Тифлис в историческом и этнографическом отношениях (1870 год)
Дмитрий Бакрадзе, Николай Берзенов.
«Мне Тифлис горбатый снится, Сазандарей стон звенит...» - таким остался город в воспоминаниях знаменитого поэта Осипа Мандельштама. Тифлис считался одним из древнейших поселений на свете, уступавший лишь Египту, Вавилонии, Ниневии, Персии, Греции и Риму. Какие только народы не оставили свой след в истории города - греки, римляне, арабы, монголы, персы, византийцы. Неспокойная история Тифлиса всегда была тесно связана с историей Грузии.
ВIV веке на месте современного Тбилиси был густой лес. По легендам, когда царь Вахтанг I Горгасал охотился в этих местах, то его сокол ранил оленя. Истекающее кровью животное побежало к серному источнику и исцелилось его водой. Удивлённый таким действом, царь велел построить на этом месте город, название которого переводится как «теплый» - по-гречески Тифлис, по-грузински Тбилиси. Так начиналась история города на правом берегу Куры - в районе серных бань, где-то между нынешним Метехским мостом и плотиной «300 арагвинцев». До сегодняшнего дня сохранилось в городе много древних бань, и среди них старейшая - Ираклиевская, за владение которой ещё в XVI веке спорили члены царской семьи и служители церкви. Сын же Вахтанга I завершил сооружение городских стен и перенёс столицу Картлийского царства в Тифлис. До этого момента роль столицы принадлежала Мцхету, который расположился в 30 километрах от Тифлиса, почти у подножия Кавказского хребта. Окрестности Мцхета очень живописны. Здесь сходились с одной стороны ущелье Куры, с другой - ущелье Арагви и получалось, что Мцхета лежал у слияния двух рек, Куры и Арагви. По словам грузинских летописей, Мцхета был построен Мцхетосом, сыном Картлоса, давшим Грузии своё имя. Позже персидским эриставом Ардамом вокруг города была воздвигнута каменная крепость. По преданию, именно от Ардама грузины узнали искусство строить на извести.
В те давние времена в Мцхете, как и во всей Грузии, исповедовали языческую религию - народ обожествлял солнце, луну и звезды. Особенно почитаемым было божество Армаз. Его каменное изваяние стояло на горе, недалеко от слияния Куры и Арагви. Эта гора носила название Картлосис-мта, позже переименованная в Армазис-мта. Гора Армаз была в особенном почитании у грузин - они считали, что здесь был похоронен Картлос, которому и поклонялись. Здесь же была построена в древности крепость Армаз. Около тысячи лет Мцхета был столицей государства Картли (Иберии).
Но вернёмся в Тифлис. С конца VI века городом владели то персы, то византийцы, то арабы. В 828 году Тифлис был разрушен хазарами, в 851 году - сарацинами, затем опять персами.
Во второй половине XI века город дважды опустошили турки-сельджуки, и только в 1122 году царь Давид IV Строитель освободил Тифлис и сделал его столицей государства Багратидов. Тифлис, четыреста лет находившийся в руках чужеземцев, теперь вновь принадлежал Грузии. Период царствования внучки Давида, царицы Тамары, стал «золотым веком» в истории Тифлиса, но в правление сына её Георгия IV город был разорен монголами. И опять началась эпоха завоеваний древнего города. Сначала Тифлис был опустошен Тамерланом, потом опять разрушен персами, а в XVII веке городом овладели турки. В 1795 году Тифлис испытал последнее бедствие - персидский шах Ага-Магомет-Хан превратил город в груду развалин, а жителей его частью истребил, частью увёл в плен. В ноябре 1799 года в Тифлис прибыл русский отряд под командой генерал-майора Лазарева, и с этого момента для города наступила эра мирного процветания и роста. В 1801 году, с образованием Грузинской губернии, Тифлис стал губернским городом и резиденцией главнокомандующего Кавказской армией, а впоследствии, до 1822 года, - наместников кавказских.
Тогда-то и был практически заново отстроен Тифлис, вследствие чего значительнейшая часть города приобрела европейский вид. Многие знаменитые москвичи и петербуржцы стремились посетить этот город и вообще кавказский край. Среди них был и «известный стихотворец, отставной чиновник X класса Александр Пушкин», который отправился в марте месяце из С.-Петербурга в Тифлис. «А как по высочайшему его имп. величества повелению состоит он под секретным надзором, то по приказанию его сиятельства графа И.Ф. Паскевича, имея честь донести о том вашему превосходительству, покорнейше прошу не оставить распоряжением вашим о надлежащем надзоре за ним по прибытии его в Грузию» - так писал генерал-майор барон Д.Е. Остен-Сакен в донесении военному губернатору Грузии генерал-адъютанту Стрекалову. При подъезде к границе Кавказской губернии, в одной из станиц, Пушкин «из первых оделся в черкесский костюм, вооружился шашкой, кинжалом, пистолетом». Днём он затевал скачки, а вечером, располагаясь на ночлег в одном из казённых домиков российских укреплений, поэт начинал расписывать стены и двери углем или мелом. Его рисунки и стихи очень забавляли публику, но вместе с тем возбуждали неудовольствие и ворчание старых инвалидов-сторожей, которые немедленно стирали всё тряпкой. Когда же их останавливали, говоря: «братцы, не троньте, ведь это писал Пушкин», то раз один из старых ветеранов ответил: «Пушкин или Кукушкин - всё равно, но зачем же казённые стены пачкать!»
