Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Русская жизнь в эпоху Отечественной войны (1912 год)

Русская жизнь в эпоху Отечественной войны (1912 год)

С 4 апреля по 2 мая 1912 года в Санкт-Петербурге в особняке Петра Петровича Вейнера на Сергиев­ской улице, 38 проходила выставка под назва­нием «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны». Её организатором выступил Кружок любителей русских изящных изданий, а экспо­наты предоставили члены кружка и их друзья – известные российские коллекционеры и библио­филы. К открытию выставки был выпущен под­робный каталог, вступительную статью для которого написал председатель Кружка действи­тельный статский советник и камергер, извест­ный знаток искусства, знаменитый собиратель Василий Андреевич Верещагин (1859–1931). Опи­сание выставленных предметов подготовил Евгений Григорьевич Лисенков (1885–1954), в будущем крупный искусствовед, заведующий отделом гравюр и графики Эрмитажа. В соответ­ствии с названием и программой Кружка изда­ние было изящным и малотиражным – 400 экземпляров. Уже вскоре после выхода оно стало раритетным. Со временем каталог приобрёл тройную ценность – библиофильской редкости, памятника юбилейных торжеств 1912 года и сви­детельства деятельности одной из первых рос­сийских библиофильских организаций.

Согласно уставу Кружка любителей русских изящных изданий (утверждён 15 октября 1903 года), он был создан с целью «содействовать развитию художественной стороны в издава­емых в России произведениях печатного и графического искусств и способствовать взаимному сближению собирателей означен­ных произведений». Управляло Кружком общее собрание, избиравшее комитет, во главе которого стоял председатель. В комитет также входили три действительных члена, товарищ председателя, секретарь и казначей. Пост бессменного председателя Кружка, вплоть до его ликвидации в 1917 году, зани­мал В. А. Верещагин. Членами Кружка явля­лись около ста человек. За четырнадцать лет его существования состоялось 69 заседаний, было выпущено более ста изданий, в основ­ном малотиражных. Кружок провёл шесть выставок: «Степан Филиппович Галактионов и его произведения» (31 марта–30 апреля 1910 года), «Русская женщина в гравюрах и лито­графиях» (28 февраля–31 марта 1911 года), «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны» (4 апреля–2 мая 1912 года), «Три века русской придворной жизни» (22 марта–19 апреля 1913 года), «Русская и иностранная книга» (25 фев­раля–28 марта 1914 года), «Английские и фран­цузские гравюры XVIII века» (9 января–8 фев­раля 1916 года).

Выставка «Русская жизнь в эпоху Отече­ственной войны» задумывалась членами Кружка как масштабная многоплановая экспо­зиция, посвящённая политической, культур­ной, военной и бытовой истории России эпохи наполеоновских войн, однако от этого замысла пришлось отказаться. В предуведомлении к каталогу говорилось: «Громкому названию нашей выставки далеко не соответствует скромное её содержание. По первоначальной мысли Кружка содержание это должно было, действительно, представить в разнообразней­ших произведениях отечественной и ино­странной графики полную картину событий и жизни 1812 года. К сожалению, громадное богатое собрание гравюр и рисунков, которым располагал для осуществления этой цели Кру­жок, за смертью владельца не могло быть использовано». Речь здесь идёт о коллекции одного из активнейших членов Кружка – И. В. Ратькова-Рожнова. Илья Владимирович умер в 1907 году в возрасте 25 лет. Его собра­ние перешло к отцу – Петербургскому город­скому голове, известному промышленнику В. А. Ратькову-Рожнову. Владимир Александро­вич скончался в начале 1912 года, и надежды устроителей выставки на использование бога­тейшей коллекции не оправдались.

Разочарование слышится и во вступитель­ной статье В. А. Верещагина: «Не в настоящем, конечно, каталоге нужно искать полной и пра­вильной характеристики русской жизни в 1812 году, – нельзя её найти и на выставке. Эта задача оказалась для Кружка недостижимой… И не картину жизни России в эпоху Отечественной войны мы стремимся представить в несколь­ких десятках гравюр и рисунков, а лишь две- три её строчки, её незаметный отрывок, еле внятный аккорд героической симфонии».

