Холмская Русь. Исторические судьбы русского Забужья (1887 год)
Николай Петров
История нашей страны таит множество искромётных побед и сокрушительных поражений, долгие годы процветания и десятилетия упадка. Со времен Петра Великого Россия становится империей, расширяющей свои границы всё дальше и дальше как на Запад, так и на Восток. Книга «Холмская Русь», составленная Николаем Ивановичем Петровым, посвящена истории одной из пограничных западных областей Российской империи, в настоящее время входящей в состав Республики Польша.
Холмской Русью (Холмщиной) с XI века называлась область, находящаяся за рекой Западный Буг, отсюда ещё одно название - Забужье. Центром области являлся город Холм. В южной части Холмщины располагались червенские города, которые Владимир I Святославович отвоевал у поляков в 981 году. Эти города находились во власти киевских князей до XII века. Со второй половины XI века Холмщина вошла в состав Волынского и Галицко-Волынского княжеств. В 1240 году Холмская Русь была разорена монголо-татарами, но местному князю Даниилу Романовичу Галицкому удалось восстановить разрушенные города и сёла и привлечь новых поселенцев. После смерти Даниила Галицкого в 1264 году Холмщина была поделена между его сыновьями, затем - между внуками. В XIV веке Холмская Русь была поделена между Великим княжеством Литовским и Польским королевством, позднее объединившимися в единое государство - Речь Посполитую. В Холмской Руси поселились поляки и евреи, пришедшие из Украины. В этот период Холмщина начинает ощущать сильное польское влияние, а Люблинская уния 1569 года официально запускает активную полонизацию Холмской Руси. В её основе лежит, конечно же, религиозный вопрос, а именно обращение населения в католичество.
Новый этап развития Холмской Руси начался во время разделов Польши. После первого раздела 1772 года северная часть Холмщины осталась за Польшей, южная перешла к Австрии. По третьему разделу 1795 года небольшая часть Холмской Руси от реки Буг до литовской границы отошла к Российской империи, большая же часть поступила во владение Австрии. А уже в 1815 году по Венскому договору вся Холмская Русь влилась в Царство Польское, находившееся в составе Российской империи.
Царское правительство стремилось уменьшить влияние католической церкви в Польше, часто прибегая и к насильственным мерам. В этой связи открывалось множество духовных школ, в которых большое значение отводилось русскому языку, строились православные церкви, ограничивались в правах и закрывались униатские монастыри. Особенно жёсткие меры стали применяться после Польского восстания 1863 года. В 1875 году было официально провозглашено воссоединение холмских униатов с православной церковью. Для упрочения православия в 1879 году было основано «Холмское православное св. Богородицкое братство», которому покровительствовал император.
В 1880-х годах знаменитый русский этнограф, историк-просветитель и археолог Помпей Николаевич Батюшков (1810-1892) начинает издание сборника «Памятники русской старины в западных губерниях», посвященные Белоруссии, Литве, Волыни и другим областям. Седьмой и восьмой выпуски были посвящены Забужной Руси и её исторической судьбе. Работать над статьями для этого сборника П.Н. Батюшков приглашает Николая Ивановича Петрова (1840-1921) - автора множества работ по истории русской и украинской литературы, обзоров собраний рукописей и церковных древностей, профессора всеобщей литературы Киевской духовной академии. В своих работах Н.И. Петров неизменно отстаивал величие и силу православия и русской культуры, распространяющихся на присоединенных территориях. «Памятники русской старины в западных губерниях» получили одобрение Государя Императора, поддерживающего распространение православия и русской культуры во вновь присоединенных западных областях, и потому П. Н. Батюшков приступил к работе над отдельным очерком об исторической судьбе Холмской Руси.
Книга «Холмская Русь. Исторические судьбы русского Забужья» вышла в 1887 году. Текст для нее был подготовлен всё тем же Н.И. Петровым и проиллюстрирован рисунками и гравюрами, использованными в «Памятниках», с добавлением нескольких новых иллюстраций. Таким добавлением стала, например, копия с фрески св. Владимира XII века, кроме того были добавлены портреты Петра I, Екатерины II, Николая I, Петра Могилы, графа Д. А. Толстого и других. Особо стоит отметить факсимиле подписи царя Михаила Федоровича. В конце книги приложена раскрывающаяся цветная карта Холмско-Подляшского края, на которую нанесены границы административного деления этой области в XVIII и XIX веках. Помимо этого в конце книги располагается объяснительный текст к каждому рисунку, а в оглавлении содержится список иллюстраций. Все иллюстрации были отпечатаны в Санкт-Петербурге: хромолитографии - Штадлером и Паттинотом, гравюры на дереве - ксилографом Вейерманом, фотоцинкографии - Корнфельдом, карта - картографическим заведением Ильина. Текст и рисунки были отпечатаны в типографии товарищества «Общественная польза».
В предисловии к изданию П. Н. Батюшков называет сочинение Н. И. Петрова «средством к поддержанию и укреплению народного духа, возмущаемого внутренними и внешними врагами единства России», обозначая таким образом основную цель и идею «Холмской Руси», заключающуюся в максимально подробном описании исторической судьбы Забужья в контексте общего пути западных областей Российской империи.
Со временем изменилась власть и на смену насаждению православия пришла веротерпимость. В 1905 году Николай II издал манифест о веротерпимости, после которого в католичество перешло 200 тысяч человек, населяющих Забужье. Вскоре Холмщина была выделена из Царства Польского, став Холмской губернией. Во время Первой мировой войны Холмщина была занята австро-венгерскими и немецкими войсками, украинское население было принудительно эвакуировано в глубь Российской империи. Ещё 80 тысяч украинцев были отправлены оккупантами в глубь Польши, и в 1919 году Холмская Русь полностью вошла в её состав.
Петров Николай Иванович (1840-1921), Батюшков Помпей Николаевич (1810-1892)
Холмская Русь: Исторические судьбы русского Забужья: с 2 хромолитографиями, 45 гравюрами и картой [Володимиро-Галицкой земли]. Издание П.Н. Батюшкова. С.-Петербург: Типография товарищества «Общественная польза», 1887. XVI с.; 216 с.: ил.; 61 с.; 26,5x18 см. Составной переплёт эпохи: кожаные уголки и корешок с бинтами и золотым тиснением, мраморированная бумага, форзацы из бумаги «павлинье перо»: издательская обложка сохранена. На корешке тиснёные инициалы «П.З.». На форзаце верхней переплётной крышки в левом верхнем углу наклеен экслибрис с монограммой из переплетённых букв «С» и «К» и указанием на место хранения: «Отд. № IV/ № 42» (возможно, экслибрис принадлежит Киевской семинарии). Две хромолитографии на отдельных вклейках: «Св. равноапостольный князь Владимир», «Святые славянские первоучители Кирилл и Мефодий» (Хромолит. Штадлер и Паттинот); 45 гравюр в тексте и на отдельных листах: вложенная карта Люблинской и Седлецкой губерний (Картогр. зав. А. Ильина, С.П.Б.).
Приложения: «Указатель источников, служивших материалами для составления текста», «Объяснения к рисункам, помещенным в “Холмской Руси”», «Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в “Холмской Руси”».