В Тифлисе Пушкин прожил всего лишь около двух недель, но заставил говорить о себе и «покачивать многодумно головами не один год потом». Любой, кто только имел возможность, давал в честь поэта или обед, или вечер, или завтрак, и, конечно, всякий жаждал беседы с ним. «Я не помню дня, в который бы я был веселее нынешнего; я вижу, как меня любят, понимают и ценят, - и как это делает меня счастливым!» - таким был тост Пушкина на одном из тифлисских пиршеств, после которого поэт «от избытка чувств бросился ко всем с самыми горячими объятиями и задушевно благодарил за эти незабвенные для него приветы».
В этом древнем городе, несколькими годами раньше, другим знаменитым русским поэтом Александром Грибоедовым были окончены два первых действия «Горя от ума». В Тифлис он был послан в конце 1821 года для сообщения о войне, вспыхнувшей между Персией и Турцией, но по дороге сломал в двух местах руку и принуждён был обратиться за помощью к первому встречному доктору. Доктор исполнил своё дело так, что по приезде в Тифлис эту же руку пришлось ломать ещё раз. Всё это послужило поводом к тому, что расположенный к Грибоедову Ермолов просил министра иностранных дел Нессельроде о назначении Грибоедова секретарем по иностранной части при своей особе, причём указывал на Грибоедова как на достойного кандидата в директора школы восточных языков, которая в то время проектировалась министерством. Просьба Ермолова была уважена, а сверх того 3 января 1822 года Грибоедов был произведён в коллежские асессоры. Он поселился в Тифлисе близ армянского базара, в небольшом доме, занимая верхний этаж, состоявший из двух небольших комнат, обращенных окнами на предгорья главного кавказского хребта. Много бродил Грибоедов по окрестностям, предпочитая особенно гору Св. Давида, у подножия которой расстилался весь город. На этой горе поэт был захоронен, а потом и его супруга Нина Чавчавадзе.
В Тифлисе служил корнет Нижегородского драгунского полка М. Лермонтов, сосланный на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» и посвятивший Грузии свои поэмы «Демон», «Мцыри», «Дары Терека» и другие произведения. Поэт писал из Тифлиса: «Если бы не бабушка, то, по совести говоря, я бы охотно остался здесь».
Столицу Грузии не раз посещали и русские императоры. Так, при въезде в главнейшую часть Тифлиса, расположенную на правом берегу Куры, был поставлен чугунный крест, воздвигнутый в память избавления от опасности императора Николая I, когда его коляска в 1837 году опрокинулась на краю обрыва. В сентябре 1862 года в городе побывал император Александр II, в 1913 году - император Николай II.
А свой первый рассказ «Макар Чудра» молодой Алексей Пешков опубликовал в тифлисской газете «Кавказ» и впервые подписал его именем «Максим Горький». Поэма «Девушка и смерть», наброски к легенде «Данко», несколько рассказов - всё это тифлисский период творчества М. Горького. В разное время через Тифлис пролегали литературные пути Г. Успенского, А. Чехова, А. Белого, Д. Фурманова и других писателей и поэтов. В городе останавливались В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак, О. Мандельштам, К. Паустовский.
В 1936 году русско-греческое название города официально было изменено на грузинское - Тбилиси.
Но Тифлис - старый и добрый город со свойственным только ему бытом, с неповторимыми традициями, нравами, романтикой - остался. Жизнь всегда бурлила на его площадях, улицах, садах... Город любил празднества и песни под сазандари, бубен и зурну до «меоре супра» («второго стола»), когда с восходом солнца убирали остатки пиршества и перед гостями появлялась новая белоснежная скатерть с ароматными закусками. Колорит города неотъемлимо был связан с многочисленными трактирами, винными погребами и духанами, где ароматные шашлыки дразнили аппетит и рекой лилось кахетинское вино. Яркой достопримечательностью старого города был также тифлисский двор. «...Тифлисский двор не строили, тифлисский двор выдумали фокусники, потом щедрые карачохели обмазали его чихиртмой и бугламой, полили вином и обмели пучком душистой травы - тархуна... Тифлисский двор, как и старая мысль, тих и спокоен: на балконах - ковры, посреди двора - водопроводный кран... Дворы будто народились один от другого: большие и маленькие - все одного племени, все на один манер...». Так писал о любимом городе армянский писатель Агаси Айвазян. На протяжении веков сложился «кодекс поведения» истинного тифлисца, который всегда был щедрым, открытым, веселым, сильным, добрым. Правила гостеприимства никаким уставом не закреплялись, но соблюдение неписаных законов считалось, и по сей день считается, делом чести и достоинства.
Бакрадзе Дмитрий Захарович (1826-1890), Берзенов Николай Георгиевич (?-1874).
Тифлис в историческом и этнографическом отношениях. Издание Густава Беренштама в Тифлисе. С.-Петербург: Типография А. Бенке, 1870. [8], 153, [3] с. В роскошном цельнокожаном переплёте эпохи с золотым узорным тиснением по корешку, с золотым и конгревным тиснением по обеим крышкам, форзацы из муаровой бумаги, тройной золотой обрез. На первом форзаце наклеены экслибрисы алупкин- ской библиотеки князя Воронцова и издателя этой книги - Густава Беренштама. Текст заключен в аккуратные рамочки. 22,3x15 см.