образцу Успенского собора Московского Кремля, иконостас которого расписывал Симон Ушаков.
Русские цари благоволили монастырю и регулярно совершали «Троицкий ход» - паломничество к святым местам Троице-Сергия. Здесь крестили царя Иоанна IV Грозного. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовского войска, стал одним'из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Посетивший Троице-Сергиеву обитель 11-го июля 1655 года архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский отзывался о ней с величайшим восхищением как о прекраснейшем месте всей земли: «Церковь же Св. Троицы... так прекрасна... что не хочется уйти из неё». При Стрелецком бунте монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В то же время в Троице-Сергиевом монастыре и расправились над сторонниками Софьи, а Пётр Первый выехал отсюда в Москву уже единовластным правителем. Тогда же здесь построили великолепную барочную трапезную с храмом преподобного Сергия Радонежского.
Во времена правления Анны Иоанновны обитель стала подчиняться Духовному совету, а вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула Лавры. В 1814 году в стены Лавры переехала Духовная академия, которая вела своё начало от Славяно-греко-латинской академии. В 1832 году её окончил известный учёный, будущий профессор церковной истории, а впоследствии и ректор Духовной академии Александр Васильевич Горский. По завершении академического курса он преподавал сначала в Московской Духовной семинарии, а затем до конца жизни - в Московской Духовной академии.
В 1841 году по поручению настоятеля монастыря, впоследствии митрополита Московского Филарета, Горский приступил к написанию труда о Троице-Сергиевой Лавре. С 1842 по 1910 годы данное исследование выдержало 10 изданий.
В 1842 году А. В. Горского назначили библиотекарем Академии, которая его стараниями значительно пополнилась. Начиная с 1849 года Александр Васильевич совместно с Капитоном Ивановичем Невоструевым начал «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», над которым они работали четырнадцать лет. Результатом титанической работы явились четыре объемистых тома, в которых подробно было описано более трёхсот сорока рукописей и книг. За этот труд Александр Васильевич в 1868 году удостоился Ломоносовской премии. «По полноте, основательности, глубине, подробности с ним не могут быть даже сравниваемы знаменитейшие описания знаменитейших библиотек, составленные знаменитейшими учёными», - писал биограф Александра Васильевича.
Безмерное служение науке отразилось на слабом здоровье А. В. Горского. В последние месяцы жизни он описывал в дневнике своё тяжёлое состояние, но до последнего дня продолжал проводить занятия со студентами у себя на квартире. Ослабленный болезнью, за небольшим столиком с одной стороны на кресле помещался ректор, с трёх остальных сторон на стульях - студенты. Старец-профессор, с учащенным дыханием и прерывающимся голосом, продолжал курс своих лекций. Умер учёный у себя дома 11 октября 1875 года. Похоронили Горского на академическом студенческом кладбище близ Смоленской церкви, которое за несколько лет до своей смерти так заботливо устроил почивший ректор. «Московской Духовной Академии посвятил Горский все свои силы - служил и трудился в ней с шестнадцатилетнего возраста до гробовой доски. Даже почести святительского сана не могли убедить его оставить родную alma mater, вблизи стен которой он и погребен, не расставшись с Академией даже после смерти». Спустя несколько лет после смерти Горского его ученик Н. Троицкий сказал: «Чтобы написать биографию Горского, надо быть великим мастером».
А Троице-Сергиева Лавра к тому времени являлась одним из богатейших монастырей России. К началу XX века в её ведении находились типография, две гостиницы, мастерские по производству игрушек, подсвечников, крестов, лавки, конные дворы. В 1910-е годы в лавре проживало более 400 монахов.
Октябрьская революция всё поменяла кардинальным образом. В 1918 году Совнарком закрыл Лавру. В апреле 1919 года были вскрыты мощи преподобного Сергия Радонежского. Через год, 20 апреля, Декрет Совета Народных Комиссаров постановил «об обращении в музей историкохудожественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Немедленно был закрыт Троицкий собор, монахов выселили - им пришлось искать себе место в трудовых коммунах. Тогда же на территории Лавры открылся историко-архитектурный музей, который спустя несколько лет стал государственным музеем-заповедником. В 1946 году, согласно распоряжению И.В. Сталина, монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Спустя год в Лавру пришли первые монахи, а в 1948 году открылась и Духовная академия.
Сегодня Троице-Сергиева Лавра - крупнейший мужской ставропигиальный монастырь России, духовный центр православной России.
Это место также и знаменитый некрополь, где захоронены представители знатных русских домов - Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские, князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых, многие московские архиереи, патриархи Алексий I и Пимен.
Дом Живоначальной Троицы, (так называли Лавру на протяжении многих веков) всегда сознавался сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, - «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником», как сказали о нём цари Иоанн и Пётр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем русского народа - Ангелом Хранителем России.
Горский Александр Васильевич (1812-1875)
Историческое описание Святотроицкой Сергиевы Лавры. Москва: Типография И. Ефимова, 1882.186, IV, [2] с., ил. Цельнокожаный переплёт эпохи с золотым тиснением по корешку и золототиснёной узорной рамкой по верхней крышке, мраморированный обрез. В начале книги - тонированная литография на разворот с видом Лавры. 21x14 см.