Тем не менее выставка имела свою драматур­гию. Она состояла из пяти разделов: «Портреты», «Военные и исторические сцены и типы», «Быто­вые сцены, типы и моды», «Виды местностей и городов», «Карикатуры». Всего экспонирова­лось 210 рисунков и гравюр, а также «мрамор­ный бюст императора Александра I работы А. Кановы, бронзовый бюст императора Напо­леона I, гипсовые медальоны работы графа Ф. П. Толстого в память войны с Наполеоном и гипсовая статуэтка ополченца 1812 года работы И. Ф. Ковшенкова». Вступительная ста­тья В. А. Верещагина даёт зримое представление не только о содержании, но и о художествен­ном решении экспозиции: «Гордо царит над всей выставкой красивая фигура Александра. Он немного молод для эпохи, историческая правда уступила здесь место исканию красоч­ного сочного пятна. Но пусть он останется в нашей памяти именно таким: сильным, моло­дым, на великолепном белоснежном коне, словно уносящем его в заоблачную высь благо­родных идеалов его юности! За ним на нас гля­дят его великие сподвижники: Кутузов – “последний из стаи екатерининских орлов”, Барклай – “непроницаемый для взгляда черни дикой”, Багратион – “добыча лютой битвы”, “Петрополя спаситель” – Витгенштейн. Тут же Платов и Кульнев, Беннигсен, Ермолов и Раев­ский – “слава наших дней”, “жизни баловень счастливый” – Давыдов… В живописном беспо­рядке из-за воинственных фигур закалённых в боях генералов мелькают лукавые женские улыбки, словно утверждая, что преклонение перед доблестью героя непрочно, а перед обая­нием женщины – вечно… Все эти красавицы, изящные и стройные, дородные и дебелые, десяток модных картинок да два-три уютных интерьера представляют собой наиболее крас­норечивые строчки того быта, который за почти полным отсутствием современной эпохе бытовой графики и живописи иначе представ­лен быть не мог. В тех же целях и ввиду той же скудости материала даём мы несколько гравюр и рисунков, изображающих виды городов… Эти робкие штрихи московской и петербургской жизни в эпоху Отечественной войны дополня­ются на выставке несколькими листами воен­ных событий и типов: парадами, одеждами рус­ских воинов, возвращением ополченцев и столькими же картинами народных сцен: гуляньями, рысистыми бегами… Великому вино­внику этих беспримерных в истории ужасов отведена на выставке отдельная комната. На превосходном портрете иностранной работы, отпечатанном с камня, он изображён в полкор­пуса, почти в натуральную величину. Но это уже не вождь непобедимой, всесокрушающей армии в хаосе гениальнейших мыслей и дел. Его звезда померкла, союзники оставили, слава помрачена поражениями. В дрогнувших от скорби устах – тоска предсмертного плача. И словно понял этот взор, что всякая мысль о создании новых форм, новых обликов жизни должна иметь трагический конец».

Каждый из выставленных предметов был подробно описан и проаннотирован. Напри­мер: «Наполеон. Лицо составлено из трупов, платье из ландкарты, на которой означены зна­менитые в нынешнюю войну места сражений, воротник образует кровавое море, поглощаю­щее корабль. Ленту Почётного легиона пред­ставляет кровавая полоса, на коей вместо слова Эрфурт начертан нынешний французский девиз: «Эре Форт» (т. е. честь пропала). Звезда состоит из паутины, а на плече вместо эполета лежит тяжкая рука Немезиды (богини мщения). Всё сие венчает орёл в виде шляпы, у коего глаз служит кокардою шляпы и который когтями своими изображает волосы. Раскрашенный офорт с немецкого оригинала. Собр.<ание> Е. Н. Тевяшова». Или: «Французский вороний суп. [Текст:] “Французский вороний суп. Беда нам с великим нашим Наполеоном! Кормил нас в походе из костей бульоном. В Москве попиро­вать свистел у нас зуб, Не тут-то! – похлебаем же хоть вороний суп! Иван Теребенёв”. Раскра­шенный офорт. Собр.<ание> Е. Н. Тевяшова». Или: «Сеславин Александр Никитич, генерал- лейтенант. В 1812 году сперва – адъютант Барклая-де-Толли, затем начальник партизан­ских отрядов, действовавших между Смолен­ской и Боровской дорогами. Командовал Сум­ским гусарским полком (1776–1841). В овале, по грудь, 3/4 влево. [Текст:] “Рис.<овал> с натуры Г. Витберх. Гра.<вировал> И. Ческий. Храбрый Сеславин, генерал-майор. Сумского гусарского полку командир, отличившийся в достопамят­нейшем походе 1812 года партизанскими делами. Он первый известил господина Главнокомандо- вавшего армиями о намерении неприятеля идти из Москвы в Калугу и тем содействовал к предупреждению его под Малоярославцем, которое имело следствием постыдную и гибель­ную для французов ретираду”. Гравюра пункти­ром. II отпечаток. Собр.<ание> И. Д. Орлова».

На выставке были представлены работы из многих известных частных собраний: Л. К. Сте- фанского, И. И. Лемана, М. А. Энгельгардта, А. С. Филатова, В. Я. Адарюкова, К. А. Военского, С. Ф. Лёвшина, В. В. Арсеньева. Очень по-разному сложились в дальнейшем судьбы коллекционе­ров, предоставивших материалы для выставки и каталога. Пытавшиеся рассказать об одном из наиболее драматических, как им казалось, момен­тов российской истории, они и представить себе не могли, что через несколько лет на долю мно­гих из них выпадут события не менее страшные, а порой и гораздо более трагические.

