Сочинения (1827 год)
Алексей Яковлев
Трагик Петербургского императорского театра Алексей Семёнович Яковлев, за свою недолгую жизнь сыгравший около сорока ролей, начал писать стихи ещё до вступления на актёрское поприще. Изредка его произведения попадали в печать, но отдельный сборник, дающий наиболее полное представление о Яковлеве-поэте, появился лишь в 1827 году, к десятилетней годовщине его смерти.
На фронтисписе книги помещён гравированный портрет Яковлева, выполненный С.Ф. Галак-тионовым по оригиналу О. Эстеррейха. Впервые он воспроизводился в 1816 году в журнале А.Ф. Кропотова «Пантеон славных российских мужей». На портрете актёр изображён в роли шотландского витязя Фингала - героя одноимённой трагедии В.А. Озерова. «Наружность его была прекрасна: телосложение правильное, рост высокий, но не огромный, благородная поступь, движения естественные: ничего угловатого, ничего натянутого. Лицо было зеркалом души его: открытый лоб, глаза светлые и выразительные, рот небольшой, улыбка пленительная», - так описывал внешность Яковлева известный театрал С.П. Жихарев.
Стихотворениям, поэмам и пьесам, вошедшим в сборник, предшествует краткая биография автора, составленная писателем и историком П.П. Свиньиным. В ней речь идёт, главным образом, о детских и юношеских годах будущего трагика, о его раннем увлечении чтением, декламацией и сочинительством. Рождение в семье костромского (по другим сведениям, петербургского) купца, раннее сиротство, обучение в народном училище, служба в галантерейной лавке опекуна И.М. Шапошникова - мужа старшей сестры Пелагеи, затем собственное торговое «предприятие» в Петербурге: сначала галантерейное «окошко» в зеркальной линии Гостиного двора, потом небольшой «шкапик» с мелочным товаром и картинками на Бирже - вот вехи жизни Яковлева до встречи со знаменитым актёром И.А. Дмитревским, ставшим его другом и наставником в театральном искусстве. Не менее важную роль в превращении незадачливого купца в будущего кумира публики сыграли друг его юности, также выходец из купеческого сословия Г.И. Жебелев, «открывший» Яковлеву мир литературы и театра, и директор Ассигнационного банка Н.И. Перепе-чин, оказывавший ему всяческое покровительство и поощрявший его поэтические опыты.
Одно из первых произведений Яковлева -пьеса «Отчаянный любовник», повествовавшая о любви богатого дворянина Пылкосерда и бедной девушки Милоны. Непреклонность отца Пылкосерда - Гордона, не давшего родительского благословения влюблённым, приводит в итоге к трагической развязке: не мысля жизни без Милоны, Пылкосерд кончает с собой. Пьеса была написана в 1793 году и тогда же вышла отдельным изданием. В сборнике 1827 года, разделённом на шесть тематических частей, она составила последнюю, шестую часть.
В первый раздел вошли духовные произведения: поэма «Торжество Веры», стихотворения «На день Христова распятия» и «Вера». Религиозная тематика не случайна в поэтическом творчестве Яковлева: глубокая набожность и внутренняя потребность поступать «по писанию» являлись характерными свойствами его личности.
Второй раздел, озаглавленный «Лирические стихотворения», объединил торжественные оды на кончину Екатерины II, на коронацию и тезоименитство Павла I, на бракосочетание великого князя Николая Павловича и Александры Фёдоровны, а также на посещение Александром I праздника 15 июля 1816 года по случаю открытия в Петербурге новой Биржи. На последнее событие Яковлев не мог не откликнуться: ведь он до конца жизни оставался приписанным к купеческому сословию.
Сатирическая пьеса «Наушник, или Разговор живописца с подъ-ячим», поэма «Игрок в банк» и несколько посланий составили третью и четвёртую части сборника. Жихарев утверждал, что почти во всех стихах Яковлева, даже шутливых, заключалось «сильное чувство и особенно задняя мысль о той несчастной страстной любви, которая пожирала его существование». Более всего эта «задняя мысль» выразилась в цикле стихотворений «К Аглае», вошедшем в пятую часть сборника.
На то ль, Аглая, я пленился
Твоей небесной красотой,
Чтоб вечно мучился, крушился,
Снедаясь лютою тоской?..
В вымышленной Аглае современники видели актрису Александру Михайловну Каратыгину, жену
Андрея Васильевича Каратыгина. Не называя имени, Свиньин в биографической статье к сборнику писал: «Яковлев любил прелестную, любезнейшую из женщин, которая не принадлежала ему! От того казался он всегда мрачен, задумчив». Даже пристрастие к крепким напиткам и попытку самоубийства в ноябре 1813 года многие были склонны объяснять этой несчастной страстью.
Конечно, таланты Яковлева-актёра и Яковлева-поэта несопоставимы. Хотя поэму «Торжество Веры» хвалили С.Т. Аксаков и Г.Р. Державин, его стихи в целом уже в начале 19 века представлялись слишком архаичными. Их ценность в другом - при всём несовершенстве формы и содержания поэту удалось живо передать свои мысли и душевные переживания.
Яковлев Алексей Семёнович (1773-1817)
Сочинения Алексея Яковлева, Придворного Российского Актёра. Санкт-Петербург: В типографии Александра Смирдина, 1827. XV, 117 с., фронтиспис - портрет А.С. Яковлева в роли Фингала, гравюра С.Ф. Галактионова по оригиналу О. Эстеррейха. В картонаже второй половины XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой с пальмовыми листьями, идущими от корешка. 21х13 см.