Русская жизнь в эпоху Отечественной войны (1912 год)
С 4 апреля по 2 мая 1912 года в Санкт-Петербурге в особняке Петра Петровича Вейнера на Сергиевской улице, 38 проходила выставка под названием «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны». Её организатором выступил Кружок любителей русских изящных изданий, а экспонаты предоставили члены кружка и их друзья – известные российские коллекционеры и библиофилы. К открытию выставки был выпущен подробный каталог, вступительную статью для которого написал председатель Кружка действительный статский советник и камергер, известный знаток искусства, знаменитый собиратель Василий Андреевич Верещагин (1859–1931). Описание выставленных предметов подготовил Евгений Григорьевич Лисенков (1885–1954), в будущем крупный искусствовед, заведующий отделом гравюр и графики Эрмитажа. В соответствии с названием и программой Кружка издание было изящным и малотиражным – 400 экземпляров. Уже вскоре после выхода оно стало раритетным. Со временем каталог приобрёл тройную ценность – библиофильской редкости, памятника юбилейных торжеств 1912 года и свидетельства деятельности одной из первых российских библиофильских организаций.
Согласно уставу Кружка любителей русских изящных изданий (утверждён 15 октября 1903 года), он был создан с целью «содействовать развитию художественной стороны в издаваемых в России произведениях печатного и графического искусств и способствовать взаимному сближению собирателей означенных произведений». Управляло Кружком общее собрание, избиравшее комитет, во главе которого стоял председатель. В комитет также входили три действительных члена, товарищ председателя, секретарь и казначей. Пост бессменного председателя Кружка, вплоть до его ликвидации в 1917 году, занимал В. А. Верещагин. Членами Кружка являлись около ста человек. За четырнадцать лет его существования состоялось 69 заседаний, было выпущено более ста изданий, в основном малотиражных. Кружок провёл шесть выставок: «Степан Филиппович Галактионов и его произведения» (31 марта–30 апреля 1910 года), «Русская женщина в гравюрах и литографиях» (28 февраля–31 марта 1911 года), «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны» (4 апреля–2 мая 1912 года), «Три века русской придворной жизни» (22 марта–19 апреля 1913 года), «Русская и иностранная книга» (25 февраля–28 марта 1914 года), «Английские и французские гравюры XVIII века» (9 января–8 февраля 1916 года).
Выставка «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны» задумывалась членами Кружка как масштабная многоплановая экспозиция, посвящённая политической, культурной, военной и бытовой истории России эпохи наполеоновских войн, однако от этого замысла пришлось отказаться. В предуведомлении к каталогу говорилось: «Громкому названию нашей выставки далеко не соответствует скромное её содержание. По первоначальной мысли Кружка содержание это должно было, действительно, представить в разнообразнейших произведениях отечественной и иностранной графики полную картину событий и жизни 1812 года. К сожалению, громадное богатое собрание гравюр и рисунков, которым располагал для осуществления этой цели Кружок, за смертью владельца не могло быть использовано». Речь здесь идёт о коллекции одного из активнейших членов Кружка – И. В. Ратькова-Рожнова. Илья Владимирович умер в 1907 году в возрасте 25 лет. Его собрание перешло к отцу – Петербургскому городскому голове, известному промышленнику В. А. Ратькову-Рожнову. Владимир Александрович скончался в начале 1912 года, и надежды устроителей выставки на использование богатейшей коллекции не оправдались.
Разочарование слышится и во вступительной статье В. А. Верещагина: «Не в настоящем, конечно, каталоге нужно искать полной и правильной характеристики русской жизни в 1812 году, – нельзя её найти и на выставке. Эта задача оказалась для Кружка недостижимой… И не картину жизни России в эпоху Отечественной войны мы стремимся представить в нескольких десятках гравюр и рисунков, а лишь две- три её строчки, её незаметный отрывок, еле внятный аккорд героической симфонии».
