Рассказы Жака Турнеброша (1909 год)
Анатоль Франс
Над «Рассказами Жака Турнеброша», девятью новеллами, действие которых происходит в средневековой Франции, Анатоль Франс работал в 1890 - 1900-х годах. Все они были опубликованы в периодической печати, а в 1908 году вышли в парижском издательстве Кальман-Леви отдельным сборником. В Хронике представлено второе издание цикла, появившееся годом позже, - на редкость изысканно оформленная книга, с яркими цветными литографиями работы Леона Лебега, стилизовавшего иллюстрации под изящные миниатюры, украшавшие манускрипты эпохи расцвета Средневековья. Издание задумывалось как библиофильское: 100 экземпляров из тиража печатались на веленевой бумаге, 60 - на китайской, 1 - на японской.
Описываемый экземпляр на веленевой бумаге - в идеальной сохранности, однако уникальным его делает другое: на верхней и нижней крышках переплёта помещены выполненные акварелью портреты императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, а на форзацах разместились акварельные же изображения наследника-цесаревича Алексея Николаевича и великих княжон - Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. На внутренней стороне верхней крышки - владельческая наклейка: «М. Кавос. С. Зарудный». На первом листе - надпись карандашом: «Для сведения потомства: книга эта мною переплетена в 1916-1917 году в переплётной мастерской В.Ю. Крюгера (Стремянная ул., д. № 19, в С. Петербурге, потом Ленинграде) мастером Александром 1 еоргиевичем Новиковым». Внизу приписка чернилами: «Andre Froloff. 1940. De la bibliotheque de mon grand-onkle S.M. Saroudni» <Андрей Фролов. 1940. Из библиотеки моего двоюродного деда СМ. Зарудного>.
Эти владельческие знаки на книге вводят нас в родственный круг А.Н. Бенуа: Михаил Альбертович Кавос - дядя художника, Сергей Митрофанович
Зарудный - его двоюродный брат.
М.А. Кавос служил в петербургской земской управе, занимая там невидное и малодоходное место, но гордился своей работой: он выбрал именно общественную карьеру осознанно, по убеждению, так как государственная служба противоречила его либеральным взглядам. «Надо отметить ту странность, - писал в своих воспоминаниях А.Н. Бенуа, - что этот наиболее культурный член нашей семьи никакими художествами не занимался. Зато несомненно, что я ему обязан многим, особенно тем, что в раннем возрасте встретил в близком родственном общении человека, который с абсолютным пиететом относился к искусству и обладал способностью разобраться в нём». Михаил Альбертович умер летом 1897 года в Петербурге.
СМ. Зарудный приходился М.А. Кавосу племянником, сыном его сестры, скончавшейся в 1865 году при родах. Младенца взяла к себе в дом бабушка, Ксения Ивановна. Михаил Альбертович, живший холостяком, принимал активное участие в воспитании мальчика, а когда тот вырос, между ними установились прочные дружеские отношения, чем и можно объяснить наличие на книге общего владельческого ярлыка. СМ. Зарудный получил юридическое образование. (По словам Бенуа, он «постепенно превратился из крошки-сироты в правоведа, а из правоведа в господина прокурора».) С детства вхожий в артистическую среду, он стал театралом и способствовал организации гастролей Московского Художественного театра в Петербурге. Это неожиданно помогло после октября 1917 года, когда его, в ту пору первоприсутствующего уголовного кассационного департамента Сената (кстати, одним из его предшественников был знаменитый коллекционер Д.А. Ровинский), бросили в тюрьму, по малодостоверной легенде - в одну камеру с великим князем Николаем Михайловичем. Тогда из заключения его вызволил, поручившись перед большевиками, К.С. Станиславский. Долгое время Сергей Митрофанович бедствовал. В одной из ранних редакций очерка М. Горького «В.И. Ленин» говорится о генерале, торговавшем туалетной бумагой, лишь бы не сотрудничать с большевиками. Это - о Зарудном. Наконец друзья устроили его на работу в Эрмитаж, сотрудником которого он оставался до самой смерти.
Сергей Митрофанович умер в августе 1940 года. У него не было семьи, и принадлежавшее ему имущество перешло к родственникам, семье Фроловых (Владимир Александрович Фролов, возглавлявший мозаичную мастерскую при Академии художеств, был женат на дочери Леонтия Николаевича Бенуа). Вероятно, именно тогда, при передаче наследства, Андреем Владимировичем Фроловым и была сделана приписка к владельческой карандашной помете.
Кем, когда и почему на переплёте и форзацах сборника французских новелл были выполнены портреты членов российской императорской семьи, мы, вероятно, теперь уже не узнаем. Очевидно лишь одно: и история, и оформление этой книги необычны, а сама она - из разряда уникальных.
Франс Анатоль (France Anatole; настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо; 1844-1924)
Les Contes de Jacques Tournebroche. Illustrations de Leon Lebegue. Paris, Calmann-Levy, editeurs, 1909. <Рассказы Жака Турнеброша. Иллюстрации Леона Лебега. Париж, издатели Кальман-Леви.> [4], 184 с. с иллюстрациями - цветными литографиями. На французском языке. В полукожаном переплёте 10-х годов XX века. На форзацах и крышках переплёта семь акварельных портретов членов семьи императора Николая II. На переднем форзаце ярлык: «М.Кавос. С. Зарудный». На авантитуле владельческие надписи С. М. Зарудного и А.В. Фролова. Золотая головка. Крышки и форзацы - одинаковой бумаги. Обложки сохранены. 20,2x14,1 см.