Сказка-загадка (1941 год)
М. Ильин, Е. Сегал.
«Больше всего меня интересовали звезды, я мечтал о том, чтобы стать астрономом. Одно из первых моих стихотворений (я начал писать стихи лет с десяти) было об астрологе и о планете Марс. Но писал я также и о вулканах, о тропических лесах, о ягуарах и крокодилах. Позже я заинтересовался жизнью муравьев и, когда бывал в деревне, мог просиживать у муравейника несколько часов подряд. Так еще тогда определились мои интересы - к природе, к науке, к поэзии», - писал в автобиографии Илья Яковлевич Маршак (1895-1953), младший брат С. Я. Маршака (1887-1964).
А их родная сестра Елена (1901-1964) записала такой случай про своего брата Люсю (так звали И. Я. Маршака дома): «А вот Люся дома, на застекленной террасе. На столе перед ним - опрокинутый стакан, а под стаканом - большой мохнатый шмель. Тут же за столом, рядом с Люсей, наш брат-поэт. Оба брата следят за поведением подопытного шмеля. Я тоже стою рядом и наблюдаю, как этот бедный шмель то опрокидывается на спину, то снова кое-как поднимается на ножки. Я робко высказываю совершенно невероятное предположение:
- Он что - пьян?
- Да, немножко навеселе, - отвечает Люся серьезно. - Мы выловили его из рюмки вина.
Наблюдать за пьяным шмелем было очень интересно. Но все кончилось печально - маленький мохнатый “алкоголик” погиб. Люся сразу же принялся за какой-то новый опыт, а я решила заняться похоронами. Я положила погибшего шмеля в пустую коробочку из-под спичек, вырыла в саду ямку, положила в нее коробочку с погибшим шмелем, а затем воткнула в холмик дощечку, на которой заранее вывела печатными буквами: “Прах тебе, милый шмель!”
Спустя несколько дней в моем маленьком альбоме, исписанном вдоль и поперек стихами брата-поэта, появились еще и такие стихи:
В саду, в стороне от дорожки,
Где дремлет тенистая ель,
Покоится, вытянув ножки,
Погибший безвременно шмель.
Меня долго потом дразнили у нас дома этой эпитафией: “Прах тебе, милый шмель!”, а Люсю укоряли в том, что он нарочно спаивает шмелей».
Именно Елена Яковлевна Маршак, подписывавшая свои произведения «Елена Ильина», познакомила брата с будущей женой, своей сокурсницей Еленой Александровной Сегал (1905-1980). Поженились они в 1926 г.
Илья Яковлевич Маршак, инженер-химик, советский писатель-популяризатор учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1920 г. поступил на химический факультет Краснодарского политехнического института, в 1922 г. перевелся в Ленинградский технологический институт, который и закончил в 1925 г. Работал на Невском стеариновом заводе заведующим лабораторией.
Рано проявившийся туберкулез заставил И. Я. Маршака отказаться от профессиональной деятельности - химии, и уже в 1924 г. в журнале «Новый Робинзон» появился первый очерк, подписанный «М. Ильин». Новоявленный автор так ответил на вопрос Елены о псевдониме: «Подписаться “Маршак” было неудобно: могли спутать с братом. Я подписался сначала “Илья М.”, а потом мне показалось, что “М. Ильин” лучше. Если бы я знал тогда, что буду продолжать писать, я бы, наверное, придумал другой псевдоним». В журнале М. Ильин из номера в номер вел химическую страничку «Фокусы Нового Робинзона».
