Стихотворения (1835 год)
Алексей Кольцов
Единственная прижизненная книга воронежского поэта-самородка А.В. Кольцова - величайшая редкость. Многие поколения российских библиофилов мечтали подержать её в руках или хотя бы увидеть, но тщетно...
В сборнике, изданном по подписке стараниями Н.В. Станкевича и ВТ. Белинского, всего 18 стахотворений 1828-1834 годов. «Ты не пой, соловей», «Не шуми, ты, рожь», «Совет старца» — стихи Кольцова нравились читателям, и книга была в короткое время раскуплена. Его имя нередко встречалось в столичных журналах: «Телескопе», «Сыне Отечества», «Московском наблюдателе», «Отечественных записках». Стихотворение «Урожай» напечатал Пушкин в своём «Современнике».
Судьба «поэта-прасола» трагична. Его отец Василий Петрович, энергичный и удачливый купец, видел в единственном сыне продолжателя своей торговой деятельности. Обучение Кольцова в двуклассном Воронежском уездном училище ограничилось одним классом. Всё остальное время он находился при отце, на практике постигая законы прасольной коммерции.
К миру русской поэзии Кольцов приобщился в немалой степени благодаря владельцу воронежской книжной лавки ДА Кашкину и руководителю кружка семинаристов АЛ. Серебрянскому, ставших первыми литературными наставниками начинающего поэта.
В «большую литературу» Кольцова ввёл Станкевич, приехавший в 1830 году в воронежское имение своего отца и решивший встретиться с автором случайно им услышанных и понравившихся стихов, написанных в духе народных песен.
Общение с членами кружка Станкевича, появившиеся публикации в столичных журналах знаменовали новый этап жизни поэта, не перестававшего заниматься коммерцией.
Часто бывая по торговым делам в Москве и Петербурге, Кольцов знакомился с известными писателями, актёрами, художниками, музыкантами. М.П. Погодин, Н.И. Надеждин, М.С. Щепкин, И.А. Крылов, П.А. Плетнёв, А.Г. Венецианов, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский - столь широкие и представительные культурные связи не только способствовали духовному росту провинциального стихотворца, но и помогали улаживать коммерческие дела, упрочивали положение в купеческой среде, где поначалу его поэтические опыты расценивались не иначе, как «чудачество».
Столичное общество по-разному относилось к Кольцову: «Одни принимали его как диковинку, другие были в восторге в своей просвещённой готовности уважать талант даже в мещаннне». Эти строки написал Белинский — единственный по-настоящему близкий Кольцову человек среди собратьев по перу.
В рецензии на кольцовский сборник стихотворений, сказав, что автор «владеет талантом небольшим, но истинным, даром творчества не глубоким и не сильным, но неподдельным и ненатянутым», Белинский раскрыл одну из причин душевного разлада последних лет жизни Кольцова. Его дарование жаждало более глубокого интеллектуального развития, но ему недоставало для этого творческого и культурного фундамента.
Диссонанс между творчеством, литературными связями в обеих столицах и реальной жизнью, купеческими занятиями в Воронеже вызывал чувство тоски и одиночества: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нём...»
Умер Кольцов тридцати трёх лет. Многие его произведения стали народными песнями и популярными романсами, а их автор — классиком русской литературы.
Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842)
Стихотворения Алексея Кольцова. Москва, в типографии Ник. Степанова, 1835. 40 с. В цельнокожаном современном переплёте работы А.А. Рузайкина, стилизованном под подносные переплёты 30-х годов XIX века. 20x12,5 см. Тираж 50 экземпляров (сообщено Я.И. Бердичевским).