Требник троих (1913 год)
Треба - это богослужебный обряд (крестины, венчание, панихида), совершаемый по просьбе самих верующих.
Требник - книга с молитвами для треб.
«Требник троих» - знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», самой ранней и наиболее радикальной группировки русских футуристов.
Футуризм, одно из главных авангардистских течений в европейском искусстве начала ХХ века, родился в 1909 году на юге Европы, в Италии, но практически сразу дал ростки на северной российской почве. Название нового движения имело в основе латинское слово «futuram», что означает «будущее», и присущие им неукротимое стремление вперёд, решительный отказ от прежней культуры, жадную мечту о рождении «нового человечества» ещё немногочисленные «будетляне» Москвы и Петербурга выразили в первом же своём манифесте, названном звонко и хлёстко - «Пощёчина общественному вкусу»: «Только мы -лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней...»
Считается, что название «Требник троих» придумал «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, так как в новой книге «Гилеи» предполагалось представить творчество трёх наиболее известных поэтов объединения -самого Бурлюка, Владимира Маяковского и Виктора (Велимира) Хлебникова. Позже Бурлюк настоял на сохранении названия, когда выяснилось, что авторский коллектив несколько расширится: к тройке избранных присоединился брат Давида - Николай. Как заметил Бенедикт Лившиц, имевший возможность наблюдать за метаморфозами издания с близкого расстояния, «собственно, это был «Требник четырёх». так как Давида и Николая нельзя было объявить одним лицом». Для сохранения видимости объективности пришлось пойти на компромисс: в объявлениях о появлении книги Давид и Николай Давидовичи были обозначены как одно лицо - Д.Н. Бурлюк.
Сборник вышел из печати в начале апреля 1913 года. Его составляли двадцать пять стихотворений Хлебникова, четырнадцать -Маяковского и тридцать одно - Бурлюков: шестнадцать - Давида, пятнадцать - Николая. Именно там впервые были опубликованы моментально ставшие скандально знаменитыми строчки Владимира Маяковского:
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы вещих губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейтах водосточных труб?
В Библиохронике представлен экземпляр «Требника троих» с дарственной надписью Л.И. Жевержееву (1881-1942) за тремя подписями - Маяковского, Давида и Николая Бурлюков.
С.М. Алянский, организатор издательства «Алконост», вспоминал: «Левкий Иванович Жевержеев был владельцем парчовоткацкой фабрики, но в Петербурге он был известен гораздо больше как собиратель, коллекционер. Фабрикой своей Жевержеев совсем не интересовался; там дела шли по давно, должно быть, ещё его отцом заведённому порядку. Сам же он отдавал всё своё время и средства поискам и собиранию редких книг. Книги Жевержеев собирал преимущественно русские, и почётное место среди них занимали первые издания сочинений наших классиков. Большой раздел в шкафах занимала современная русская поэзия, произведения поэтов всех направлений и группировок: от символистов до крайних футуристов и ничевоков. Среди библиофилов собрание книг Жевержеева считалось одним из лучших в Петербурге. Кроме книг, Жевержеев собирал всё, что относилось к истории русского театра: эскизы декораций и костюмов, портреты знаменитых актёров прошлого в ролях и в жизни, рисунки, гравюры и литографии с изображением сцен из спектаклей. Была у Жевержеева ещё одна страсть - он любил собирать у себя деятелей литературы и искусства различных направлений. Кто только не бывал на «жевержеевских пятницах»! Там можно было встретить поэтов и художников, актёров и режиссёров, композиторов и искусствоведов. Там я впервые увидел Велимира Хлебникова, молодых художников Давида Штеренберга, Владимира Маяковского, который тогда выступал больше как художник, братьев Давида и Николая Бурлюков и других представителей искусства. Все они были люди молодые и шумные. Самым скромным и тихим на «пятницах» был сам застенчивый хозяин, которого никто из гостей не замечал. Он никогда не ввязывался в горячие споры, сидел где-нибудь, забившись в угол, и молча внимательно слушал возбуждённые, шумные речи, иногда только улыбнётся или нахмурится; он наслаждался атмосферой молодости».
Левкий Иванович возглавлял тогда «Союз молодёжи» - общество молодых литераторов и художников преимущественно «левого» направления. Постоянные посетители гостеприимной жевержеевской квартиры, Маяковский и братья Бурлюки регулярно выступали на литературных вечерах «Союза молодёжи», так что возможностей подарить просвещённому фабриканту свою только что вышедшую книгу у соавторов-футуристов имелось предостаточно.
После октября 1917 года дела Жевержеева пошатнулись, и он начал распродавать свою библиотеку. Его главными покупателями стали С.М. Алянский, открывший букинистическую лавку на Колокольной улице, и известный петербургский книжник Ф.Г. Шилов. Вероятно, у кого-то из них и приобрёл «Требник троих» с коллективной дарственной надписью известный художественный критик, один из теоретиков искусства авангарда, близкий знакомый всех участников сборника Николай Николаевич Пунин.
А Жевержеев, сумевший сохранить театральную часть своей коллекции, в конце 1918 года передал её Петроградскому театральному музею. Левкий Иванович состоял в этом музее помощником директора со дня его основания до конца жизни. Он скончался в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Требник троих. Сборник стихов и рисунков. [В. Хлебников, В. Маяковский, Д.Н. Бурлюк.] Москва: Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, 1913. 86, [2] с., 15 л. иллюстраций. Иллюстрации - литографии по рисункам В.В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В.Е. Татлина, Д.Д. и В.Д. Бурлюков. В издательской обложке. 21х17,5 см. В верхней части титульного л. дарственная надпись коричневыми чернилами: «Глубокоуважаемому Левкию Ивановичу [Жевержееву] Маяковский, Н. Бурлюк, Давид Д. Бурлюк». В нижней части титульного л. надпись чёрными чернилами: «Не зажиливайте. Куплено мною у букиниста в 1925 г. Н. Пунин». Описываемый экземпляр ранее входил в собрание Н.В. Казимировой (См.: Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л., 1989. С.665).