Способ для девушек всех возрастов взять себе супруга (1834 год)
Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдёт ли он - тотчас беседа
Заводит слово стороной |
О скуке жизни холостой;
Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай;
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару,
И запищит она (Бог мой!):
«Приди в чертог ко мне златой!..» |
Ситуация, описанная А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», связана с одной из древнейших проблем в истории человеческих отношений: «Как девушке выйти замуж?» Дать исчерпывающий ответ на этот непростой вопрос попытался анонимный автор книжечки «Способ самый лёгкий и самой верный для девушек всех возрастов взять себе супруга по собственному выбору, во всякое время», увидевшей свет в Москве в 1834 году. О себе сей безвестный знаток женских сердец, назвавшийся «Усерднейшим почитателем всех девушек», счёл нужным сообщить, что ему двадцать пять лет, что он - офицер-кавалерист и что у него есть невеста, совершеннолетия которой он нетерпеливо ожидает, чтобы вступить с ней в брак. Так что личной корысти в вынесении собственного опыта на суд прекрасной половины человечества, поясняет автор, у него нет, а движет им лишь желание помочь тысячам страждущих найти своё счастье. При этом, добавляет он, поясняя, как родилась в его голове дерзкая мысль давать советы дамам, «кому лучше знать сердца мужчин, как не им самим? кому лучше знать, что именно сильнее действует на эти сердца? и, наконец, кому лучше знать, что в девушке всего больше нравится и не нравится мужчине?»
Основную причину, по которой женские прелести часто оставались не замеченными сильным полом, автор видит в том, что в его время мужчины и женщины мало общались между собой. «У нас в России, - пишет он, - два пола ещё почти всегда, как два неприятеля, сходятся только на балах и вечерах, как в нейтральном владении, и лёгкие впечатления от танцев изглаживаются так скоро, как следы на песке от первого ветра». А потому следовало сделать так, чтобы даже это краткосрочное общение оставляло в сердцах глубокие зарубки. Для этого предлагались средства моральные и физические. Каждому из них в книге посвящена отдельная глава.
Главным моральным средством для достижения желаемой цели автор считает искреннее внимание девушки к предмету своего чувства. Обосновывает он свою мысль следующим образом: «Каждая девушка, которая уже совершенно решилась взять себе супруга, к тому из мужчин, которого избрала, должна быть особенно внимательна, и это ничуть не предосудительно, нисколько не нарушает приличий. Но, спросят, если внимание не будет оценено, если им пренебрегут? Неправда, говорю смело, этого никогда не может быть! Из тысячи мужчин вы не найдёте даже одного, который бы не умел ценить внимание девушки. Если даже мужчина был совершенно к ней равнодушен, то ручаюсь, что одна благодарность заставит его отвечать всякому чувству женщины! А любовь, основанная на благодарности, гораздо прочнее самой сильной страсти». Жеманство же, напротив, делится своими наблюдениями приметливый кавалерист, лишь убивает только-только зарождающийся интерес мужчины к своей визави: «Есть одна смешная странность в иных девушках: когда к ним адресуются с каким-нибудь вопросом, то они, вероятно, помня строгий приказ маменьки не вступать ни в какие переговоры с мужчинами, всегда отвечают односложными «да» и «нет», «Я не знаю!», «Я не понимаю!». Иногда так невпопад дают эти лаконичные ответы, что говорят «да!», где нужно сказать «нет!». Маменьки не замечают, что роль «девы безмолвия» не всегда удачно разыгрывается!»
Так что, утверждает автор, девушкам следует вести себя естественно и, не нарушая приличий, следовать за порывами сердца, как это сделала Татьяна Ларина: «Подобная только любовь получит взаимность». Но, приведя в пример драматическую историю любви пушкинской героини, он тут же опровергает вероятные упрёки возможных скептиков: «Ба! Ба! Кстати, что напомнил, - скажете вы, - как же вы, сударь, предлагаете нам ваш способ, когда сейчас одним именем Татьяны так живо напомнили нам всё несчастие этой девушки! Разве не может так случиться и с нами? Я предвидел ваш вопрос, заранее приготовился отвечать и решительно говорю, что не может! Онегин - лицо вымышленное, и господину Пушкину надлежало дать ему подобный характер и чувства, чтобы продолжать свой роман. Да к тому ж, если бы Татьяна имела немного побольше опытности и настойчивости, то сцена в саду не должна была бы приводить её в отчаяние. Ей бы продолжать да продолжать свои письменные экспедиции, и почём знать, что другое, третье или четвёртое письмо не имело бы своего действия? Когда штурмуют крепость, то, невзирая на град пуль и картечь, бесстрашные воины делают своё дело и всё-таки берут крепость!»
Покончив на этом профессиональном экскурсе с моральной стороной вопроса, автор обращается к средствам физическим: «Они ещё легче. Их не может быть много. Природа так позаботилась об украшении своих любимиц, что искусству почти ничего не осталось. Моды и наряды очень мало прибавляют к наружным достоинствам девушки. Но чистота и опрятность в одежде есть один из нужнейших способов для выбора супруга». Далее рассказывается история о том, как маленькое пятнышко на белом кисейном платье убило зарождавшуюся страсть юного офицера: «Оно показалось ему пятном на сердце девушки».
Итак, вывод: для того чтобы завоевать сердце мужчины и стать «верною супругой и добродетельной матерью», по мнению автора, любая девушка должна быть естественна в выражении чувств и опрятна - этого достаточно! Наивно? С точки зрения нашего века, несомненно. Но за этой наивностью стоят мораль, воспитание и система ценностей давно ушедших поколений.
Одной из вершин русской философской мысли считаются знаменитые слова Л.Н. Толстого: «Равнодушие - душевная подлость».
Однако безвестный автор нелепой книжонки в помощь девицам, желающим выйти замуж, по сути дела, предвосхитил великого романиста и мыслителя, написав: «Равнодушие сердца есть тоже болезнь...».
Способ самый лёгкой и самой верной для девушек всех возрастов взять себе супруга по собственному выбору, во всякое время. Москва: В типографии М. Пономарёва, 1834. [1], [6], 24 с. В комбинированной издательской печатной обложке. 20x13,5 см. Экземпляр не обрезан.