Сергей Миропольский. Учебник грамоты для молодых солдат (1897 год); Наставление для обучающих по «Учебнику грамоты для молодых солдат» (1898 год)
Сергей Миропольский
«Пётр хотел выучить мало-помалу русские полки военному искусству...» - отмечал историк С. М. Соловьев (1820-1879). Так в первой половине XVIII в. было положено начало военному образованию в России. Обучать необходимо было как офицеров, так и солдат. Основанная императором среди прочего Школа математических и навигацких наук имела подготовительный класс - цифирную школу, где учили счету и началам геометрии. В 1762 г. цифирные школы сменили гарнизонные (при полках), где обучались дети солдат. Позже солдатские школы стали общеобразовательными учреждениями.
Солдатская инженерная школа готовила мастеровых инженерных войск. Солдатские дети обучались также в открытой в том же году Артиллерийской арифметической школе, объединенной в 1735 г. с Артиллерийской чертежной. В новой Объединенной артиллерийской школе (с 1758 г. - Соединенная артиллерийская и инженерная) обучались дворяне и солдатские дети. В 1759 г. из нее выделилась Соединенная солдатская школа, преобразованная позже в Школу художеств при кадетском корпусе, а в 1790 г. - в Солдатскую роту при корпусе. В Сиротском доме (1795 г., в 1798 г. преобразован в Императорский Военно-сиротский дом), основанном Павлом I для воспитания сирот и сыновей инвалидов-военнослужащих, имелось второе отделение для 800 солдатских сыновей, обучавшихся ремеслам.
В войсковых частях также занимались обучением солдат грамоте. Например, в 1814 г. генерал-лейтенант М. С. Воронцов открыл при 12-й пехотной дивизии полковые школы для обучения нижних чинов грамоте, ввел «Правила для обхождения с нижними чинами» и «Наставление офицерам».
В 1865 г. среди новобранцев 95% были неграмотны. Поэтому, помимо организации школ для солдат, образовывались полковые и ротные библиотеки, издавались журналы («Солдатские беседы», «Чтение для солдат» и др.).
В 1864 г. главный начальник военно-учебных заведений генерал-адъютант Н. В. Исаков учредил в Санкт-Петербурге Педагогический музей военно-учебных заведений. Одна из главных задач его состояла в ознакомлении с существующими учебными материалами. В музее также собирались коллекции учебных и воспитательных пособий (преимущественно вышедших за границей, так как в России подобной литературы почти не издавалось). В 1870 г. музей учредил Постоянную комиссию для разработки мер по удешевлению учебных пособий. В 1871 г. учреждение вошло в состав Музея прикладных знаний. При музее читались публичные лекции, открылись читальные залы для нижних воинских чинов Санкт-Петербургского гарнизона. В 1888 г. выделились специальные отделы, один из которых, по распоряжению военного министра генерал-адъютанта П. С. Ванновского (1822-1904), разработал учебник грамоты для молодых солдат (в 1872 г. вышел каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальной и средней школы; среди других учебных пособий, разработанных в музее, - арифметические счеты В. П. Коховского - он же первый директор музея, геометрические модели Евтушевского и др.). В 1918 г. Педагогический музей преобразован в Центральный педагогический музей.
Автор «Учебника грамоты для молодых солдат» - Сергей Иринеевич Миропольский (18421907). После окончания со степенью магистра Московской духовной академии, он преподавал в Харьковской, с 1870 г. - в Санкт-Петербургской семинариях. Состоял членом Синодального учебного комитета, помощником редактора «Журнала Министерства Народного Просвещения», членом-ревизором учебного комитета при Священном Синоде (на средства которого издал первый номер журнала «Народное образование»).
Среди его основных трудов: «Ян Амос Коменский» (1872, 1892), «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе» (1882), «Методика обучения письму» (6-е изд., 1909), «Обучение грамоте» (5-е изд., 1909), «Краткая грамматика церковно-славянского языка» (1886) и др.
Представляемый экземпляр состоит из двух изданий: «Учебник грамоты для молодых солдат» (в 1911 г. вышло 13-е изд.) и «Наставления для обучающих по “Учебнику грамоты для молодых солдат”» (в 1912 г. - 11-е издание).
Учебник включает прописи, четыре раздела, посвященных обучению чтению, а также церковно-славянской грамоте и счету. Составитель дополнил книгу стихами и прозой Л. Толстого, И. Крылова, А. Майкова и т. д.
На третьей странице «Учебника грамоты для молодых солдат» - запись «Войскового Старшины Попова». На титульном листе «Наставления для обучающих по “Учебнику грамоты для молодых солдат”» - запись «Капитана Попова».
Миропольский, Сергей Иринеевич (1842-1907)
Учебник грамоты для молодых солдат. По распоряжению военного министра и по указаниям комиссии Педагогического музея военноучебных заведений, составлен С. Миропольским. 6-е изд. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. 112 с. 21,5х15 см.
Наставление для обучающих по «Учебнику грамоты для молодых солдат», по распоряжению военного министра и по указаниям комиссии Педагогического музея военно-учебных заведений, составленное С. Миропольским. 7-е изд. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1898. 32 с. 21,5х15 см.