Тем не менее выставка имела свою драматургию. Она состояла из пяти разделов: «Портреты», «Военные и исторические сцены и типы», «Бытовые сцены, типы и моды», «Виды местностей и городов», «Карикатуры». Всего экспонировалось 210 рисунков и гравюр, а также «мраморный бюст императора Александра I работы А. Кановы, бронзовый бюст императора Наполеона I, гипсовые медальоны работы графа Ф. П. Толстого в память войны с Наполеоном и гипсовая статуэтка ополченца 1812 года работы И. Ф. Ковшенкова». Вступительная статья В. А. Верещагина даёт зримое представление не только о содержании, но и о художественном решении экспозиции: «Гордо царит над всей выставкой красивая фигура Александра. Он немного молод для эпохи, историческая правда уступила здесь место исканию красочного сочного пятна. Но пусть он останется в нашей памяти именно таким: сильным, молодым, на великолепном белоснежном коне, словно уносящем его в заоблачную высь благородных идеалов его юности! За ним на нас глядят его великие сподвижники: Кутузов – “последний из стаи екатерининских орлов”, Барклай – “непроницаемый для взгляда черни дикой”, Багратион – “добыча лютой битвы”, “Петрополя спаситель” – Витгенштейн. Тут же Платов и Кульнев, Беннигсен, Ермолов и Раевский – “слава наших дней”, “жизни баловень счастливый” – Давыдов… В живописном беспорядке из-за воинственных фигур закалённых в боях генералов мелькают лукавые женские улыбки, словно утверждая, что преклонение перед доблестью героя непрочно, а перед обаянием женщины – вечно… Все эти красавицы, изящные и стройные, дородные и дебелые, десяток модных картинок да два-три уютных интерьера представляют собой наиболее красноречивые строчки того быта, который за почти полным отсутствием современной эпохе бытовой графики и живописи иначе представлен быть не мог. В тех же целях и ввиду той же скудости материала даём мы несколько гравюр и рисунков, изображающих виды городов… Эти робкие штрихи московской и петербургской жизни в эпоху Отечественной войны дополняются на выставке несколькими листами военных событий и типов: парадами, одеждами русских воинов, возвращением ополченцев и столькими же картинами народных сцен: гуляньями, рысистыми бегами… Великому виновнику этих беспримерных в истории ужасов отведена на выставке отдельная комната. На превосходном портрете иностранной работы, отпечатанном с камня, он изображён в полкорпуса, почти в натуральную величину. Но это уже не вождь непобедимой, всесокрушающей армии в хаосе гениальнейших мыслей и дел. Его звезда померкла, союзники оставили, слава помрачена поражениями. В дрогнувших от скорби устах – тоска предсмертного плача. И словно понял этот взор, что всякая мысль о создании новых форм, новых обликов жизни должна иметь трагический конец».
Каждый из выставленных предметов был подробно описан и проаннотирован. Например: «Наполеон. Лицо составлено из трупов, платье из ландкарты, на которой означены знаменитые в нынешнюю войну места сражений, воротник образует кровавое море, поглощающее корабль. Ленту Почётного легиона представляет кровавая полоса, на коей вместо слова Эрфурт начертан нынешний французский девиз: «Эре Форт» (т. е. честь пропала). Звезда состоит из паутины, а на плече вместо эполета лежит тяжкая рука Немезиды (богини мщения). Всё сие венчает орёл в виде шляпы, у коего глаз служит кокардою шляпы и который когтями своими изображает волосы. Раскрашенный офорт с немецкого оригинала. Собр.<ание> Е. Н. Тевяшова». Или: «Французский вороний суп. [Текст:] “Французский вороний суп. Беда нам с великим нашим Наполеоном! Кормил нас в походе из костей бульоном. В Москве попировать свистел у нас зуб, Не тут-то! – похлебаем же хоть вороний суп! Иван Теребенёв”. Раскрашенный офорт. Собр.<ание> Е. Н. Тевяшова». Или: «Сеславин Александр Никитич, генерал- лейтенант. В 1812 году сперва – адъютант Барклая-де-Толли, затем начальник партизанских отрядов, действовавших между Смоленской и Боровской дорогами. Командовал Сумским гусарским полком (1776–1841). В овале, по грудь, 3/4 влево. [Текст:] “Рис.<овал> с натуры Г. Витберх. Гра.<вировал> И. Ческий. Храбрый Сеславин, генерал-майор. Сумского гусарского полку командир, отличившийся в достопамятнейшем походе 1812 года партизанскими делами. Он первый известил господина Главнокомандо- вавшего армиями о намерении неприятеля идти из Москвы в Калугу и тем содействовал к предупреждению его под Малоярославцем, которое имело следствием постыдную и гибельную для французов ретираду”. Гравюра пунктиром. II отпечаток. Собр.<ание> И. Д. Орлова».
На выставке были представлены работы из многих известных частных собраний: Л. К. Сте- фанского, И. И. Лемана, М. А. Энгельгардта, А. С. Филатова, В. Я. Адарюкова, К. А. Военского, С. Ф. Лёвшина, В. В. Арсеньева. Очень по-разному сложились в дальнейшем судьбы коллекционеров, предоставивших материалы для выставки и каталога. Пытавшиеся рассказать об одном из наиболее драматических, как им казалось, моментов российской истории, они и представить себе не могли, что через несколько лет на долю многих из них выпадут события не менее страшные, а порой и гораздо более трагические.