Так, десять раскрашенных модных картинок 1800–1812 годов были даны на экспозицию вели­ким князем Николаем Михайловичем (1859– 1919). Участник Крымской войны, за храбрость награждённый орденом Святого Георгия 4-й сте­пени, председатель Русского Исторического общества, Общества защиты и сохранения памят­ников искусства и старины, почетный председа­тель Общества друзей Румянцевского музея, автор многих научных трудов об эпохе Алексан­дра I, он будет расстрелян 29 января 1919 года.

Участвовавший в выставке тридцатью двумя предметами Николай Васильевич Соловьёв (1877–1915) – коллекционер, библиофил, комис­сионер Императорской Публичной библиотеки и библиотеки Ватикана, владелец крупного антикварно-букинистического магазина-салона, издатель журнала «Антиквар», редактор-издатель жур­нала «Русский библиофил» – в 1915 году заболеет ангиной и умрёт от зара­жения крови.

Самое большое количество гравюр – девяносто две – выставил генерал- майор Иван Давидович Орлов (1870–1918) – адъютант великого князя Николая Николаевича, командир 1-го Донского казачьего полка, участник русско-японской войны. Впоследствии ему дове­дётся пройти Первую мировую и Гражданскую войны, он попадёт в плен к красным и будет убит в Новочеркасске 14 марта 1918 года.

Тринадцать работ предоставил на выставку Евгений Григорьевич Шварц (1843–1932) – камергер, предводитель дворянства Новоладож­ского уезда Петербургской губернии. В его собрании имелись картины А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, А. Г. Варнека, Л. Ф. Лагорио, Д. Г. Левицкого, Б. М. Кустодиева. Закончит он свои дни в ссылке в Средней Азии.

Восемь эстампов принадлежало графу Дми­трию Ивановичу Толстому (1860–1941) – нумизмату, коллекционеру, дирек­тору Императорского Эрмитажа, товарищу управляющего Русским музеем императора Александра III. В конце 1918 году Толстой, не пода­вая в отставку, получит разрешение советских властей на отпуск и уедет через Москву в Киев, Одессу, оттуда в Константинополь, а затем в Ниццу.

Двенадцать листов происходили из собрания камергера, действительного тайного советника, геральдмейстера Евграфа Евграфовича Рейтерна (1836–1919). За 50 лет он сформировал уникальную коллекцию гра­вюр, литографий, офортов, рисунков и акваре­лей. После Октябрьской революции он останется без средств к существованию, и в 1918 году его коллекция при содействии А. В. Луначарского будет приобретена Русским музеем.

Таким образом, каталог выставки «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны» – не только описание более чем двухсот предметов, имевших отношение к истории 1812–1814 годов. Это ещё и памятник последнему поколению коллекционеров обречённой на гибель Великой Империи.


Русская жизнь в эпоху Отечественной войны: Выставка гравюр и рисунков. Кружок любителей русских изящных изданий. Санкт- Петербург: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1912. [4], 1 л. фронтиспис, 90, [2] с., 14 л. иллюстраций – фототипий. В переплёте начала XXI века, имитирующем переплёты конца XIX – начала ХХ в., с сохранением издательских печатных обложек. Крышки переплёта оклеены «мраморной» бумагой. На корешке золототиснёные заглавие и суперэкслибрис: «А. и С. В.» (Алексей и Сергей Венгеровы). 23,5х16 см. На обороте передней печатной обложки надпись синими чернилами: «Из книг Л. Вильскера» и экслибрис Я. И. Бердичевского: «Книги Я. Б.».

Бердичевский Яков Исаакович (род. в 1932) – историк книги, библиофил, коллекционер экслибрисов, основатель музея А. С. Пушкина в Киеве. В настоящее время проживает в Германии.

Вильскер Лейб Хаимович (Лев Ефимович; 1919–1988) – семитолог. Получил традиционное еврейское образование. В 1940–1945 годах служил в Красной армии (в 1941–1942 годах на фронте). В 1950 году окончил восточный факультет Ленинградского университета и стал научным сотрудником отдела зарубежного Востока, впоследствии заведовал отделением литературы на семитских языках в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне – Российская национальная библиотека). Переводил с иврита и с сирийского языка.

Вложение в книгу: Пригласительный билет на выставку Кружка любителей русских изящных изданий «Русская жизнь в эпоху Отечест­венной войны». [Санкт-Петербург, 1912]. Картон, печать. 20,5х14 см. Редкость.

Previous Article Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года (1912 год)
Next Article Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии (1912 год)
Print
1563 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top