М. Ильин с конца 1948 по 1950 г. работал в редколлегии журнала «Огонек». «В 1950 году заболел туберкулезом правого плеча, - вспоминал он в “Автобиографии”. - Полтора года не мог писать правой рукой, а сейчас пишу ограниченное время. Кроме книг, написал много статей и отчетов в газетах и журналах. Во время Великой Отечественной войны написал ряд статей по заданию Совинформбюро». В 1939 г. М. Ильин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1946 г. - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Автору книг «Солнце на столе» (1927), «Сто тысяч почему» (1929), произведений об истории материальной культуры настоящую славу принес «Рассказ о Великом плане» (1930) - книга о первой пятилетке, которая выдвинула его в первый ряд советских писателей. «Вас хорошо знают все.. - писал М. Ильину А. Фадеев (1901-1956), - знают дети и взрослые, знают люди большие и обыкновенные, знают по всей стране, знают по всему миру». Детская советская писательница К. Меркульева (1889-1991) вспоминала, что «самым значительным событием в литературной жизни того времени был для нас выход в свет “Рассказа о Великом плане” М. Ильина. Мы почувствовали себя на голову выше и сильнее. Это была качественно новая форма научно-художественного произведения».
Наравне с детским писателем Б. Житковым (1882-1938) М. Ильин внес вклад в разработку теории художественной и научно-художественной литературы для детей. Они объединили произведения научно-популярные и научнохудожественные в составе литературы «производственной». М. Ильин добавлял, что «ученых надо растить с детства, с юных лет. Любовь к науке не падает с неба, она растет исподволь, в течение долгих лет, и тут увлекательная книга, прочитанная в детстве, определяет нередко на всю жизнь будущее человека».
Книги «Как человек стал великаном» (1946), «Путешествие в атом» (1948) и другие создавались М. Ильиным совместно с женой Еленой Александровной Маршак (Сегал) - автором юношеской исторической повести о Софье Перовской «Дорога на эшафот» (1931), научнопопулярной книги о прошлом медицины «Детство одной науки» (1936).
В 1941 г. в Детгизе вышла написанная супругами «Сказка-загадка»: «Это не просто сказка, а сказка-загадка. Ее надо сначала прочесть, а потом разгадать. Все волшебные вещи, о которых в ней говориться, есть на самом деле. Угадайте, что это за вещи». Речь идет о волшебнице-науке, которая вместе с техникой в руках человека творит чудеса.
Обложка, титульный лист, полосные иллюстрации, заставки и концовки выполнены П. А. Алякринским (1892-1961), художником- графиком, иллюстратором, плакатистом, реставратором, заслуженный деятелем искусств РСФСР.
Петр Александрович Алякринский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1900-1910), учился у С. В. Иванова (1864-1910) и А. М. Васнецова (1856-1933). С 1912 г. сотрудничал в разных московских журналах, рисовал шаржи. С 1917 г. работал театральным художником, преподавал в Ярославле в художественной школе и Свободных художественных мастерских, руководил Художественным отделом ярославского РОСТА. В Москве с 1922 г. рисовал для журналов «Красная Нива», «30 дней», «Безбожник», Гослитиздата, Детгиза и др. В 19301940-е гг. оформлял книги для юношества (А. Гайдара, Э. Войнич, А. Толстого, Л. Кассиля), известность принесли художнику иллюстрации к сказкам для детей и басням И. А. Крылова (1942-1946).
М. Ильин мечтал о том, чтобы «заглянуть и в будущее - в то время, когда человечество станет властелином природы, разумным хозяином планеты, когда на всей земле исчезнут эксплуатация и порабощение».
И все же на своем веку Ильин успел сделать немало. По крупице собирал он материал, чтобы показать в своих книгах силу творческой мысли, возможности которой безграничны.
Таков был Ильин - поэт, публицист, ученый. Человек слабого здоровья, он отличался сильной волей, мужеством и горячей любовью к жизни, ко всему живому.
Недаром он писал брату накануне операции, всего за несколько дней до своей кончины: «Если бы даже сегодняшний день был моим последним днем, я сказал бы: я благодарен жизни за то, что она мне дала».
Ильин М. (Маршак, Илья Яковлевич; 1896-1953), Сегал Е. (Маршак, Елена Александровна; 1905-1980)
Сказка-загадка. Рис. П. Алякринского. М.; Л.: ЦК ВЛКСМ, Изд-во детской литературы, 1941.32 с., ил. 21,8x17 см. Тираж 75 000 экз.