Судья и собачка (1923 год)
Декрет Совнаркома «О частных издательствах» был подписан 12 декабря 1921 г. Теперь частнокооперативные предприятия могли иметь собственные или арендованные типографии, склады, магазины; продавать книги, изданные на собственные средства без субсидий со стороны государства, печатать книги за границей.
Среди частных издательств того периода, многие из которых были специализированными, детской и юношеской литературой занимались «Радуга» в Ленинграде и издательство Г. Ф. Мириманова в Москве.
Издательство Гаврилы Фомича Мириманова «На помощь деревне и школе», существовавшее в 1923-1930 гг., выпускало ежегодно около 30 названий дешевых книг («книжки-малышки», «книжки-картинки», «Библиотеку школьника», массовую книгу для крестьян).
В отличие от «Радуги», делавшей акцент на оформлении, издательство Мириманова стремилось к удовлетворению массового спроса и заполняло книжный рынок дешевой, скромно оформленной продукцией (которая даже получила название «миримановщины»).
В «Библиотеке школьника» выходили произведения отечественных и зарубежных писателей, преимущественно посвященные животным (Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», зоологические сказки С. Вершинина «Записки страуса», В. Критский «Рассказы о животных», А. Куприн «Белый пудель», Н. Денисов «Плохие времена Патрикеевны», В. Гауф «Калиф-аист» и др.). Издания иллюстрировались художниками А. Ф. Андроновым, В. Н. Денисовым и др.
Немало книг Мириманова оформлялось художниками-анималистами, основоположниками отечественной анималистической школы - А. Н. Комаровым (1879-1977) и В. А. Ватагиным (1884-1969). Последний успешно работал над «книжками-картинками» - иллюстрированными рассказами «Птицы», «Звери красивые», «Звери самые маленькие» и др.
Оригинальные рисунки в несколько красок А. Н. Комарова содержались в альбоме для детей «Мир животных» (в трех выпусках - «Домашние животные», «Дикие звери», «И мы играем»). Им же оформлены обложка, титул, оборот титула, заставки, концовки и многочисленные силуэтные рисунки по тексту книги «Судья и собачка», которая вышла в 1923 г. в «Библиотеке школьника». Текст, как указано на титульном листе, взят «из американских рассказов».
Алексей Никанорович Комаров, внебрачный сын помещика П. Ф. Розетти, родился и провел детство в Тульской губернии, воспитывался тремя сестрами отца. Учился в тульской частной школе А. Н. Конопацкого, затем в реальном училище.
А. Н. Комаров вспоминал о детстве: «Я зарисовываю зверюшек и птичек, читаю Брема и сверяю рисунки Шпехта, Кунерта, Мютцеля с натурой и мечтаю когда-нибудь нарисовать и лучше и полнее всех птиц и зверей мира». Работы Фридриха Шпехта (1839-1909), Вильгельма Кунерта (1865-1926) и Густава Мютцеля (1839-1893), знаменитых немецких художников-анималистов, оформлявших произведения Альфреда Брема (1829-1884) и других ученых, оказали влияние на А. Н. Комарова. Будучи уже сложившимся мастером, художником станковой живописи, иллюстратором, лучшие работы он создал, рисуя иллюстрации к беллетризованным документальным книгам о природе и животных: «Рассказы натуралиста» П. А. Мантейфеля (1937), «Путешествия Н. М. Пржевальского» (1941) и «Записки натуралиста» Е. П. Спанген- берга (1950, 1951).
После окончания тульского реального училища Комаров поступил в Школу живописи, ваяния и зодчества в Москве, где обучался в классе профессора Алексея Степановича Степанова (1858-1923), одного из немногих в то время русских художников-анималистов.
«Меня часто спрашивают теперь: когда вы стали анималистом? А я думаю, когда я им не был?» - вспоминал художник.
Как и В. А. Ватагин, Алексей Комаров начинал деятельность еще до революции, в сытинской школе, обучаясь у А. В. Моравова (1878-1951) и С. В. Герасимова (1885-1964), с 1915 г. будущим художникам преподавал гравюру И. Н. Павлов (1872-1951). (В сытинскую школу принимались дети рабочих; в 1918 г. она была преобразована в Государственную мастерскую печатного дела.) Пережив увлечение модерном, Комаров продолжил реалистические традиции русского графического искусства. Работал он преимущественно для многотиражных изданий. Его ранние работы 1900-х и 1910-х гг. украсили несколько книг А. А. Федорова-Давыдова (1873 или 1875-1936) «Сказки кота Баюна» (1920), «Мои хорошие» (1919), «Похождения разбойника Капризки» (1918). Для старших детей им выполнены заставки и концовки к басням И. А. Крылова (1918), поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1923), иллюстрации к сборнику стихов для детей Демьяна Бедного «Читай, Фома, набирайся ума» (1919).
В 1920-х гг. Комаров выступал не только как иллюстратор, но и как автор изданий о животных, создавая цветные книжки-картинки: «Домашние животные» (1926), «Животные жарких стран» (1926), «Животные холодных стран» (1926), «Мир животных» (1926), «Птицы» (1928), «Птицы-строители» (1927) и др.
Творчество А. Комарова заинтересовало издателей журнала «Псовая и ружейная охота» (1894— 1907), и его пригласили работать в имение редактора С. В. Озерова (1859-1903). Борзые и лошади стали любимыми героями картин и рисунков художника, в них он продолжал традиции классиков охотничьего жанра Николая Сверчкова (1817-1898) и Петра Соколова (1821-1899). Этот опыт позже пригодился Комарову при оформлении журнала «Охота и охотничье хозяйство».
В советское время художник сотрудничал с издательствами «Детгиз», «Учпедгиз», «Молодая гвардия», «Советская наука» и т. д., иллюстрировал научные издания (труд В. Н. Шнитникова «Звери и птицы нашей страны», «Атлас промысловых зверей и птиц» и др.). В его оформлении миллионными тиражами выходили школьные учебники, открытки, марки, конверты. Всю жизнь А. Н. Комаров занимался станковой живописью (его картины хранятся в Зоологическом музее МГУ в Музее коневодства и Биологическом музее им. К. А. Тимирязева, в Государственном Дарвинском музее в Москве, во многих краеведческих музеях).
Комаров много путешествовал (в том числе в составе зоологических экспедиций): в Швеции, на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае.
С 1936 г. и до самой смерти художник (заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР) жил в собственном доме в поселке «Советский художник» на станции Пески, недалеко от Коломны. Здесь он увлекался выращиванием цветов, начал сочинять рассказы, стихи, записки, в которых, в частности, писал: «Я старался заразить зрителей и читателей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю».
Судья и собачка: из американских рассказов. Рис. А. Н. Комарова. М.: Издание Г. Ф. Мириманова, 1923. 15 с., ил. 26,8x17 см. Тираж 10 000 экз. (Библиотека школьника).