Так, десять раскрашенных модных картинок 1800–1812 годов были даны на экспозицию великим князем Николаем Михайловичем (1859– 1919). Участник Крымской войны, за храбрость награждённый орденом Святого Георгия 4-й степени, председатель Русского Исторического общества, Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины, почетный председатель Общества друзей Румянцевского музея, автор многих научных трудов об эпохе Александра I, он будет расстрелян 29 января 1919 года.
Участвовавший в выставке тридцатью двумя предметами Николай Васильевич Соловьёв (1877–1915) – коллекционер, библиофил, комиссионер Императорской Публичной библиотеки и библиотеки Ватикана, владелец крупного антикварно-букинистического магазина-салона, издатель журнала «Антиквар», редактор-издатель журнала «Русский библиофил» – в 1915 году заболеет ангиной и умрёт от заражения крови.
Самое большое количество гравюр – девяносто две – выставил генерал- майор Иван Давидович Орлов (1870–1918) – адъютант великого князя Николая Николаевича, командир 1-го Донского казачьего полка, участник русско-японской войны. Впоследствии ему доведётся пройти Первую мировую и Гражданскую войны, он попадёт в плен к красным и будет убит в Новочеркасске 14 марта 1918 года.
Тринадцать работ предоставил на выставку Евгений Григорьевич Шварц (1843–1932) – камергер, предводитель дворянства Новоладожского уезда Петербургской губернии. В его собрании имелись картины А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, А. Г. Варнека, Л. Ф. Лагорио, Д. Г. Левицкого, Б. М. Кустодиева. Закончит он свои дни в ссылке в Средней Азии.
Восемь эстампов принадлежало графу Дмитрию Ивановичу Толстому (1860–1941) – нумизмату, коллекционеру, директору Императорского Эрмитажа, товарищу управляющего Русским музеем императора Александра III. В конце 1918 году Толстой, не подавая в отставку, получит разрешение советских властей на отпуск и уедет через Москву в Киев, Одессу, оттуда в Константинополь, а затем в Ниццу.
Двенадцать листов происходили из собрания камергера, действительного тайного советника, геральдмейстера Евграфа Евграфовича Рейтерна (1836–1919). За 50 лет он сформировал уникальную коллекцию гравюр, литографий, офортов, рисунков и акварелей. После Октябрьской революции он останется без средств к существованию, и в 1918 году его коллекция при содействии А. В. Луначарского будет приобретена Русским музеем.
Таким образом, каталог выставки «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны» – не только описание более чем двухсот предметов, имевших отношение к истории 1812–1814 годов. Это ещё и памятник последнему поколению коллекционеров обречённой на гибель Великой Империи.
Русская жизнь в эпоху Отечественной войны: Выставка гравюр и рисунков. Кружок любителей русских изящных изданий. Санкт- Петербург: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1912. [4], 1 л. фронтиспис, 90, [2] с., 14 л. иллюстраций – фототипий. В переплёте начала XXI века, имитирующем переплёты конца XIX – начала ХХ в., с сохранением издательских печатных обложек. Крышки переплёта оклеены «мраморной» бумагой. На корешке золототиснёные заглавие и суперэкслибрис: «А. и С. В.» (Алексей и Сергей Венгеровы). 23,5х16 см. На обороте передней печатной обложки надпись синими чернилами: «Из книг Л. Вильскера» и экслибрис Я. И. Бердичевского: «Книги Я. Б.».
Бердичевский Яков Исаакович (род. в 1932) – историк книги, библиофил, коллекционер экслибрисов, основатель музея А. С. Пушкина в Киеве. В настоящее время проживает в Германии.
Вильскер Лейб Хаимович (Лев Ефимович; 1919–1988) – семитолог. Получил традиционное еврейское образование. В 1940–1945 годах служил в Красной армии (в 1941–1942 годах на фронте). В 1950 году окончил восточный факультет Ленинградского университета и стал научным сотрудником отдела зарубежного Востока, впоследствии заведовал отделением литературы на семитских языках в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне – Российская национальная библиотека). Переводил с иврита и с сирийского языка.
Вложение в книгу: Пригласительный билет на выставку Кружка любителей русских изящных изданий «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны». [Санкт-Петербург, 1912]. Картон, печать. 20,5х14 см. Редкость.