Кто что собирает (1916 год)
Алексей Бахрушин
Книга А.П. Бахрушина «Кто что собирает» могла бы стать настольной для каждого серьёзного коллекционера, если бы не её раритетность: лишь немногие счастливчики могут похвастаться тем, что являются обладателями столь редкого издания. Особую ценность этому превосходному справочнику по крупным собраниям России конца XIX века придаёт то, что его составитель - известный купец и предприниматель, совладелец «Товарищества кожевенной и суконной мануфактуры А. Бахрушин и сыновья» - был не просто близко знаком с предметом описания - он изучил его изнутри. Для того чтобы понять, как именно и чего ради, достаточно ознакомиться с «портретом» автора, который тот поместил на первой же странице своего труда: «Бахрушин Алексей Петрович, 40 лет, собирает с 1878 года; главное его собрание - библиотека преимущественно русских книг, старых и новых; последних больше, по разным отделам (всех отделов - 33), но преимущественно - история России, биографии, археология, география, этнография, литература, Rossica и художество. Есть и рукописи и автографы, но мало. Художественные собрания: бронза, медали, миниатюры на кости, гравюры, литографии, фотографии, рисунки карандашом, пером, гуашью, углём и акварелью, фарфор, стекло, майолика, предметы этнографии и прочее, и прочее, и прочее. Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь (какую бы то ни было) в чужих руках, тотчас же старается её приобресть - в этом отношении он очень завистливый человек. Кроме вышепоименованных вещей, у него есть масляные картины, но мало; было у него ещё порядочное собрание старинных русских бытовых вещей, но он их пожертвовал в Исторический музей в Москве».
Далее идут краткие, но выразительные и точные характеристики собирателей (преимущественно московских) и их коллекций - от самых крупных, вроде знаменитой картинной галереи П.М. Третьякова, до весьма незначительных, таких как «лавка старинных вещей» татарина Макаева. Вот как, к примеру, рассказывается о Петре Ивановиче Щукине (1853-1912), старшем из четырёх знаменитых братьев-коллекционеров: «Серьёзнейший собиратель из всех мне известных, потому что он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Так, он изучил старые японские и китайские бытовые и художественные вещи, старинные польские кушаки, русскую парчу и нумизматику (нумизматика у него слабей всего). Обо всём этом он может прочесть целую лекцию с места в карьер! Имея такие серьёзные и полные сведения и свободные деньги, он в сравнительно короткий период времени, всего в 8 лет, составил чудесное и серьёзное собрание (этому также много способствовали его частые поездки за границу) старинных китайских и японских вещей, парчей, миниатюр и слуцких старинных тканных из шёлка и серебра кушаков. Кроме этого, у него не очень болыная, но серьёзная библиотека по художеству на русском и иностранных языках, много картин хороших мастеров, гравюр и много других интересных вещей. У Петра Ивановича есть ещё несколько братьев (сколько их - я верно не знаю, но думаю, что трое). Все они - тоже собиратели, но кто что собирает -не знаю, знаю только, что один собирает библиотеку по русской истории, другой - старинное серебро, а третий - эмали. Этот последний много отбивает у меня этих вещей, так как платит всегда щедрей меня, а потому многие торговцы несут прямо вещь к нему. Если попадётся действительно хорошая, то Щукин её не отпустит обратно. При его свободных средствах можно собрать много хорошего, за ним не угоняешься, потому что он в месяц может на своё собрание истратить более, чем многие другие за год». Жизнь показала, что высокая оценка А.П. Бахрушиным собирательской деятельности братьев Щукиных была верна: в 1905 году, когда П.И. Щукин решил передать свою коллекцию Историческому музею в Москве, она оказалась равной коллекции самого музея. Своё собрание Щукин подарил вместе с тремя зданиями, в которых оно располагалось, и с землёй, на которой эти здания стояли. Коллекции его братьев составили ядро Музея изящных искусств, ныне - ГМИИ им. А. С. Пушкина.
История создания Бахрушиным его энциклопедии частного собирательства в России вполне примечательна. Из-за болезни сердца Алексей Петрович редко выезжал из Москвы, однако в 1892 году врачи настояли на его поездке в Кисловодск. Там, на отдыхе, деятельный Бахрушин нашёл себе занятие: стал записывать всё то, что помнил о знакомых коллекционерах. Вернувшись с юга, он продолжил работу и начал подбирать к своим заметкам портреты собирателей. Так сформировались пять альбомов: «Московские коллекционеры. 1894», «Наши коллекционеры. 1895», «Наши книголюбы. 1897», «Московские букинисты и антиквары. 1899», «Наши книголюбцы. 1899».
По духовному завещанию Алексея Петровича в 1904 году его коллекция (33 000 книг, 160 рукописей, 22 000 предметов графики и декоративно-прикладного искусства) поступила в московский Исторический музей. Там же оказались бахрушинские записи о коллекционерах и их портреты. В 1916 году эти материалы были подготовлены к печати известным учёным, одним из крупнейших пушкинистов ХХ столетия Мстиславом Александровичем Цявловским (1883-1947). Книга увидела свет в издательстве знаменитого собирателя-библиофила Льва Эдуардовича Бухгейма (1880-1942).
Бахрушин Алексей Петрович (1853-1904)
Из записной книжки А.П. Бахрушина. Примечания составил М. Цявловский. С 35 фототипиями. Москва: Издал Л.Э. Бухгейм, 1916. 168, [2] с., 35 л. иллюстраций. В издательской печатной обложке. 23х16 см. Заглавие на печатной обложке: «Из записной книжки А.П. Бахрушина. Кто что собирает». На титульном л. дарственная надпись: «Дорогой Александре Дмитриевне на память 27 марта 1919 от любящего Л. Бухгейма. 29.III.1919».