Русские в Париже (1814 год)
Яков Деминский
Вступление союзных войск в Париж весной 1814 года вызвало живейший отклик в России. Санкт-Петербургские и московские газеты в каждом номере печатали последние новости из французской столицы, а жители городов и местечек на всём пространстве огромной империи с нетерпением ожидали вестей от родных и знакомых, волею военных судеб оказавшихся на берегах Сены. Можно представить, с каким восторженным интересом читали друг другу друзья штабс-капитана К. Н. Батюшкова его письма из покорённой Лютеции: «Скажу просто: я в Париже. Первые дни нашего здесь пребывания были дни энтузиазма. Теперь мы покойнее. Бродить по бульвару, обедать у Beauvilliers, посещать театр, удивляться искусству, необыкновенному искусству Тальмы, смеяться во всё горло проказам Брюнета, стоять в изумлении перед Аполлоном Бельведерским, перед картинами Рафаэля, в великолепной галерее Музеума, зевать на площади Людовика XV или на Новом мосту, на поприще народных дурачеств, гулять в великолепном Тюльери, в Ботаническом саду или в окрестностях Парижа среди необозримой толпы парижских граждан, жриц венериных, старых роялистов, республиканцев, бонапартистов и пр., и пр., и пр., - теперь мы всё это делаем и делать можем, ибо мы отдохнули и телом, и душою. Заметьте, что мы имеем важное преимущество над прежними путешественниками: мы - путешественники вооружённые. Я часто с удовольствием смотрю, как наши казаки беспечно проезжают через Аустерлицкий мост, любуясь его удивительным построением; с удовольствием неизъяснимым вижу русских гренадер перед Траяновой колонной или у решётки Тюльери, перед Arc de triomphe, где изображены и Ульм, и Аустерлиц, и Фридланд, и Йена. Ещё с большим удовольствием смотрю на наших воинов, гуляющих с инвалидами на широкой площади, принадлежащей их дому. Французы дорого заплатили за свою славу, любезный друг! Они должны быть благодарны нашему царю за спасение не только Парижа, но целой Франции, - и благодарны: это меня примиряет несколько с ними».
Именно стремлением удовлетворить любопытство читающей публики объяснил появление книги «Русские в Париже» её автор - Яков Деминский. Несмотря на то что известно об этом человеке очень мало, у него есть своё, пусть и очень скромное, место в отечественном Пантеоне: составленный им и вышедший в феврале 1813 года «Поход Наполеона в Россию, или Описание происшествий, бывших в России в 1812 году во время нашествия французов с народами почти всей Европы и бегства их» считается первой появившейся на российском книжном рынке историей Отечественной войны. Этот скромный сборник, состоящий из официальных документов и позаимствованных в газетах реляций из действующей армии, заложил основу всей последующей российской историографии 1812 года.
Полтора года спустя, готовя к печати новый труд - «Русские в Париже», Деминский пошёл по уже испытанному пути, собрав и расположив в хронологическом порядке перепечатки из российской периодики за начало марта -конец мая 1814 года. Единственное, что позволяет судить о воззрениях и уровне литературного дарования составителя книги - несколько страниц авторского предисловия, написанных слогом выспренним и витиеватым: «Чудесные события, случившиеся в настоящее время, будут изумлять наших потомков... Когда пламя войны, свирепствовавшее во всех царствах Европы, распространилось и наконец коснулось Великого Государства Российского и когда многочисленное войско Наполеоново, соединённое более нежели из 16 народов, достигло самой Москвы, тогда всё оное в полгода истреблено было силою оружия российского и гневом Всемогущего. Храбрые Россы на земле своей при жестокости морозов рассеяли и побили всех врагов своих. Благословенный Александр поднял меч свой для спасения Европы и изсшёл спасать все царства от губителя рода человеческого. В 1813-м и в начале 1814 годов Пруссия, обширные немецкие и италийские земли, Голландия, Швейцария и даже Франция - источник зол - мудростию и могуществом его очищены от бесчисленных воинов Наполеона. Россияне вступили в союз со всеми народами, которые против них в 1812 году под знамёнами Наполеона Бонапарта воевали, вошли как победители в Париж, прекратили междоусобные брани, возвели по-прежнему на престол французский законного государя Франции Людовика XVIII и возвратились со славою в пределы благословенного царства русского».
