Чиж. № 1 (1940 год)
«Все смолкают, когда в комнату входят, учтиво раскланиваясь, двое, всегда появляющиеся вместе: ответственный редактор журнала “Чиж” Николай Макарович Олейников и один из редакторов журнала “Ёж” - Евгений Львович Шварц. (Редакции детских журналов расположены в комнатах по соседству) Говорят эти двое всегда тихими голосами, лица у них невозмутимые, но все знают: раз явились Шварц и Олейников - сейчас начнется смех. Недаром и наружностью Олейников напоминает известный портрет Козьмы Пруткова.
- Евгений Львович создал произведение огромной впечатляющей силы, - с важностью произносит Олейников. - Оно едино в трех жанрах: это сатира, ода, а быть может, отчасти и басня.
- Один зоил Коров доил
И рассуждал над молоком угрюмо, -
начинает Шварц, и комната сразу отзывается смехом; милостиво улыбается Заболоцкий, а Юра Владимиров - тот так и покатывается со смеху. Но тонкие губы и желтые глаза баснописца остаются серьезными.
- Один зоил Коров доил
И рассуждал над молоком угрюмо;
Я детскую литературу не люблю,
Я детскую литературу погублю,
Без крика и без шума.
Но вдруг корова дерзкого в висок -
И пал бедняга, как свинца кусок.
Зоил восстановил против себя натуру,
Ругая детскую литературу...
Олейников и Шварц, сохраняя полную серьезность, раскланиваются перед слушателями».
Описанное прозаиком, в то время редактором, Л. К. Чуковской (1907-1996) («В лаборатории редактора») действо происходило в детском отделе Государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде, созданном в 1924 г. Благодаря энергии С. Я. Маршака (1887-1964) здесь собрался уникальный состав писателей и художников. Постоянно сотрудничали Б. Житков, В. Бианки, М. Ильин, Е. Шварц, Н. Олейников, Е. Верейский и др. Позже в творческий коллектив влились члены литературной группы ОБЭ- РИУ - Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий. Оформляли произведения для детей А. Пахомов, В. Лебедев, Н. Тырса, Б. Семенов, А. Порет, B. Ермолаева, Н. Лапшин, П. Соколов, Л. Юдин, Е. Сафонова, В. Стерлигов и многие другие.
Первый номер «Ежа» - «Ежемесячного журнала» (органа Центрального бюро юных пионеров), обращенного к детям среднего школьного возраста, вышел в 1928 г. (издание было закрыто в 1935 г).
В 1930 г., первоначально как «ежиное» приложение, появился первый номер «Чижа» - «Чрезвычайно Интересного Журнала» (или «Читайте интересный журнал»), ориентированного на читателей младшего возраста.
Первый номер открывался стихотворением C.Я. Маршака и Д. И. Хармса «Сорок четыре веселых чижа». Хармс любил напевать мотив аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена - так появились первые строчки. «Много написано было куплетов комического, развесело-напевного содержания (как жаль, что все они были отправлены в корзину!), - вспоминал художник, мемуарист Б. Ф. Семенов (1910-1992). - В конце концов соавторы стали укладывать пернатых друзей спать и разместили кого куда: “Чиж - на кровати, чиж - на диване, чиж - на корзине, чиж - на скамье...”
Вот и все: дело сделано, чижи мирно спят. Наконец можно разогнуть усталые спины. За окном глубокая ночь, на столе и под столом скомканные черновики, пустые папиросные коробки...
Но тут Хармс, уже выйдя в переднюю спящей квартиры Маршака, вдруг тихонечко пропел, воздев палец над головой: - Лежа в постели, дружно свистели сорок четыре веселых чижа...
Ну что мог возразить Маршак?! Конечно, такой неожиданный поворот представился ему очень живым и забавным. Не могли же, в самом деле, неугомонные чижи уснуть, не насвистевшись вдоволь... Пришлось воротиться к столу - дописывать смешную концовку...»
Заведующая в 1932-1937 гг. редакцией журнала Н. В. Гернет (1904-1982) вспоминала, что «редакция была веселая, писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать».
