Сказка о попе Остолопе и работнике его Балде (1831 год); Сказка о батраке Балде и о страшном суде (1922 год)
Александр Пушкин. Демьян Бедный.
«Книга условиями русской жизни той эпохи, - писал историк книги, книговед М. Н. Куфаев (1888-1948) о 1830-х гг., - была поставлена между молотом и наковальней и становилась порою молотом, порою наковальней». Книга постоянно вызывала недовольство императора Николая I, у которого, по словам В. А. Жуковского (1783-1852), никогда в руках не было видно книги. 30 декабря 1830 г. цензор А. В. Никитенко (1804/1805-1877) записал в дневнике: «Истекший год принес мало утешительного для просвещения в России... Многие сочинения в прозе и стихах запрещались по самым ничтожным причинам, можно даже сказать - без всяких причин, под влиянием овладевшей цензорами паники... Центральный устав совсем ниспровержен. Нам пришлось удостовериться в горькой истине, что на земле русской нет и тени законности...»
На вопрос, заданный в 1832 г. поэтом Н. М. Языковым (1803-1847) чиновнику главного управления цензуры В. Д. Комовскому (1803-1851), где же сказка о Балде, написанная А. С. Пушкиным (1799-1837), тот ответил: «Сказка о попе Толоконном Лбе и работнике его Балде не может, говорят, увидеть свет ни по наименованию, ни по содержанию своему». При жизни автора сказка не была напечатана. Несмотря на то, что Николай I в 1826 г. объявил себя личным цензором поэта.
Сказка была написана в 1830 г., когда после помолвки с Н. Н. Гончаровой А. С. Пушкин уехал по хозяйственным делам в родовое село Болдино, где задержался из-за холерных карантинов до конца ноября. Болдинская осень стала периодом, когда поэт завершил важнейшие творческие замыслы. По возвращении в Москву Пушкин писал П. А. Плетневу (1791-1866): «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал». Помимо последних глав «Евгения Онегина», «Маленьких трагедий» и многих других известных произведений, А. С. Пушкин создал сказки о Медведихе (не завершена) и о попе и его работнике Балде. Последняя сказка написана на основе двух фольклорных сюжетов - о хозяине и работнике и о состязании мужика с чертями. Текст сюжетов записан в Михайловском со слов няни поэта Арины Родионовны Яковлевой (1758-1828). Подобный опыт стал для Пушкина обращением «к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному». Создание сказок явилось продолжением начатого ранее в литературных кругах обсуждения о «народности» и «самобытности» в литературе. К 1831 г. относится поэтическое состязание в Царском Селе между Пушкиным и Жуковским, создавшим «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне».
«Сказка о попе...» читалась летом 1831 г. в Царском Селе Н. В. Гоголю (1809-1852), который вспоминал, что слушал «сказки русские народные - не то, что “Руслан и Людмила”, но совершенно русские». И далее: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».
Публикация состоялась только в 1840 г., когда В. А. Жуковский поместил сказку в журнале «Сын Отечества», заменив по цензурным соображениям попа на купца Кузьму Остолопа: «Жил-был купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый Лоб». И только в 1882 г. в собрании пушкинских сочинений под редакцией П. А. Ефремова (1830-1907) текст был напечатан по рукописи. Однако в массовых изданиях до начала XX в. все еще помещался текст Жуковского.
В 1919 г. Государственное издательство выпустило (а в 1922 г. переиздало) измененный вариант сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе Остолопе и работнике его Балде», в которой поп получил фамилию купца. В той же книге опубликовано продолжение, написанное Демьяном Бедным (1883-1945) - «Сказка о батраке Балде и о страшном суде», где рассказано о грустной кончине Балды и его выходе из могилы спустя сто лет по зову «красноармейской трубы».
Демьян Бедный - псевдоним Ефима Алексеевича Придворова. Его дядю Д. С. Придворова, прослывшего правдолюбцем-бессребреником, обличителем произвола, односельчане прозвали Демьяном Бедным. Такой псевдоним и взял поэт в 1912 г., когда в газете «Звезда» с помощью партийного и государственного деятеля В. Д. Бонч-Бруевича (1873-1955) появилось стихотворение «О Демьяне Бедном - мужике вредном».
Образование поэта состояло из обучения у сельского дьячка, в киевской военно-фельдшерской школе и на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Вскоре после начала сотрудничества с большевистской печатью Бедный стал, по собственным словам, «присяжным фельетонистом большевистской прессы». С 1912 г. «жизнь моя как струнка... - писал поэт. - То, что не связано непосредственно с моей агитационно-литературной работой, не имеет особого интереса и значения».
