Собрание ста тридцати двух гравированных картин, содержащих в себе жизнь Иисуса Христа (1822 год)
Василий Храмцов
Изданная в 1822 году в Москве книга «Собрание ста тридцати двух гравированных картин, содержащих в себе жизнь Иисуса Христа» — это наглядное пособие для иконописцев и художников, расписывавших храмы. Об этом заявлено уже на титульном листе издания: «Здесь живописец приобретением оных <гравюр> снабдит себя лучшими рисунками для изображения, стенного писания во храме Божием, рисовальщик и учащийся рисовать найдёт для своего упражнения приятное и полезное препровождение времени и усовершенствуется в сем искусстве». В альбом входят иллюминованные от руки гравюры, изображающие Спасителя, четверых евангелистов и сто двадцать семь евангельских сюжетов. Изображения евангелистов снабжены краткими жизнеописаниями, сцены Нового Завета — фрагментами текстов Священного Писания.
Автор книги - гравёр Василий Храмцов, обычно ставивший под своими работами подпись: «Гравировал Василий Храмцов», «Грав. Вас. Храмцов» или, как в данном случае, просто - «Г.В. Храмцов». В «Подробном словаре русских гравёров XVI-XIX вв.» ДА Ровинского (Санкт-Петербург, 1895) о нём сказано: «Храмцов Василий, гравёр пунктиром и резцом Бекетовской школы, ученик Осипова». Упоминание о «бекетовской школе» означает, что Храмцов получил художественное образование в московской школе гравёров, организованной Платоном Петровичем Бекетовым. Соученик Н.М. Карамзина по пансиону Штадена, отставной гвардейский офицер, председатель Общества истории и древностей российских, Бекетов в 1807 году открыл на Кузнецком мосту частную типографию, которая за короткий срок заслужила славу одной из лучших в России. При типографии имелась школа гравёров, где обучались в основном крепостные самого Бекетова.
Алексей Осипов, названный Ровинским учителем Храмцова, — самый талантливый из выпускников школы.
Известны около двух десятков портретов, выполненных Храмцовым для Бекетова, но в 1812 году бекетовская типография сгорела, и художник, судя по всему, начал работать самостоятельно. В 1813-1815 годах им для различных издателей были исполнены несколько лубков на военные сюжеты. Вероятно, они определили дальнейшую судьбу Храмцова, так как впоследствии из-под его резца появлялись, за редким исключением, именно лубочные картинки. Ровинский указывает на их низкое качество, а в нескольких случаях называет «отвратительными».
Художественный уровень гравюр и качество ручной раскраски описываемого экземпляра также весьма невысоки, но, с точки зрения библиофила, ценность книги от этого никак не уменьшается: ведь из 132 её иллюстраций в «Словаре» упоминается только одна - изображение Спасителя, остальных гравюр Ровинский, скорее всего, просто не знал. Редкое малоизученное лубочное издание, храмцовский альбом евангельских сюжетов интересен ещё и тем, что позволяет проследить неисповедимые «пути просвещения», а именно как и на каких образцах начинающие живописцы-самоучки пушкинской поры получали первые уроки мастерства.
Храмцов Василий
Собрание ста тридцати двух гравированных картин, содержащих в себе жизнь Иисуса Христа. Здесь живописец приобретением оных снабдит себя лучшими рисунками для изображения Стенного писания во храме Божием, рисовальщик и учащийся рисовать найдёт для своего упражнения приятного и полезного препровождения времени и усовершенствуются в сём искусстве. Москва, 1822 года. 1 л. титул, 132 л. - крашенные акварелью гравюры В. Храмцова. В современном цельнокожаном переплёте работы А.А. Рузайкина. Корешок тиснён золотом. 18,4x11 см.