«Хозяевами», главными редакторами и создателями «Ежа» и «Чижа» были молодые литераторы Н. М. Олейников (1898-1937) и Е. Л. Шварц (1896-1958). Оба приехали с Украины, где играли в театрах. Шварц работал секретарем у писателя, литературоведа К. И. Чуковского (1882-1969) и, будучи исключительно плодовитым автором, шутил, что «пишет все, кроме доносов». По его инициативе в Петербург приехал Н. М. Олейников, собиравшийся поступать в Академию художеств. Для этого в сельсовете он взял справку: «Сим удостоверяется, что гр. Олейников Николай Макарович действительно красивый. Дана для поступления в Академию художеств».
Сын К. И. Чуковского, переводчик Николай Чуковский (1904-1965), вспоминал, что «Олейникову свойственна была страсть к мистификации, к затейливой шутке. Самые несуразные и причудливые вещи он говорил с таким серьезным видом, что люди мало проницательные принимали их за чистую монету. Олейникова и Шварца прежде всего сблизил юмор, и очень разный у каждого, и очень родственный. Они любили смешить и смеяться, они подмечали смешное там, где другим виделось только торжественное и величественное. Юмор у них был то конкретный и бытовой, то пародийный и эксцентричный, вдвоем они поражали неистощимостью своих шуток, с виду очень простых и веселых, но если посмотреть внимательнее, то порой захватывало дух от их печальной многозначительности».
В журнале появились подававшиеся совершенно по-новому детские материалы: первые советские комиксы Б. Малаховского (1902-1937) с постоянным персонажем - Умной Машей, литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Д. Хармса, А. Введенского, Н. Гернет, раешники Е. Шварца и др.
С самого начала журналы привлекали пристальное внимание цензуры. Уже в конце 1920-х гг. издания обвинялись в «классово чуждых влияниях», критиковались «перевертыши» и «чепушинки», поэзия «обэриутов».
Главлит в начале 1930-х гг. требовал обратить внимание цензуры на «недостаточно тщательное редактирование, натуралистические сценки и т. д. Политконтролю необходимо добиться через редакцию очищения журнала от указанных дефектов, особенно недопустимых в детской литературе». Так, например, в одном из номеров «Чижа» за 1935 г. «редакция помещает стихотворение, посвященное т. Кирову, и его портрет. Политической нетактичностью редакции является совмещение материала с иллюстрацией на обложке - веселой манифестацией героев “Чижа” за 1935 г.».
В 1930-е гг. Н. Олейников был арестован и расстрелян, были арестованы писательница и критик Т. Г. Габбе (1903-1960), редактор детского отдела А. И. Любарская (1908-2002) и др. Оставшимся сотрудникам предложили написать заявление об уходе по «собственному» желанию. В 1938 г. арестован Н. Заболоцкий (1903-1958), в 1941 г. - Д. Хармс (1905-1942), А. Введенский (1904-1941).
А «Чиж» продолжал выходить. В 1935 г. его тираж составил 75 000 экземпляров, в 1940 - 100 000 экземпляров. Однако состав редакции изменился, теперь детям предлагалась воспитательная проза, классическая сказка, стихи о хороших мальчиках и девочках.
С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.
Первый номер за 1940 г. включает стихи, рассказы, сказки: М. Троицкого «Встреча с вождем», М. Зощенко «Рассказ о том, как Ленин купил одному мальчику игрушку», Н. Дилакторской «Прямо, прямо перед вами два морских ученых льва», перевод стихотворения Ф. Шиллера «Песня пастуха», Е. Чарушина «Глупый мальчик», Д. Хармса «Дворник - Дед Мороз» и др.
Номер оформлен художниками Н. Тырсой, К. Рудаковым, Л. Юдиным, Н. Муратовым, Е. Чарушиным, В. Конашевичем и др. Обложка работы Н. Тырсы.
Приведем вариант «Сорока четырех чижей» авторства Н. Олейникова и Е. Шварца.
Жили в квартире Сорок четыре,
Сорок четыре тщедушных чижа:
Чиж - алкоголик,
Чиж - параноик,
Чиж - шизофреник,
Чиж - симулянт,
Чиж - паралитик,
Чиж - сифилитик,
Чиж - маразматик,
Чиж - идиот.
«Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов», - вспоминал К. И. Чуковский.
Чиж. № 1. Январь. Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1940. 21 с., ил. 24,3x18,8 см. Тираж 100 000 экз.