Битва при деревне Фер-Шампеноаз, сражение у высот Монмартра и Бельвиля, капитуляция Парижа, торжественное вступление в город союзных войск, отчёт о заседании французского Сената, известие об отречении Наполеона, описание посещения Александром I театра и восторгов присутствовавшей там публики, приезд в столицу Людовика XVIII, первые шаги нового кабинета, отбытие российского императора в Лондон - таковы главные темы сборника Якова Деминского, являющегося своего рода «телетайпной лентой» трёх весенних месяцев 1814 года. Но именно этот журналистский дух XIX столетия делает книгу столь живой и привлекательной даже два века спустя. Одни из самых ярких страниц в ней посвящены вступлению союзных войск в Париж 19 марта: «В 12 часу в прекрасный ясный день император Александр I с королём Прусским в сопровождении многочисленного генералитета и гвардий своих торжественно въезжал в Париж при восклицаниях народа, называвшего его Избавителем и Освободителем Европы. Повсюду раздавались крики: "Да здравствует Император Александр!", "Да здравствует Король Прусский!", "Да здравствует Людовик XVIII!", "Да здравствуют
Бурбоны!", "Да восстановится мир!", "Да низвергнется Наполеон!". Победоносное воинство, блещущее оружия своего славою, с развевающимися в ветрах знамёнами Александра I, при звуке труб и барабанов маршировало через предместье Сен-Мартен, по Северному бульвару через площадь Людовика XV и по аллее, ведущей к Ели-сейским полям. Войска сии состояли из пехоты, многочисленной кавалерии и артиллерии. Вид оных, дородность, стройность, многочисленность, прекрасное одеяние и блеск оружия для любопытных парижан представляли восхитительное зрелище. Пехота маршировала по 30 человек, а конница по 15 в ряд... Войска российские ознаменовали вшествие своё в Париж весёлым героическим видом и братолюбною приветливостью к жителям, а не зверскими поступками, как входившая в Москву наполеоновская армия, делавшая над бедными московскими жителями неслыханные неистовства».
Кто знает, не этими ли строками, вычитанными в «Санкт-Петербургских ведомостях», а может и в сборнике «Русские в Париже», вдохновлялся пятнадцатилетний лицеист Александр Пушкин, несколько месяцев спустя написавший:
В Париже Росс! - где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья
Грядёт с оливою златой.
Ещё военный гром грохочет в отдаленьи,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он - несёт врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле...
Сегодня российская историография 1812 года насчитывает тысячи томов. Имена многих отечественных специалистов в этой области знают во всём мире. А вот следы человека, по воле случая оказавшегося первым из них, практически затерялись. Известно лишь, что в 1816 году Яков Деминский решил попробовать себя в другой роли, издав пособие «Российское правописание для обучения юношества»...
Деминский Яков
Русские в Париже, или Описание происшествий, бывших во время вступления и пребывания в Париже Российских войск с Союзными под предводительством Его Величества Императора Александра I 1814 года. Собрано из разных сведений Яковом Деминским. Санкт-Петербург: В Морской типографии, 1814. [2], V, 183 с. На с. [1]-[2] посвящение управляющему Военным министерством генерал-лейтенанту князю Алексею Ивановичу Горчакову (1769-1817). В цельнокожаном переплёте времени издания. На корешке тиснёный орнамент, в верхней части корешка ярлык красной кожи с тиснёным заглавием. 20x12 см. На переднем форзаце ярлык: «Фундаментальная библиотека С.<анкт>-Петерб.<ургской> дух.<овной> семинарии. № 820. Русский отдел». На титульном л. штемпель: «Фундаментальная библиотека С.<анкт>-П.<етер.>Б.<ургской> дух.<овной> семинарии». На нахзаце владельческая надпись «орешковыми» чернилами: «Священник П. Поливанов». Одно из первых документальных изданий, посвященных окончанию войны с Наполеоном. Редкость.
Основа библиотеки Санкт-Петербургской духовной семинарии была заложена в 20-е годы XVIII века, когда при Александро-Невской лавре появилась Славяно-греко-латинская семинария, позже переименованная в Александро-Невскую академию. В 1809 году Александро-Невская академия была поделена на Санкт-Петербургские Духовную академию, Семинарию и Духовное училище. В 1918 году Академия и Семинария были закрыты, а собрание книг национализировано и по большей части перешло в Публичную библиотеку Петрограда (ныне Российская национальная библиотека)