Вспоминая о начале его деятельности в «Звезде», сотрудник газеты «Правда» М. Ольминский (1863-1933) писал: «Демьян Бедный не был новичком в печати. Его стихотворения за подписью “Е. Придворов” появлялись в народнических и кадетских изданиях. Он не был марксистом, но внутренне тяготел к наиболее левым течениям. И когда стала выходить “Звезда” чисто большевистского характера, он почувствовал к ней особую симпатию; сначала стали приходить по почте его стихи, а затем явился и сам автор. Вскоре он стал посещать ночную редакцию (в типографии) чуть ли не ежедневно. Здесь, в дружеских беседах, среди ночной газетной сутолоки, проявилась в Е. Придворове потребность в боевых литературных выступлениях, и родился на свет баснописец Демьян Бедный. Его очень быстро стал высоко ценить т. В. Ленин, тогда как многие другие товарищи долго косились на пришельца».
Первая книга басен поэта, изданная в 1913 г. уже с цензурными изъятиями (из 100 басен осталось 60), была конфискована. И Демьян Бедный стал печататься не только в большевистской прессе, но и во многих находившихся под влиянием партии профессиональных журналах: «Металлист», «Текстильный рабочий», «Вестник приказчика» и др.
Критики отмечали «хороший, простой и сильный русский язык, местами вульгарный, местами даже грубый, но всегда соответствующий теме и ею оправдываемый» (Вл. Кранихфельд).
В 1912 г. Бедный вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков) и начал активно сотрудничать в газете «Правда». Тогда же началась его переписка с В. И. Лениным (1870-1924), который ценил поэта и писал, что его надо «систематически и аккуратно поддерживать. Грех будет на вашей душе, большой грех... перед рабочей демократией, если вы талантливого сотрудника не притянете, не поможете ему». Правда, позже он отмечал, что Бедный «грубоват. Идет за читателем, а надо быть немного впереди».
Демьян Бедный с детства интересовался книгами, рано начал подбирать библиотеку, которая во многом определила его творческий путь. К началу 1920-х гг. в коллекции находились произведения П. П. Ершова, Н.А. Некрасова, А. В. Кольцова, сборники былин, сказок, песенники. Даже с фронта, в 1914 г., Д. Бедный посылал жене письма: «...сударыня, следите за свежими сказками...», «очень меня огорчило то, что ты не сумела раздобыть книгу сказок поморских, о которых я писал. Из-под земли выкопай, а чтобы была... Я сказками живу во всех смыслах. И ты это знаешь. Чтобы книга мне была!»
Эстрадный артист и известный собиратель Н. П. Смирнов-Сокольский (1898-1962) писал о Бедном-библиофиле: «Знал он книгу, как сейчас знают только немногие. Не было такого вопроса в русской литературе, на который бы не ответил Демьян Бедный. От допетровских старинных “Вечерей душевных” до новой современной книги, вышедшей только вчера, - все знал и любил этот самобытный, талантливый русский поэт».
Среди собирательских интересов поэта были, разумеется, и книги А. С. Пушкина. В коллекцию вошли почти все прижизненные издания, включая журнальные публикации, все альманахи пушкинской поры и т. д.
«Сказка о батраке Балде и о страшном суде» впервые опубликована в «Правде» в 1918 г. и в том же году перепечатана в газете «Беднота». Позже это произведение было включено поэтом в «Собрание сочинений в одном томе». В 1923 г. сатирическое издательство «Крокодил» при «Рабочей газете» переиздало сказку, пользовавшуюся большой популярностью, а Добровольное общество «Долой неграмотность» включило ее в программу ликбезов.
Цветная обложка, черно-белые заставка, буквицы, семь полосных иллюстраций, концовки созданы художником Василием Васильевичем Спасским (1870-1923 или 1924). Получив две серебряные медали Училища живописи, ваяния и зодчества, он поехал в Париж для продолжения образования в ателье Кормона. Будучи главным художником московского издательства А. Д. Ступина (с 1899 г), Спасский работал в журналах «Нива», «Детское чтение», «Просвещение», «Светлячок». После 1917 г. художник был привлечен к агитационно-пропагандистским работам в Издательстве ВЦИК, создавал плакаты и оформлял книги по заказам этого издательства, Реввоенсовета (в частности, иллюстрировал стихи Демьяна Бедного), Госиздата, издательства «Жизнь и знание» и др.
На титульном листе книги - автограф Демьяна Бедного: «Паше Радимову. Демьян Бедный. 14/III/24».
Павел Александрович Радимов (1887-1967), поэт и художник, автор поэтических книг «Полевые псалмы» (1912), «Земная риза» (1914), «Попиада» (1914), «Деревня» (1922) и др. П. А. Радимов часто навещал Демьяна Бедного в поселке Мамонтовка, где последний с 1922 по 1944 гг. жил с семьей.
Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837)
Сказка о попе Остолопе и работнике его Балде (1831 г.).
Бедный, Демьян (Придворов, Ефим Алексеевич; (1883-1945)
Сказка о батраке Балде и о страшном суде (1919 г.). Худ. В. В. Спасский. М.: Государственное издательство, 1922. 24 с., ил. 22,2x17,4 см. Тираж 10 000 экз.